Анализ финансовых результатов от продажи продукции, работ, услуг

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определя­ются факторы изменения ее суммы (рис. 2.2).

Анализ финансовых результатов от продажи продукции, работ, услуг - student2.ru

Рис. 2.2. Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен:

Объем реализации продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увели­чении объема реализации происходит уменьшение суммы при­были.

Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорцио­нально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли воз­растает, и наоборот.

Подобные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 2.1 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.

  Таблица 2.1 Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции  
Вид про-дукции Объем реализации, ц. Цена изделия 1 ц, руб. Полная себестоимость 1 ц, руб. Прибыль (убыток) от продажи, тыс. руб. Отклонения (+,-) 201г2 от 2011г, тыс руб.
общее В том числе за счетизменения
объема продаж цены Полной себе­ стоимо­ сти
сосиски 0,72 0,62 0,59 0,65 -247 -719 +570,96 -801 -480,6
колбаса 1,52 1,44 1,07 1,12 -5259 1254,15 -3909,92 -2443,7

Результаты расчетов показывают, что уменьшение прибыли обусловлен в основном уменьшением среднереализационных цен. Уменьшению суммы прибыли по сосискам на 719 тыс. руб., а по колбасе на 5259 тыс.руб способствовали также изменения в структуре цены, так и в полной себестоимости. Себестоимость продукции, как уже отмечалось, в свою очередь зависит от двух основных факторов: а) количества потребленных ресурсов и услуг в процессе производства и реализации продукции; б) уровня цен и тарифов на ресурсы и услуги.

Это позволяет сделать вывод, что снижение отпускных цен на про­дукцию предприятия возмещает снижение цен на производственные ресурсы.

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продук­ции

Наши рекомендации