Вопрос 12. Классификация цен в зависимости от условий поставки и продажи товаров (франкирование цен)1
1. Классификация условий поставки по «Инкотермс 2000». Характеристика группы Е
2. Характеристика группы F
3. Характеристика группы C
4. Характеристика группы D
1. Классификация цен в зависимости от условий поставки и продажи товаров занимает особое место, так как она широко применяется не только на внутренних, но и на внешних рынках, в практике международной торговли. В основе классификации лежат способы и порядок включения транспортных расходов в цену продукции в зависимости от того, кто (покупатель или продавец) берет на себя их оплату и в каком объеме.
Термин «франкирование» применяется при оплате перевозки груза от производителя к потребителю. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения товара от производителя к потребителю транспортные расходы включаются в состав цены.
Транспортный фактор оказывает большое влияние на формирование внешнеторговых цен. Однако типовые условия поставки продукции по-разному регламентируются законодательством разных стран. Стороны, заключающие международные контракты, не всегда осведомлены о подобных нюансах. Для того чтобы устранить этот недостаток внешнеторговой деятельности, Международная торговая палата в 1936 г. ввела в действие перечень международных правил торговли «Инкотермс 1936» (базисные условия поставки – БУП), в которых, в частности, оговаривались единые условия транспортировки товаров и обязанности продавца и покупателя при распределении между ними транспортных и других расходов. В данный документ вносились изменения в 1953-м, 1967-м, 1976-м, 1980-м, 1990 г. В настоящее время действует «Инкотермс 2000», насчитывающий 13 терминов, распределенных по четырем группам: Е, F, С, D.
Рассмотрим подробно каждую группу цен. В табл. 1 представлена классификация условий поставки в соответствии с редакцией «Инкотермс 2000».
Базис EXW предусматривает минимальные обязанности продавца, базис DDP – максимальные.
Таблица 1. Классификация условий поставки по «Инкотермс 2000»1
Группа | Условия поставки (торговые термины) | Условия возмещения транспортных расходов, рисков, таможенных пошлин и сборов | Способ транспортировки | ||||
водный | автомо- бильный | железно- дорожный | воздушный | комбини- рованный | |||
E | EXW | Франко-завод | + | + | + | + | + |
F | FCA FAS FOB | Свободно у перевозчика Свободно вдоль борта судна Свободно на борту судна | + + + | + - - | + - - | + - - | + - - |
C | CFR CIF CPT CIP | Цена и фрахт (оплачен фрахт до порта назначения) Цена, страховка, фрахт Перевозка оплачена до… Перевозка и страхование оплачены до… | + + + + | - - + + | - - + + | - - + + | - - + + |
D | DAF DES DEQ DDU DDP | Поставка до границы Поставка с судна Доставлено на пристань Поставка без оплаты пошлины Поставка с оплатой пошлины | - + + + + | + - - + + | + - - + + | + - - + + | + - - + + |
Группа Е
EXW – Ex works (франко-завод) – продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (на заводе, фабрике, складе).
Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную пошлину по этому товару для экспорта. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с перевозкой товара от предприятия-продавца к месту назначения. Таким образом, этот способ установления цены предусматривает минимальные расходы и риск продавца.
2. Группа F
FCA - Free carrier (франко-перевозчик). В обязанности продавца входит установление цены товара, прошедшего таможенную очистку, указанной покупателем перевозчику до названного места. Выбор места поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, то продавец за отгрузку товара ответственности не несет.
FAS - Free alongside ship (франко вдоль борта судна). Продавец считается выполнившим свои обязательства, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или лихтерах в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. На продавца возлагаются обязанности по таможенной очистке товара для экспорта.
Покупатель должен заключить договор перевозки, т.е. зафрахтовать судно, внести провозную плату и заблаговременно известить продавца о месте подачи груза, а также погрузить товар на судно.
FOB - Free on board (франко-борт). Продавец считается выполнившим свои обязательства, когда товар перешел через поручни судна в назначенном порту отгрузки. На продавца возлагаются обязанности по таможенной очистке товара для экспорта и передачи документов, включая коносамент, покупателю.
