Факторный анализ прибыли от продажи продукции

Таблица №12

  Показатели   Предыдущий период, тыс. руб. Отчётный период, тыс. руб. Изменение за период
тыс.руб   %  
5=4-3 6=5:3 *100
  Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 8,57
  Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 4,90
  Управленческие расходы 16,84
  Коммерческие расходы 5,81
  Прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг 67,08

Из таблицы видно, что несмотря на увеличение себестоимости проданных товаров на 2224 тыс.руб. и управленческих расходов на 951 тыс.руб. увеличилась выручка предприятия на 4639 тыс.руб.(8,57%) и выросла прибыль организации на 1406 тыс.руб.(67,08%)

Формализованный расчет прибыли от продажи продукции (Пр) можно представить в таком виде:

факторный анализ прибыли от продажи продукции - student2.ru , где:

Вр- выручка (нетто) от продажи продукции, товаров, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб.;

Ср - себестоимость реализации продукции, товаров (работ, услуг), исключая управленческие и коммерческие расходы, руб.;

Ру - управленческие расходы, руб.;

Рк - коммерческие расходы, руб.

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующим формулам.

1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продажи:

факторный анализ прибыли от продажи продукции - student2.ru , где:

∆Пр1 - прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции, руб;

Про - прибыль от продажи базисного (предыдущего) периода, руб.;

Jр - индекс изменения объема продажи, определяемый отношением выручки от продажи (без НДС) отчетного периода (Вр1) к выручке от продажи предыдущего периода (Вр0) по формуле:

факторный анализ прибыли от продажи продукции - student2.ru

Jp =58768/54129=1,0857

DПр1=2096*(1,0857-1)=179, 6272 тыс.руб.

2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи (∆Пр2):

факторный анализ прибыли от продажи продукции - student2.ru , где:

С0,C1 - себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, руб.;

∆Пр2 = 45388*1,0857-47612= 1665,7516 тыс.руб.

3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр3):

факторный анализ прибыли от продажи продукции - student2.ru , где:

Ру0, Ру1 - управленческие расходы предыдущего и отчетного периода соответственно, руб.;

∆Пр3 = 5647* 1,0857 – 6598= -467,0521

4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр4):

факторный анализ прибыли от продажи продукции - student2.ru , где:

Рк0, Рк1 - коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода соответственно, руб.;

∆Пр4 =998*1,0857-1056 =27,5286 тыс.руб.

5. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период:

факторный анализ прибыли от продажи продукции - student2.ru =179,6272+1665,7516-467,0521+27,5286 тыс.руб.= 1405,86 тыс.руб.

Таким образом, факторный анализ определяет совокупное влияние факторов на прибыль от продаж. Положительное влияние на изменение прибыли от продаж оказали выручка от реализации, увеличение себестоимости продукции а отрицательное влияние оказал рост управленческих расходов. Однако, в целом, они не смогли привести к общему уменьшению прибыли от продаж.

Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции

Таблица №13

№ п/п Наименование показателя Предыдущий период Отчетный период Изменение
1. Общие затраты на 1 руб. выручки (нетто), в том числе: 0,96 0,94 -0,02
1.1. Себестоимость реализации на 1 руб. выручки (Ср/Вр) 0,84 0,81 -0,03
1.2. Управленческие расходы на 1 руб.выручки (Ру/Вр) 0,10 0,11 0,01
1.3. Коммерческие расходы на 1 руб.выручки (Ру/Вр) 0,018 0,018 0,00
2. Прибыль от продажи на 1 руб. выручки (Пр/Вр) 0,04 0,06 0,02

Анализ затрат на рубль товарной продукции устанавливает прямую связь между себестоимостью и прибылью, так как разность между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Связь выражается через формулу:

Вр=Сп+Пр, где:

Вр – выручка от реализации продукции (нетто), руб;

Сп - полная себестоимость реализованной продукции (Сп=Ср+Ру+Рк), руб;

Пр - прибыль от продажи товарной продукции., руб.

Преобразуем представленную формулу делением ее элементов на один и тот же показатель - величину выручки (Вр), тогда получим:

Вр/Вр=Сп/Вр+Пр/ВР, где Сп/Вр=Зт, где:

Зт - затраты на рубль товарной продукции, определяемые отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к выручке от продажи продукции.

Получим формулу:

1=ЗТ+Пр/Вр

Исходя из формулы, чем ниже уровень затрат на рубль товарной продукции, тем выше

прибыль предприятия.

Изменение затрат на рубль товарной продукции зависит от изменения уровня удельных постоянных и переменных затрат:

Зт=Ср/Вр+Рк/Вр+Ру/Вр

СБо=Сро/Вро=45388/54129=0,84

СБ1=Ср1/Вр1= 47612/58768=0,81

УРо= Руо/Вро = 5647/54129=0,10

УР1= Ру1/Вр1 = 6598/58768 =0,11

РКо = Руо/Вро = 998/54129=0,018

РК1 = Ру1/Вр1 = 1056/58768= 0,018

ЗТ0=0,84+0,10+0,018=0,96

ЗТ1= 0,81+0,11+0,018=0,94

Из анализа затрат на 1 руб. товарной продукции видно, что общие затраты на 1 руб. изменились незначительно, и структура незначительно изменилась. Также проанализировав таблицу можно сделать вывод о том, что затраты предприятия на 1 руб. выручки крайне высоки и составляют 0,96 копеек, и 0,94 следовательно уровень прибыли на 1 рубль выручки составляет 4 и 6 копеек.

Наши рекомендации