Инфляция, её сущность и причины возникновения. Методы стабилизации денежного обращения
Явление инфляции известно давно, приблизительно с IV-III вв. до н. э. или с момента, когда в мире денежным товаром утвердилось серебро.
Процесс обесценивания бумажных денег в результате их чрезмерного выпуска в обращение (эмиссии) правительством называется инфляцией.
На рубеже ХІХ-ХХ вв. инфляция приобрела постоянный и всеобщий характер, охватив почти все развитые страны.
Новым явлением в экономике с 60-х годов ХХ в. стало соединение инфляции с кризисными спадами производства, ростом безработицы – стагфляция, т. е. падение (или застой) производства и инфляции.
Причины инфляции:
- развитие диспропорций в народном хозяйстве;
- монополистические тенденции в экономике и господство монополий;
- крах золотого стандарта;
- чрезмерный рост дефицита госбюджета и государственного долга, обусловленного резким расширением непроизводительного государственного потребления, прежде всего военными расходами и др.
Кроме общих для всех стран, есть и особенные причины инфляции в конкретных государствах в разные периоды времени.
Причины инфляции в странах СНГ, в т. ч. в Украине:
- Глубокая деформация основных пропорций народного хозяйства, прежде всего соотношения между І и ІІ подразделениями и группами «А» и «Б», в результате чего массе выплаченных денег не соответствовало производство товаров народного потребления. Так, в СССР в 1928 г. доля предметов потребления в общем объёме промышленной продукции составляла 60,5%, в 1940 г. – 39%, а в 1985 г. – только 30%. В конце 1980 г. удельный вес потребительских товаров в общем объёме машиностроительного комплекса составил 5%. В Украине с 1990 по 1994 гг. доля группы «Б» сократилась с 30 до 27%.
- Большое количество капиталовложений и длительный срок ввода в действие новых объектов, во время которых строители получают заработную плату и покупают необходимые им товары народного потребления.
- Значительные военные расходы и чрезмерная милитаризация экономики. По оценкам западных экспертов, в СССР на военные цели расходовалось в конце 80-х годов не 70, как указывалось в официальных источниках, а около 300 млрд. руб. Такая разница обусловлена тем, что в объёмы военных расходов не включали расходы на производство оборудования для военных заводов, на металл и т. д. В конце 1990 г. удельный вес военной продукции в общем объёме машиностроительного комплекса составлял 63%, в т. ч. 32% – оборудование для военных предприятий, 5% – потребительские товары. После распада СССР и образования независимого государства на территории Украины осталось около 30% военно-промышленного комплекса Союза.
- Тотальное огосударствление экономики (государственная монополия).
- Высокая степень монополизации экономики. В ряде отраслей бывшего СССР насчитывалось 1100 предприятий, которые были единственными производителями продукции, проводили политику монопольного ценообразования. В целом в Украине в 1994 г. свыше 900 промышленных предприятий занимали монопольное положение в производстве свыше 2366 важнейших видов промышленной продукции (более 35%) общего объёма. Одновременно 185 предприятий были единственными производителями 840 видов продукции.
- Дотации нерентабельным предприятиям, колхозам, совхозам.
К инфляционным факторам принадлежали также:
- директивная система цен;
- дешёвый кредит;
- система заработной платы, которая была основана на уравниловке;
- бесхозяйственность;
- расточительство, неэффективное использование ресурсов и т. п.
Негативную роль сыграли непредвиденные факторы:
- Ухудшение конъюнктуры на мировом рынке нефти. Цена на нефть снизилась из 160 руб. за тонну в 1985 г. до 60 руб. в 1988 г. Только по этой причине в госбюджет СССР не поступило 25 млрд. руб.
- Расходы, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС (10 млрд. руб. – на І этапе).
- Землетрясение в Армении (12 млрд. руб.).
- Товаропотоки в теневой экономике.
Усложняли положение прямые ошибки правительства в экономике и политике:
- война в Афганистане (более 110 млрд. руб.);
- антиалкогольная кампания (более 50 млрд. руб.).
В обобщающем виде все эти причины можно свести к диспропорциям в процессе расширенного воспроизводства, неэффективному хозяйственному механизму, проинфляционной политике государства, «групповому эгоизме» предприятий, организаций, отраслей, влиянию теневой экономики.
Десятилетиями обесценивание денег в СССР происходило незначительными темпами, т. к. действовал механизм сдерживания и ограничения платежеспособного спроса:
- Рост заработной платы находился в жёсткой зависимости от роста производительности труда (во второй половине 80-х гг. он значительно отставал от последнего).
