Целевое начало в деятельности организации. Процесс выработки целей. Типы целей. Иерархия целей.

В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные цели.

Организация сама по себе не имеет и не может иметь целей. Цели имеют отдельные люди, которые пытаются с помощью организации достичь их. Естественно, при этом они должны чем-то поступаться, чем-то жертвовать в пользу организации. Желания и устремления отдельных людей, т.е. их цели, обычно находятся в противоречии с целями других. Именно это противоречие разрешает менеджмент путем установления целевых ориентиров организации.

Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и, соответственно, о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и составляет очень важную часть стратегического управления.

Когда осуществляется процесс выработки целей, необходим двухсторонний обмен информацией, чтобы обеспечить понимание каждым человеком его конкретных целей. Кроме уяснения ожидаемых результатов работы двусторонний обмен информацией позволяет подчинённым сообщить руководителям, что им требуется для достижения поставленных целей.

Главные области, где подчинённым требуется поддержка их руководителей, чтобы выполнить поставленные задачи:

  1. Информация.
  2. Уточнение отношений между уровнями полномочий и ответственности.
  3. Поддержка со стороны штатного персонала.
  4. Горизонтальная и вертикальная координация.
  5. Финансирование, материалы, оборудование и трудовые ресурсы.

Типы целей:

по их иерархическому статусу:

· цели руководства высшего,

· среднего уровня управления

· низшего уровня управления

· индивидуальные цели исполнителей.

по признаку их отнесенности к тому или иному основному структурному подразделению:

· производственные,

· финансовые,

· перспективные,

· кадровые,

· инновационные,

· исследовательские,

· административные.

по критерию временной перспективы:

· долгосрочных (перспективных),

· среднесрочных

· краткосрочных

две обобщающие группы:

· Внешние

· Внутренние

по признаку очередности их реализации, приоритетности:

· особо приоритетные (неотложные) — первоочередные — так называемые горячие,

· приоритетные

· отсроченные.

по признаку их приуроченности к той или иной стадии «жизненного цикла» организации:

· цели, связанные со стадией проектирования и создания системы управления;

· цели, связанные со стадией разбития («роста») системы;

· цели, связанные со стадией зрелого стабильного, устойчивого функционирования;

· цели, связанные со стадией завершения жизненного цикла системы

в зависимости от числа лиц, к которым они относятся:

· глобальные (общеорганизационные),

· локальные (групповые)

· индивидуальные цели

по четкости и определенности их постановки наструктурированные:

· четкие — так называемые хорошо определенные цели (well-definited goals),

· «размытые», неструктурированные цели (non-structurited goals).

Иерархия целей

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:

• цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
• цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, «подчинены» им и определяют деятельность организации в ближайшей перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно посредством достижения краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.

Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.



Наши рекомендации