Управление качеством продукции. Концепция всеобщего управления качеством

Управление качеством представляет собой систему действий, осуществляемых при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

К числу факторов, влияющих на качество продукции, относятся:

§ уровень износа основных производственных фондов предприятия;

§ профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизи­ческое здоровье работников;

§ характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

§ климатическое состояние окружающей среды и произ­водственных помещений;

§ интерьер и производственный дизайн;

§ характер материальных и моральных стимулов;

§ морально-психологический климат в производственном коллективе;

§ формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

§ состояние социально-материальной среды работников.

При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции, которые организуются и протекают как на до производственной стадии, так и на производственной и после производственной стадиях жизненного цикла продукции.

Основной задачей предприятия является организация системы качества производимой продукции и предоставляемых услуг, которые:

§ отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения продукции;

§ удовлетворяют требованиям потребителя;

§ соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;·

§ отвечают действующему законодательству;

§ предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции,представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

В настоящее время широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000,в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества).Как показывает зарубежный опыт, кружки качества представляют собой форму организационной демократизации, которая создает заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии.

Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению придали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они получили распространение в странах Европы, Америки и Азии.

Особое значение при управлении и контроле качества продукции на предприятии имеет формирование концепции всеобщего управления качеством, которая предусматривает всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности, от исследований и раз­работок до послепродажного обслуживания, при участии руко­водства и служащих всех уровней, а также рациональном использо­вании технических возможностей.

Концепции всеобщего управления качеством – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эф­фективности и конкурентоспособности организации. Вся система включает в себя следующие элементы:

1. Контроль в процессе разработки новой продукции.

2. Оценку качества опытного образца, планирование каче­ства продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материа­лов.

3. Входной контроль материалов.

4. Контроль готовой продукции.

5. Оценку качества продукции.

6. Оценку качества производственного процесса.

7. Контроль качества продукции и производственного про­цесса.

8. Анализ специальных процессов (специальные исследова­ния в области качества продукции).

9. Использование информации о качестве продукции.

10. Контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции.

11. Обучение методам обеспечения качества, повышение ква­лификации персонала.

12. Гарантийное обслуживание.

13. Координацию работ в области качества.

14. Совместную работу по качеству с поставщиками.

15. Управление человеческим фактором путем создания ат­мосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-постав­щиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей.

16. Работу в области качества по методу межфункциональ­ного управления.

17. Участие в национальных кампаниях по качеству.

18. Выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией эконо­мической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономичес­кой деятельности, принятие мер, обеспечивающих пони­мание на фирме политики в области качества).

19. Участие служащих в финансовой деятельности.

20. Проведение мер по формированию культуры качества.

21. Подготовку управленческих кадров для руководства дея­тельностью в области качества.

22. Возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

Всеобщее управление качеством представляет собой технологию руководства процессом повышения качества, состоящую из трех частей:

- базовой системы – включающей средства, которые применяются для анализа и исследования, основанные на использовании общепризнанного математического аппарата и статистичес­ких методов контроля;

- системы технического обеспечения– состоящей из приемов и програм­м, позволяющих обучить персонал владению этими сред­ствами и правильному их применению;

- системы совершенствования и развития всеобщего управ­ления качеством– предполагает адаптацию научных подхо­дов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и усло­виям рынка.

Целью всеобщего управления качеством является достижение более высокого качества продукции и услуг. При этом предусматривается 4 уровня качества:

1 уровень – «соответствие стандарту». Качество продукции оценивается как соответствующее или не­соответствующее требованиям стандарта. Необходимо выяснить требования, утвердить стандарт, а также инструкции и процеду­ры проверки качества продукции. Инструментами при этом слу­жат статистический контроль качества и организационная струк­тура производства. Недостатками этой концепции являются не­обходимость проведения обязательного контроля качества и от­сутствие учета требований потребителей (рынка).

2 уровень – «соответствие использованию».Продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям. Тогда она будет пользоваться спросом на рынке. Чтобы соответствовать всем ва­риантам использования продукции, о ее качестве должны забо­титься не только производственные подразделения фирмы, но и службы маркетинга, исследований и разработок, планирования, контроля качества, сбыта и сервиса. Все подразделения должны функционировать как единое целое. Но при этом требуется учи­тывать, что более высокое качество приводит к более высоким затратам, а значит, и к повышению цены на продукцию.

3 уровень – «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеале это означает высокое качество при низкой цене. Но для достижения таких результатов необходимо изменить всю систему работы. Единственным путем достижения низкой сто­имости при высоком качестве является бездефектное производ­ство. А это прежде всего зависит от сознательности рабочих и их постоянных усилий по обеспечению качества. Продукцию про­изводит не инженер или управленец, а рабочий. Поэтому все ра­бочие должны постоянно определять дефекты или ошибки и сами их исправлять. Если быстрое исправление ошибок и стремление к улучшению качества организованы на каждой ступени произ­водства, то дефекты или отходы, а также переделки сведутся к минимуму. Это и есть «контроль процесса», в котором должен участвовать весь персонал фирмы.

4 уровень – «соответствие скрытым (неочевид­ным) потребностям». В индустриально развитых странах рынок наводнен продук­цией, которая мало отличается по уровню качества и удовлетво­ряет все явные, очевидные требования покупателя. Поэтому преимущество при сбыте получает продукция, учитывающая скрытые потребности.

Наши рекомендации