Особенности фискальной политики в РБ.

Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций.
Стратегическая цель фискальной политики - оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
Направленность фискальной политики современного государства непосредственно зависит от:
а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;
б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;
в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;
г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.
Основными путями преодоления негативных тенденций финансовой системы в условиях мирового финансово-экономического кризиса являются:
- минимизация дефицита государственного бюджета путём сокращения некоторых статей расходов и увеличения доходной части, сокращение расходов за счёт снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата;
- за счёт дальнейшего снижения дотаций, выплачиваемых из республиканского бюджета, на отдельные мероприятия местным бюджетам для их сбалансирования, перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например, спортивных сооружений, учебных заведений и др.);
- консервация в ряде случаев строительных объектов, финансируемых за счёт средств государственного бюджета и др.
В качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет;
- изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;
- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;
- претворение в жизнь всех тех конкретных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.
- основными направлениями совершенствования налоговой политики Республики Беларусь являются следующие:
- упрощение расчётов и порядка взимания налогов;
- жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков;
- совершенствование норм юридической ответственности за нарушения в области налогов;
- поэтапное снижение уровня налогообложения с одновременным расширением налоговой базы;
- борьба с теневым сектором экономики;
- предотвращение утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности;
- пересмотр и упорядочение льгот в системе налогообложения;
- постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;
- совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;
- согласование механизма налогообложения научно-инн6овационных субъектов хозяйствования;
- стремление к унификации с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и ЕС, в частности создания согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией.



Наши рекомендации