- Постоянное изъятие «лишних» денег из обращения при помощи налога с оборота (резкого превышения цен над затратами на большое количество потребительских товаров).
- Изъятие денег через торговлю алкогольными изделиями и импортными товарами.
Этот простой, но действенный механизм в последние годы существования СССР и возникновения независимых государств на его территории был разрушен.
Механизм сдерживания перестал действовать в силу ряда причин:
- не произошло никаких изменений в структуре экономики, до сих пор преобладает производство средств производства;
- приватизация и разгосударствление осуществлялось очень медленно, как и конверсия;
- уменьшились поступления в госбюджет через сокращение импорта товаров народного потребления и непродуманной антиалкогольной кампании;
- произошло чрезмерное (не связанное с ростом товарной массы) увеличение денежных доходов населения;
- разрушение хозяйственных связей (в значительной степени искусственных), уменьшились доходы предприятий и соответственно поступления в бюджет.
К этому следует добавить специфические внутренние для Украины причины распространения инфляции:
- популистские и экономически недостаточно обоснованные решения Верховного Совета;
- ослабление финансовой дисциплины (было характерно для многих стран, которые уходили от системы централизованного планирования)[2];
- наличие огромного количества посредников между производителями и потребителями;
- значительные расходы правительства на управление;
- ненужное производство, которое потребляло ресурсы и работало само на себя и др.
Внешние факторы инфляции в Украине в первой половине 90-х годов:
- рост цен на импортные товары и услуги (прежде всего на энергоносители);
- отрицательное сальдо торгового баланса, прежде всего с Россией;
- «курсовая» эксплуатация[3];
- «долларизация» экономики;
- незаконный вывоз украинских товаров за рубеж, особенно в Россию, Белоруссию;
- структурные мировые кризисы (энергетический, сырьевой).
В настоящее время многие причины инфляции не устранены, поэтому в зависимости от сложившейся экономической ситуации постоянно искать пути и способы её сдерживания.
Инфляция действует как скрытый налог и проявляется в двух формах:
· открытой,
· скрытой.
Открытая инфляция – это виток «зарплата – цены». Она начинает раскручиваться обычно с общего повышения цен (роста цен на энергоносители). Для сохранения жизненного уровня работников профсоюзы добиваются роста заработной платы. Это тянет за собой рост затрат на производство, а поэтому происходит новый скачёк цен, всё начинается сначала.
Развёртывание этого процесса зависит, прежде всего, от умения найти социальный компромисс. Опыт многих стран свидетельствует, что разорвать этот круг можно только за счёт жёстких, непопулярных, дефляционных мер: повышения налогов, замораживания заработной платы, сокращения социальных программ.
Несмотря на отрицательные последствия открытой инфляции, она меньше, чем скрытая, разрушает рыночный механизм. Рост цен на одни товары не исключает их снижение на другие. Поэтому в условиях открытой инфляции цены продолжают выполнять свою регулирующую роль, определяя направления возможных капиталовложений, стимулируя производство дефицитных товаров, что в свою очередь способствует снижению цен.
Скрытая инфляция развивается в условиях административного контроля над ценами и доходами. Главная форма проявления скрытой инфляции – хронический недостаток товаров и услуг, их устойчивый воспроизводимый дефицит. Это означает, что в условиях сохранения дефицита товаров и услуг, за них часто необходимо переплачивать или предоставлять другие услуги.
Именно такая форма инфляции была характерна для советской экономики. Осуществив «либерализацию», а на практике – скачкообразное повышение цен, и отпустив часть цен на свободу, правительство частично перевело скрытую инфляцию в открытую. В результате открытая инфляция переплелась со скрытой в условиях возрастающего дефицита товаров.
Инфляция проявляется в росте цен, поэтому её уровень определяется уровнем цен, т. е. индексом цен. Индекс инфляции показывает, на сколько процентов выросли цены текущего года (месяца) по сравнению с ценами предыдущего (базового) года (месяца). Он рассчитывается по формуле:
Индекс цен | = | Цена потребительской корзины текущего года | ´ | 100%, | или |
(инфляции) | Цена потребительской корзины базового года |
Потребительская корзина – фиксированный набор товаров и услуг, фактически потребляемых среднестатистическим гражданином.
Темпы инфляции, т. е. скорость роста цен, рассчитывают по формуле:
Темп инфляции | = | Индекс цен текущего года | - | Индекс цен базового года | ´ | 100% |
Индекс цен базового года |
Индекс инфляции в Украине рассчитывается с ноября 1993 г.
