Современный рынок и его характеристика
1. Сущность рыночной экономики. Типы рынка.
2. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
3. Роль государства в рыночной экономике.
1) Сущность рыночной экономики. Типы рынка. Рыночная система – форма организации экономических взаимодействий между производителями и потребителями с помощью конкурентного равновесия цен, спроса и предложения.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.
Классификация рынков:
§ По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
§ В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
§ По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.
§ По уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и структуре), дефицитный и избыточный
2) Преимущества и недостатки рыночной экономики.
Преимущества:
§ Эффективное распределение ресурсов (рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров).
§ Способность функционирования при наличии ограниченной инфляции.
§ Рынок имеет способность быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям.
§ Оптимальное использование научно-технических достижений (стремясь получить высокую прибыль, товаропроизводитель разрабатывает новые технологии).
§ Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей.
§ Способность к удовлетворению разнообразных потребностей.
Недостатки:
§ Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
§ Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды.
§ Рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству.
§ Рынок не создает стимула для производства товаров и услуг коллективного пользования.
§ Рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
§ Рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему спадами и инфляционными процессами.
Принципиально в общем виде рыночную систему можно охарактеризовать с помощью модели кругооборота доходов и расходов:
Существуют недостатки и проблемы в характере кругооборота ресурсов и доходов. Модель не отражает факты и детали, относящиеся к отдельным домохозяйствам и предприятиям – она лишь вскрывает фундаментальные принципы функционирования рыночной экономики. Модель не касается экономической роли правительства и предполагает, что домохозяйства целиком расходуют весь свой денежный доход.
3) Роль государства в рыночной экономике. Государство – все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Функции правительства:
1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую способность, направленную на выпуск доброкачественной продукции. Конституция, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон о защите прав потребителей, Закон о банках и банковской деятельности и т.д. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики и применять власть для наложения наказаний.
2. Поддержание конкурентных начал в экономических процессах.
Конкуренция – регулирующий механизм в рыночной экономике. В условиях конкуренции решение большого числа покупателей и продавцов ведет к формированию рыночного спроса и предложения, что в совокупности определяет уровень цен.
Монополия – ситуация, при которой число продавцов мало и любой продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продукта. В результате ресурсы распределяются в соответствии с интересами монополистов, игнорируя цели удовлетворения потребностей общества.
Выделяют способы антимонопольного регулирования:
§ Административный контроль над монополизированными рынками в области предложения и цен на монополизированную продукцию.
§ Последовательная либерализация рынка (не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы государственной политики направлены на то, чтобы сделать невыгодным монополистическое поведение). Снижение таможенных пошлин, поддержка малого бизнеса и тех производств, продукция которых может конкурировать с товарами монополии.
§ Разработка антимонопольных законодательных актов (регулирование структуры производства через запрещение слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции).
3. Перераспределение доходов. Рыночная система приносит доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, образования, мастерства, кто владеет значительным капиталом, наследством. При этом существуют другие категории людей, имеющие малый доход в силу меньших способностей или получивших скромное образование (престарелые, лица с умственными или физическими недостатками, безработные или матери-одиночки). Таким образом, рыночная система ведет к неравенству в распределении доходов. Правительство уменьшает неравенство доходов обществе (трансфертные платежи – пособия нуждающимся, государственное гарантирование цен на продукты первой необходимости, установление МРОТ).
4. Перераспределение ресурсов. Переливы ресурсов возникают тогда, когда некоторые выгоды / издержки, связанные с производством / потреблением продуктов вменяются третьим лицам. Выделяют положительные и отрицательные моменты перелива ресурсов.
Отрицательные моменты возникают тогда, когда производство / потребление товара порождает некомпенсируемые издержки / затраты третьей стороны. Пример: промышленные предприятия не занимающиеся охраной природы. В результате выбросов ухудшается здоровье людей. Население несет дополнительные затраты, вызванные повышенной заболеваемостью. Государство может принимать следующие меры корректировки издержек перелива ресурсов: законодательно заставить потенциальных загрязнителей осуществлять природоохранные мероприятия; ввести особые налоги, примерно равные издержкам перелива.
Положительные моменты перелива ресурсов: возникновение выгод у третьей стороны в результате производства или потребления товаров и услуг (получение образовательных или медицинских услуг). Выделяют следующие меры по усилению выгод от перелива ресурсов: увеличение спроса путем обеспечения потребителей покупательской способностью.
5. Производство общественных благ. Национальная оборона, охрана общественного порядка, содержание сети коммуникаций, содержание парков, дорог, санитарный контроль. Производство этих благ осуществляется государством за счет сбора налогов.
6. Стабилизация экономики. Контроль за уровнем занятости / инфляции, поддержание экономического роста. Для рыночной экономики характерно высвобождение рабочей силы и образование вынужденной безработицы. Обязанностью государства является снижение уровня безработицы, материальное обеспечение людей, оставшихся без работы, поиск новых вакансий, обучение и переобучение людей.
Когда общество расходует больше чем позволяют производственные мощности, то избыточные расходы ведут к повышению общего уровня цен. В этом случае государство должно ликвидировать чрезмерные расходы либо путем сокращения собственных расходов, либо повышением ставки налогов с целью уменьшения чистого дохода у населения и предприятий.
Основой экономического роста является внедрение достижений научно-технического прогресса. Как правило рыночный механизм способствует использованию в рыночных целях достижений научно-технического прогресса. Однако, если будущая норма прибыли не ясна или высока степень риска или внедряются крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости, то рыночные механизмы срабатывают недостаточно хорошо. Поэтому государство должно направлять средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или полностью финансировать вновь создаваемые отрасли.