Целевое начало в деятельности организации: миссия, цели, стратегии

Миссия организации.

.Миссия —основная, главная цель организации, ради которой она и создана.

Необходимо учитывать:

-формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг;

-положение фирмы по отношению к внешней среде;

-культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации;

-какой тип работников привлекает данный климат;

- каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;

-кто является потребителями, какие потребности клиентов фирма может успешно удовлетворить.

Миссия организации является основой при формулировке ее целей.

Система целей фирмы включает принципы, духовные ценности, долгосрочные цели. Все это декларирует миссию организации в обществе.

Миссия предназначена для реш-я след задач:

1. представить в явном виде, для чего существует орг-ция,

2. установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости целей

3. определить чем компания отлич-ся от др. ,

4. создать критерий для оценки всех действий орг-ции,

5. согласовать интересы лиц связанных с орг-цией.

6. способность созданию корпоративного духа.

Отличие миссии от цели орг-ции

- миссия направлена на общ-во, а цель внутри орг-ции,

миссия опред-ся на более длит-ный период, в идеале на весь срок деят-ти компании.

Миссия сост-т из след-щих эл-тов:

1. Определение области конкуренции (отраслевое направление, перечень сфер хоз-ной деят-ти),

2. Стратегическое намерение или ведение (показатели, кот предприятие хочет достичь в будущем),

3. Компетентность персонала и конкурентное преимущество (навыки и умения персонала).

4. Основные заинтересованные групы, т.е. влияние на те группы, кот несут процветание компании.

Миссия организации или ее предназначение, социальная ориентация, определяется ее владельцем до начала хоз. деятельности. По мере активизации деятельности миссия может слегка изменяться. Например, миссия фирмы IBM - предоставление услуг всем странам с целью удовлетворения их потребностей в ЭВМ. В этом случае миссия охватывает широкий спектр деятельности, ориентированный на увеличение объемов производства ЭВМ, услуг, предоставляемых в этой области. Однако при этом предусматривается удовлетворение нужд определенной категории потребителей.

Примеры. Microsoft Corporation: «Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе, плюс первоклассное программное обеспечение». Миссия Google состоит в организации мировой информации, обеспечении ее доступности и пользы для всех.

Цели организации.

Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование, должна иметь признание в обществе

Цель деятельности - это желаемое состояние объекта управления через определенное время.

Цели устанавливаются на основе следующих принципов:

конкретности и измеримости;

достижимости и реальности (недостижимые цели не поддаются мотивации, но и реализация легких целей плохо мотивируется, следовательно, цели должны соответствовать способностям работников);

наличия сроков исполнения; эластичности целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.

Классификация:

по охватываемой сфере (общая, частная цели); значению (главная, промежуточная, второстепенная); количеству переменных (одно- и многоальтернативная); предмету цели (рассчитан на общий или частный результат). Результативно-хозяйственные цели: стремление к доходу; стремление к имущественному состоянию; стремление к увеличению оборота; стремление к снижению расходов.

Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.

Цели предприятия могут быть краткосрочными (не больше чем на квартал или год), среднесрочными (1-3 года) и долгосрочными (3-10 лет).

Цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них.

Цель– это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов.

Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей.

3 фазы установления целей:

1) выявление общих для организации целей;

2) построение иерархии целей (все цели орг-ции образуют иерархию целей, кот устанавливает связанность орг-ции и ориентирует все подразделения на достижение целей орг-ции. Иерархия целей представляет собой дерево целей, схема в виде пирамиды: главная или корневая, подцели или цели 1-го уровня, задачи или подцели 2-го уровня, информация или данные для решения задачи)

3) установление индивидуальных целей. Этот м-д подразумевает стр-ризацию и выд-ние взаимосвязей м/у целями и средствами их достижения. Взаимосвязь целей с эл-тами предприятия: схема: посередине цели, вокруг: люди, тех-нологии, задачи упр-ния, стр-ра органов упр-ния.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, и деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Существуют 4 основных типа.

Стратегии концентрированного роста– стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.

Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Уровни стратегии – первый (корпоративный, здесь принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании),

второй (сферы бизнеса – уровень первых руководителей),

третий (уровень руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга).

Классификация стратегий фирмы:

Продуктово-рыночная: определение видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.

Стратегия маркетинга: гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям, уровня затрат на исследование рынка; распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.

Конкурентная: снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.

Стратегия нововведений: объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции.

Стратегия капиталовложении: определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам.

Стратегия развития: реализация целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы, как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний.

Стратегия поглощения: приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства.

Стратегия зарубежного инвестировании: создание за рубежом собственных производственных предприятий — сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.

Стратегическое планирование- начинается установлением руководством общих стратегических задач; это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации.

Стратегический план- план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня. СП включает в себя: четыре основных вида управленческой деятельности: Распределение ресурсов(фондов, высококвалифицированных кадров, а также технологического и научного опыта); Адаптация к внешней среде(действия, которые улучшают отношения фирмы с окружающей внешней средой); Внутренняя координация работы всех отделов и подразделений(выявление сильных и слабых сторон фирмы); Осознание организационных стратегий (опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации).

Схема стратегического планирования состоит из :Миссия-> Цель-> Внешняя среда->Сильные и слабые стороны-> Альтернативы-> Выбор стратегии-> Реализация стратегии-> Оценка стратегии

Наши рекомендации