В зависимости от темпов развития инфляционных процессов можно выделить три вида инфляции:
· «Ползучая», когда цены возрастают незначительными темпами – до 20% за год. Экономическая теория, а точнее современное кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями спроса и предложения.
· «Галопирующая», когда цены возрастают за год на 20-200%. Это уже большая нагрузка на экономику, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.
· «Гиперинфляция», когда цены растут на 1-2% ежедневно. Такая инфляция наиболее разрушительна, поскольку не даёт возможности устанавливаться объективным стоимостным соотношениям. В таких условиях все слои несут значительные потери, разрушается национальная экономика. С такой инфляцией бороться труднее всего.
Самый высокий уровень инфляции был в Венгрии в 1946 г., когда 1 довоенный форинт стоил 829 октильйонов новых форинтов (единица с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3´1022 (3 с 22 нулями) форинтов. В последние десятилетия рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой прирост цен достигал 33 000%.
В Украине индекс инфляции составил в 1992 г. 2100,0%, в 1993 г. – 10256,0%, за январь-июль 2002 г. – 96,7%.
Гиперинфляция создаёт видимость роста стоимости в денежном выражении. Однако в Украине она сочеталась со спадом производства и сопровождалась перераспределением дохода между определёнными социальными группами. Так, доля денежных доходов населения в ВВП в 1991 г. составляла 38, 6%, в 1992 г. – 24,9%. Таким образом, население несло потери, а выигрывали те, кто присваивал прибыль (её доля в ВВП в 1991 г. составляла 20,8%, в 1992 г. – 26,8%). Однако в их пользу перераспределилось только около 6% её доли в ВВП. В целом её поглотили большие затраты нашего производства.
Инфляция даёт возможность производителям получать прибыль без какого-либо повышения эффективности производства. Но увеличение этих прибылей иллюзорное: сегодня они большие, а завтра их не хватает на текущую деятельность. Происходит перераспределение и в самой производственной сфере: страдают «сезонники», особенно сельское хозяйство, поскольку у них не хватает средств (они быстро обесцениваются) для дальнейшего воспроизводства, продолжается эксплуатация села финансовыми структурами.
При инфляции обогащается посредническая сфера. Посредники могут наживать капитал, даже не донося товар к конечному потребителю. Это возможно, когда кредитная процентная ставка ниже уровня инфляции. Прибыль в таких условиях получают за счёт того, что цена на неё растёт быстрее, чем процент за кредит. В таких условиях заниматься производством невыгодно.
В условиях инфляции процесс перераспределения стоимости в пользу посреднических структур неизбежен. Справиться с этим тенденциями можно, только преодолев инфляцию.
Кроме того, высокий уровень инфляции поддерживает сам себя. Предприятия требуют новых и всё больших кредитов для оплаты возрастающей стоимости своей продукции. Государство с бюджета вынуждено выплачивать компенсацию жертвам инфляции и в то же время оно не в состоянии облагать налогом тех, кто наживается на ней. Повышение цены отражается на обменном курсе, что повышает цену на импортные товары и таким образом поддерживает инфляционный процесс.
Международный валютный фонд допускает 40% уровень инфляции и 2% дефицита госбюджета на протяжении года.
В западной экономической науке распространена точка зрения, что инфляция обуславливается двумя главными причинами:
1. избыточным спросом;
2. увеличением издержек.
Соответственно различают:
· инфляцию спроса,
· инфляцию издержек.
Инфляция спроса возникает в условиях избыточного совокупного спроса.
Инфляция издержек возникает с увеличением издержек (расходов) производства и сокращением совокупного предложения.
Инфляция может быть:
· сбалансированной,
· несбалансированной.
В условиях сбалансированной инфляции происходит умеренный и одновременный рост цен на большинство товаров и услуг. В этом случае, в соответствии с ежегодным ростом цен, возрастает ставка процента, что соответствует экономической ситуации со стабильными ценами.
Несбалансированная инфляция – цены на разнообразные товары увеличиваются разными темпами.
Различают также
· ожидаемую,
· неожидаемую инфляцию.
Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какое-то время, либо она «планируется» правительством страны.
Неожидаемая инфляция характеризуется неожиданным скачком цен, что отрицательно влияет на денежное обращение и систему налогообложения.
В таких условиях, если в экономике существовали инфляционные ожидания, население, ожидая дальнейшего обесценивания своих доходов, значительно увеличивают расходы на приобретение товаров и услуг, что создаёт дополнительные трудности для экономики, искажает реальную структуру потребностей в обществе и ведёт к развалу хозяйства. Таким образом, неожиданный скачёк цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, что будет ускорять рост цен.
