Концепция всеобщего управления качеством (TQM)

Всеобщее управление качеством — это подход к управлению организацией, объединяющий основные существующие методы управления и технические средства в научно обоснованную систему, целью которой является постоянное улучшение производственной деятельности и результатов этой деятельности. Принятая аббревиатура концепции "всеобщего управления качеством" — TQM (Total Quality Management). Концепция TQM охватывает все структуры предприятия, все виды производственной деятельности и направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов для наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия. Концепция TQM может быть использована в организации любого профиля деятельности и, как показывает международный опыт, способствует повышению качества результатов трудовой деятельности и улучшению финансовых показателей. На основании концепции TQM может быть построена система качества. Далее рассмотрим основные характеристики концепции TQM.

Цель TQM:достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества.

Задачи TQM:постоянное улучшение качества путем регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.

Стратегия TQM:предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка.

Средства TQM: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты.

Основное различие традиционных форм управления и TQM заключается в следующем:

Управление предприятием по концепции TQM рассматривает достижение долгосрочного успеха как предмет управленческого воздействия. Поставленные цели реализуются в круговом цикле управления (цикле Деминга) (рис. 1) : планирование = осуществление = контроль = управляющее воздействие.

Концепция всеобщего управления качеством (TQM) - student2.ru

Рис. 1 – Цикл Деминга

Согласно циклу Деминга, для достижения поставленной цели (максимального удовлетворения запросов потребителей, общества и сотрудников) планируется специальная деятельность, формируется группа исполнителей, их деятельность документируется и анализируется. По результатам анализа проведенной деятельности планируется следующий в круговом цикле управления комплекс мероприятий.

Предприятие, использующее в управлении концепцию TQM, ориентируется на изменяющиеся потребности потребителя, общества, сотрудников и организации в целом. В соответствии с выявленными потребностями предприятие изменяет характеристики продукции, процессов, методик и структур.

Для достижения успеха необходимо постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих: 1) качества продукции; 2) качества организации процессов; 3) уровня квалификации персонала. Так как при паралельном совершенствовании данных аспектов организация выводит качество на новый уровень в своей фирме, а также достигает лидирующих позиций на рынке.

В свою очередь, организация, развивающаяся согласно концепции TQM, должна преследовать следующие цели:

• ориентация производства на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей;

• возведение качества в ранг цели производства;

• оптимальное использование всех ресурсов организации.

Это позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса и достичь конкурентного преимущества.

Для окончательного общего представления о концепции TQM осталось познакомиться с основными принципами данной концепции. В основе TQM лежат следующие принципы: 1) ориентация на потребителя; 2) вовлечение работников; 3) подход к системе качества как к процессу; 4) системный подход к управлению; 5) постоянное улучшение.

Наши рекомендации