Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики

1. Под дисреционной политикой понимается сознательное (через принятие определенных законодательных актов) регулирование государством экономических процессов.

К дисреционной политике относится:

· сознательное манипулирование расходами (активная фискальная политика);

· изменение трансфертных платежей;

· манипулирование налогами посредством стимулирующих мер.

Например, в период спада применяется стимулирующая развитие бизнеса дискреционная политика, т.е. уменьшаются налоги, увеличиваются государственные расходы. Хотя подобная политика приводит к дефицитному финансированию, однако, она обеспечивает сокращение падения производства, что в фазе спада является более серьезной проблемой, чем дефицит бюджета.

98. В условиях же быстро растущей инфляции проводится сдерживающая дискреционная политика, которая складывается из увеличения налогов и сокращения государственных расходов.

99. 2. Автоматическая или политика встроенных стабилизаторов представляет собой наличие такого экономического механизма, который бы автоматически реагировал на изменение экономической ситуации без необходимости принятия каких-либо законодательных шагов со стороны государства.

Автоматическая политика включает в себя:

· автоматическое изменение в уровне государственных проектов;

· автоматическое изменение налогов и сборов при изменении облагаемой базы.

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи встроенных стабилизаторов, а именно изменения налоговых поступлений, выплат пособий по безработице, субсидий фермерам и т. д.

Политика государственных расходов и налогов - важный инструмент госу­дарственного регулирования экономики и ее стабилизации.

Она оказывает не­посредственное воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, на объем ВНП и занятость населения, а также на регулирование спроса.

Эта зависимость показана на рис. 34.

Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики - student2.ru

Рис.34 Влияние государственных расходов на объем валового национального продукта

Поскольку в данном случае рассматриваем лишь одну составляющую фискаль­ной политики - государственные расходы, то будем исходить из того, что нало­ги равны нулю.

Совокупные рас­ходы, отложенные на оси ординат, включают в себя суммарные расходы домохозяйств, бизнеса и го­сударства (C+1+G) на покупку благ и услуг. Следовательно, состояние, при котором вся величина ВНП будет полностью потреблена (куплена) домохозяйствами, бизнесом и го­сударством может быть изображено в виде прямой, идущей к оси абсцисс под углом 45°. Тогда в любой точке прямой, лежащей под углом 45°, совокупные расходы равны величине ВНП в этой точке.

Прямая С представляет собой график потребления. Точка А показывает состояние, когда расходы равны потреблению.

В результате закупок, проведенных бизнесом, спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций - прямая C+I.. Теперь сово­купные расходы будут равны потреблению домохозяйств и инвестициям бизнеса.. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме 0В будет предъявлен спрос домохозяйств и бизнеса.

Государственные расходы (G) оказывают аналогичное воздействие. Теперь совокупные расходы будут равны C+I+G. Расстояние между прямыми C+1+G и C+I показывает величину государственных расходов на товары и услуги.

В ре­зультате произойдет перемещение точки макроэкономического равновесия по линии 45° в точку Е.

Следовательно, государственные расходы оказывают такое же влияние на сово­купный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции

Сокращение государственных расходов приведет к тому, что точка макроэкономического рав­новесия будет сдвинута вниз по прямой 45°. Это будет означать сокращение сово­купных расходов и равновесного роста ВНП.

Таким образом, государственные расходы оказывают непосредственное влия­ние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно ин­вестициям, они обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т. д. потребительских расходов, а также приведет к мно­жительному эффекту самих инвестиций.

Вопросы для самоподготовки:

1. Что такое денежная масса?

2. Чем денежный агрегат М1 отличается от М2?

3. Что такое покупательная способность денег?

4. Каковы источники кредита?

5. Что собой представляетучетная ставка?

6. Чем акция отличается от облигации?

7. Чем инфляция отличается от стагфляции?

8. Каковы социально-экономические последствия инфляции?

9. Каковы причины возникновения дефицита госбюджета?

10. Каковы экономические последствия роста государственного долга?

11. Почему вопросам налогообложения уделяется так много внимания?

12. В чем экономический смысл кривой Лаффера?

Наши рекомендации