В сущности, рынок сырьевых товаров и рынок готовых изделий - это две качественно различные части рыночного пространства, со своими, во многом несхожими, «правилами игры»
Во второй половине XX века в условиях бурного развития автоматизации, электроники, телекоммуникации, биотехнологии рынок готовых товаров в свою очередь расслоился на три части: низко-, средне- и высокотехнологичные изделий.
К первой части относятся продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь, другая продукция легкой промышленности.
Ко второй - станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки.
К третьей - аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные и измерительные приборы, электрооборудование. В последние десятилетия этот сегмент мирового рынка готовых изделий быстро расширяется и имеет большое будущее. Его удельный вес, в общем объеме мирового экспорта в ХХ1 веке почти удвоился, превысив долю не только сельскохозяйственных, но и продуктов добывающей промышленности. В силу этого, данный сегмент представляют сферу ожесточенной конкуренции между постиндустриальными странами, вовлеченными в гонку бесконечных научно-технических инноваций и не заинтересованных в появлении на этом поле новых претендентов на какую-либо долю этого рынка.
Средняя (вторая) часть - рынок средне- технологичных, как правило, трудоемких готовых изделий и полуфабрикатов, на котором ведут борьбу индустриализирующиеся страны. Число участников этой борьбы постоянно пополняется за счет развивающихся и бывших социалистических стран, а сама она становится все более жесткой, хотя и не настолько, как на верхних этажах мирового рынка.
Нижний «этаж» - рынок низко-технологичных товаров. Это, в основном, удел менее развитых стран, специализирующихся на экспорте ресурсо- и трудоемких товаров. Здесь тоже немало соперников, борющихся за свою долю на рынке, который в относительном измерении непрерывно сужается.
Именно на этом «этаже» мирового рынка сбывают более половины своей продукции наряду с африканскими и латиноамериканскими странами, постсоветские государства.
Различные части мирового рынка отличаются друг от друга характером конкуренции.
Конкурентоспособность сырьевых (базовых) ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется двумя составляющими: их природными качествами и издержками их производства, хранения и транспортировки. Природные свойства говядины или курятины, минерального топлива или ископаемого сырья, более или менее схожи во всех регионах мира (хотя, конечно, есть ощутимая разница между легкой нефтью и тяжелыми ее сортами). Главным фактором их конкурентоспособности на мировом рынке является цена, а точнее лежащие в ее основе издержки производства, хранения и перевозки. Эти издержки в свою очередь определяются стоимостью рабочей силы и уровнем производительности труда, которая во многом зависит от технического оснащения производства.
Основа конкуренции на рынках готовых изделий - не столько цена, сколько потребительские свойства товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых изделий по самой природе изменчиво и неустойчиво. Тенденция к постоянному улучшению качества готовых изделий порождает у покупателей ожидание дальнейшего совершенствования потребительских свойств каждого такого изделия. Поэтому при выборе на рынке они предпочитают (в пределах доступной для них цены) самые лучшие образцы, ибо завтра может появиться нечто более совершенное, и сегодняшнее приобретение окажется неудачным.
Отсюда особенность международной торговли готовыми изделиями:Оптимальное сочетание качества и цены готовых изделий зависит от объема платежных средств импортера, то есть по большому счету от среднего уровня доходов в данной стране. Потребительские товары самого лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения, изделия среднего качества - в страны с умеренными доходами и т. д. Поэтому страны с более или менее схожими уровнями доходов склонны иметь примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия (по их ассортименту и качеству). Эта концепция «совпадающего спроса» частично объясняет, почему обмен готовыми изделиями высокого качества наиболее интенсивно протекает между богатыми странами. Однако, следует отметить, что основную часть этой торговли составляют не предметы личного потребления, а инвестиционные товары и полупродукты. Поэтому дело здесь не только в высоких доходах населения, но и в высоком уровне производственной культуры, культуры быта и досуга, который предопределяет структуру импортного спроса на оборудование и прочие инвестиционные товары.
Мировой рынок является совокупностью национальных рынков. Он напоминает систему сообщающихся сосудов. В каждой из стран продаются не только товары отечественного производства, но и импортируемые товары и услуги.
Общее представление о структуре мировой торговли, которая сложилась к концу 90-х годов ХХ века, дает следующая диаграмма (рис.41):
Рис 41. Структура мировой торговли
Необходимо отметить, что в общей структуре мировой торговли в последние десятилетия быстро увеличивается доля услуг. Первенство принадлежит Европе. Значительная ее часть приходится также на страны Северной Америки (в основном США). Следующая диаграмма дает представление о распределении ролей в экспорте услуг (рис.42)
:
Рис. 42 Доли отдельных регионов в экспорте услуг
Мировые рынки товаров и услуг отличаются между собой и по условиям и характеру сделок. В этом отношении можно выделить несколько типов этих рынков:
· Монополистический рынок, где доминирует один поставщик. Примером может служить алмазный синдикат «Де Бирс».
· Олигополистический рынок, где доминирует несколько крупных производителей. Типичным примером является мировой рынок автомобилей.
· Атомистический рынок с невысокой концентрацией предложения товаров и острой конкурентной борьбой. Такие рынки характерны для сырьевых товаров, а также товаров текстильной, швейной и обувной промышленности.