Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

ü объема реализации продукции (VРП);

ü структуры продукции (УДi};

ü себестоимости продукции (Ci);

ü уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

2.3 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с планом

Проведем анализ влияния вышеперечисленных факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с плановой, используя данные, приведенные в табл. 2.3.1.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.

Таблица 2.3.1 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции (2008 г.), тыс. руб.

Показатель План Факт Отклонение (+,-) Выполнение плана
Объем реализованной продукции, тыс. бан. 1954,545 1985,584 31,038 101,59%
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР) 10920,710 170,71 101,59%
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС) 8722,240 72,24 100,84%
Прибыль от реализации продукции (П) 2198,470 98,47 104,69%


План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году предприятие перевыполнило на 98,47 тыс. руб. (2198,47-2100), или на 4,69%.

Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 2.3.2).

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

%РП = Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг - student2.ru

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 1,59% и составить 2133,348 тыс. руб. (2100 * 101,59%).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг - student2.ru

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг - student2.ru

По данным табл. 3.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Следует отметить, что на изменение уровня фактической прибыли по сравнению с ее плановым уровнем влияло лишь два фактора: объем реализованной продукции и себестоимость единицы продукции. Это связано с тем, что фактическая цена по сравнению с планом не изменилась. Также в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, т.к. оно выпускает всего один вид продукции.

Таблица 2.3.2 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, тыс. руб.
Объем реализации, тыс. бан. Себестоимость единицы продукции, руб.
План 1954,545 4,43 (Ц-Спл)VРПпл 2100,00
Усл1 1985,584 4,43 (Ц-Спл)VРПфакт 2133,35
Факт 1985,584 4,39 (Ц-Сфакт)VРПфакт 2198,47

1. Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции:

DПvрп = Пусл1 – Ппл = 2133,35 - 2100,00 = 33,35 тыс. руб.

2. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы:

DПс = Пфакт – Пусл1 = 2198,47 - 2133,35 = 65,12 тыс. руб.

3. Суммарное изменение прибыли:

DП = Пфакт – Ппл = 2198,47 - 2133,35 = 98,47 тыс. руб.

Этот же результат получаем как сумму отклонений за счет влияния отдельных факторов:

65,12 + 33,35 = 98,47 тыс. руб.

Анализ показывает, что план прибыли был перевыполнен главным образом за счет уменьшения себестоимости единицы реализованной продукции (увеличение составило 65,12 тыс. руб.). Ощутимый вклад внес и второй фактор – увеличение объема реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль увеличилась на 33,35 тыс. руб.

Наши рекомендации