Управление качеством продукции. Концепция всеобщего управления качеством
Управление качеством представляет собой систему действий, осуществляемых при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
К числу факторов, влияющих на качество продукции, относятся:
§ уровень износа основных производственных фондов предприятия;
§ профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников;
§ характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;
§ климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
§ интерьер и производственный дизайн;
§ характер материальных и моральных стимулов;
§ морально-психологический климат в производственном коллективе;
§ формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
§ состояние социально-материальной среды работников.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции, которые организуются и протекают как на до производственной стадии, так и на производственной и после производственной стадиях жизненного цикла продукции.
Основной задачей предприятия является организация системы качества производимой продукции и предоставляемых услуг, которые:
§ отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения продукции;
§ удовлетворяют требованиям потребителя;
§ соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;·
§ отвечают действующему законодательству;
§ предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции,представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
В настоящее время широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000,в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.
Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества).Как показывает зарубежный опыт, кружки качества представляют собой форму организационной демократизации, которая создает заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии.
Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению придали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они получили распространение в странах Европы, Америки и Азии.
Особое значение при управлении и контроле качества продукции на предприятии имеет формирование концепции всеобщего управления качеством, которая предусматривает всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности, от исследований и разработок до послепродажного обслуживания, при участии руководства и служащих всех уровней, а также рациональном использовании технических возможностей.
Концепции всеобщего управления качеством – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Вся система включает в себя следующие элементы:
1. Контроль в процессе разработки новой продукции.
2. Оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов.
3. Входной контроль материалов.
4. Контроль готовой продукции.
5. Оценку качества продукции.
6. Оценку качества производственного процесса.
7. Контроль качества продукции и производственного процесса.
8. Анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции).
9. Использование информации о качестве продукции.
10. Контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции.
11. Обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала.
12. Гарантийное обслуживание.
13. Координацию работ в области качества.
14. Совместную работу по качеству с поставщиками.
15. Управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей.
16. Работу в области качества по методу межфункционального управления.
17. Участие в национальных кампаниях по качеству.
18. Выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества).
19. Участие служащих в финансовой деятельности.
20. Проведение мер по формированию культуры качества.
21. Подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества.
22. Возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.
Всеобщее управление качеством представляет собой технологию руководства процессом повышения качества, состоящую из трех частей:
- базовой системы – включающей средства, которые применяются для анализа и исследования, основанные на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля;
- системы технического обеспечения– состоящей из приемов и программ, позволяющих обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению;
- системы совершенствования и развития всеобщего управления качеством– предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка.
Целью всеобщего управления качеством является достижение более высокого качества продукции и услуг. При этом предусматривается 4 уровня качества:
1 уровень – «соответствие стандарту». Качество продукции оценивается как соответствующее или несоответствующее требованиям стандарта. Необходимо выяснить требования, утвердить стандарт, а также инструкции и процедуры проверки качества продукции. Инструментами при этом служат статистический контроль качества и организационная структура производства. Недостатками этой концепции являются необходимость проведения обязательного контроля качества и отсутствие учета требований потребителей (рынка).
2 уровень – «соответствие использованию».Продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям. Тогда она будет пользоваться спросом на рынке. Чтобы соответствовать всем вариантам использования продукции, о ее качестве должны заботиться не только производственные подразделения фирмы, но и службы маркетинга, исследований и разработок, планирования, контроля качества, сбыта и сервиса. Все подразделения должны функционировать как единое целое. Но при этом требуется учитывать, что более высокое качество приводит к более высоким затратам, а значит, и к повышению цены на продукцию.
3 уровень – «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеале это означает высокое качество при низкой цене. Но для достижения таких результатов необходимо изменить всю систему работы. Единственным путем достижения низкой стоимости при высоком качестве является бездефектное производство. А это прежде всего зависит от сознательности рабочих и их постоянных усилий по обеспечению качества. Продукцию производит не инженер или управленец, а рабочий. Поэтому все рабочие должны постоянно определять дефекты или ошибки и сами их исправлять. Если быстрое исправление ошибок и стремление к улучшению качества организованы на каждой ступени производства, то дефекты или отходы, а также переделки сведутся к минимуму. Это и есть «контроль процесса», в котором должен участвовать весь персонал фирмы.
4 уровень – «соответствие скрытым (неочевидным) потребностям». В индустриально развитых странах рынок наводнен продукцией, которая мало отличается по уровню качества и удовлетворяет все явные, очевидные требования покупателя. Поэтому преимущество при сбыте получает продукция, учитывающая скрытые потребности.