Покупатель обязан зафрахтовать судно, известить продавца о названии судна, месте погрузки, необходимой дате поставки.
3. Группа С
CFR - Cost and freight (стоимость и фрахт). Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для поставки товара в названный порт назначения, однако риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.
Расходы по выгрузке товара в порту назначения несет покупатель.
CIF - Cost, insurance and freight (стоимость, страхование и фрахт). Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят от продавца к покупателю. На продавца возлагается также приобретение морского страхования в пользу покупателя против риска и повреждения товара во время перевозки. Продавец должен заключить договор страхования и платить взносы.
СРТ - Carriage paid to (фрахт (перевозка) оплачены до). Продавец обязан:
ü заключить за свой счет договор перевозки товара до согласованного с покупателем пункта в месте назначения и оплатить провозную плату перевозчику;
ü передать товар первому перевозчику;
ü оплатить фрахт и нести все расходы по погрузке товара и любые издержки при выгрузке товара в пункте назначения;
ü предоставить покупателю транспортный документ (коносамент, накладную или расписку перевозчика), выданный перевозчиком;
ü выполнить и оплатить таможенные процедуры для ввоза товара;
ü получить экспортную лицензию за свой счет.
Покупатель обязан своевременно указать выбранный пункт назначения и нести риски в процессе транспортировки. Риск гибели или повреждения товара переходит от продавца к покупателю товара распоряжение первого перевозчика.
CIP - Carriage and insurance paid to (фрахт (перевозка) и страхование оплачены до). Обязанности продавца и покупателя аналогичны тем, что и при условии СРТ, однако при условии CIP предусмотрено обязательное страхование товара продавцом в пользу покупателя.
4. Группа D
DAF - Delivered at frontier (поставка до границы). Продавец выполнил поставку, когда он предоставил незагруженный товар, прошедший таможенную очистку от экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. Под границей понимается любая граница, включая границу страны-экспорта (следовательно, очень важно определение границы путем указания на конкретный пункт или место).
DES - Delivered ex ship (поставка с судна). Поставка имеет место в порту назначения на борту судна. Продавец несет те же расходы по доставке товара, что и при условии CIF. Таможенная очистка товара для импорта осуществляется покупателем.
DEQ - Delivered ex quarter (поставка с пристани). Поставка товара происходит на пристани в порту назначения. Продавец несет все расходы по доставке товара в срок, оговоренный в контракте, включая оплату фрахта и расходы по выгрузке товара и расположению его на пристани. Уплата пошлин, налогов и оплата таможенных процедур при импорте товара возлагается на покупателя.
DDU - Delivered duty unpaid (поставка без уплаты пошлины). В обязанности продавца входит предоставление не прошедшего таможенную очистку и неразгруженного с прибывшего транспортного средства товара в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все риски и расходы, связанные с транспортировкой товара до этого места, за исключением любых сборов, собираемых для импорта в стране назначения; сюда входят ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также оплата таможенных процедур, уплата таможенных пошлин, налогов и сборов. Ответственность за такие сборы несет покупатель. Ответственность, риски и расходы за выгрузку и перегрузку товара зависят от того, под чьим контролем находится выбранное место поставки.
DDP - Delivered duty paid (поставка с уплатой пошлины). Данные условия предусматривают максимальные обязанности продавца, который:
ü должен предоставить товар в распоряжение покупателя в указанном месте назначения в стране-импортере в срок, обусловленный в договоре, и передать покупателю документ (складское или транспортное свидетельство), чтобы покупатель мог принять товар;
ü обязан за свой счет и на свой риск заключить договор перевозки товара и нести все транспортные расходы до пункта назначения;
ü должен предоставить лицензию или разрешение на импорт и нести расходы при уплате импортных пошлин или налогов, подлежащих уплате в месте назначения на момент вывоза товара.
В свою очередь покупатель обязан принять поставку товара, как только продавец передаст товар в указанном месте назначения. Риск случайной гибели или порчи товара переходит от продавца к покупателю с момента передачи товара в его распоряжение в пункте назначения.