Однако, если неожиданный скачёк цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания ещё не набрали силу, поведение населения и его реагирование на рост цен может быть другим. Ожидая, что рост цен – непродолжительное явление и вскоре произойдёт их снижение, потребители будут больше сберегать и меньше предлагать деньги на рынке в виде платежеспособного спроса. Если уменьшаются размеры спроса, начинается давление на цены в сторону их снижения. Экономика снова возвращается в состояние равновесия. Это явление, как считают, существует в нормально функционирующем рыночном хозяйстве, называют эффект Пигу (эффект реальных кассовых остатков). Однако эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок и отсутствии инфляционных ожиданий. Некоторые западные экономисты считают, что эффект Пигу изображает гипотетическую, а не реальную ситуацию в экономике.
Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны.
· Незначительные темпы инфляции способствуют росту цен и нормы прибыли, что является фактором кратковременного оживления конъюнктуры. Однако с углублением инфляции она превращается в существенное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическое и социальное напряжение в обществе.
· Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство. Значительные экономические потери несут как крупные фирмы, так и мелкий бизнес, прежде всего, через неопределённость рыночной конъюнктуры.
· Инфляция препятствует проведению эффективной макроэкономической политики.
· Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестаёт выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве – быть объективным информационным источником.
· Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, что нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.
· Высокие темпы роста уровня цен отрицательно влияют на финансовую систему через так называемый эффект Танзи-Оливера (латиноамериканские экономисты, которые обратили на него внимание в 70-е годы ХХ в.).
Инфляция обесценивает поступления от налогообложения. Так, если налоги начисляются, например, в ІІІ квартале, а взыскиваются в IV кв., то при гиперинфляции уменьшаются налоговые поступления в бюджет.
· В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки, учреждения, которые предоставляют кредит.
· Интернационализация производства содействует распространению инфляции и в других странах, усложняет международные валютные и кредитные отношения.
· Инфляция имеет социальные последствия, поскольку ведет к перераспределению национального дохода, выступая дополнительным налогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной и реальной заработной платы по сравнению с быстрым ростом цен на товары и услуги. Потери от инфляции несут все категории населения.
В современной экономической науке существуют различные точки зрения на причины и способы борьбы с инфляцией.
Концепция обратной зависимости инфляции и занятости (безработицы) наиболее полно разработана в работах английского экономиста А. Филипса. На основе тщательного статистического анализа с широким применением экономико-математических методов А. Филипс установил жёсткую обратную зависимость между величинами занятости рабочей силы и динамикой заработной платы в пределах экономических циклов. Эта зависимость легко переносится на соотношение между инфляцией и безработицей – «кривая Филипса».
«Кривая Филипса» показывает, что, чем выше уровень безработицы, тем ниже уровень инфляции и наоборот, чем ниже уровень безработицы, тем выше темпы развития инфляции.
Таким образом, регулирование инфляции сводится к выбору альтернативных вариантов: либо меньше занятость без инфляции, либо выше занятость в условиях инфляции. Считается, что инфляция является ценой, которую должны платить те, кто продаёт на рынке свою рабочую силу.
Как считают западные экономисты, «кривая Филипса» стала наиболее обоснованным законом, раскрывающим причины и механизм развития инфляции и, таким образом, указывает на способы борьбы с ней.
Согласно теории «новой инфляции» основной причиной развития современного инфляционного процесса является чрезмерный рост заработной платы и других доходов. Сторонники этой теории предлагают и соответствующие методы борьбы с инфляцией. Они считают, что поскольку «инфляция издержек» является результатом роста издержек производства и заработной платы, то необходимо осуществлять «политику доходов», которая предусматривает контроль над ценами и заработной платой, централизованное и обязательное ограничение роста доходов населения и прибылей корпораций, а также контроль над ценами. По их рекомендациям корпорации не должны повышать цены, а профсоюзы должны отказаться от борьбы за повышение зарплаты.
Общим для всех концепций инфляции является то, что первопричиной инфляции считается избыточный денежный спрос, а способом борьбы – макроэкономическая финансовая стабилизация за счёт сокращения государственных расходов (т. е. затрат на науку, на образование, медицину, социальную сферу, поддержку предприятий с высокой степенью переработки) и увеличения доходов путём форсированного роста налогов, получения дополнительных кредитов от международных валютных организаций, расширения рынка государственных ценных бумаг. Однако в современных условиях основным двигателем инфляции служит экономическое поведение производителей – технологически отсталых и монополизированных, которые в борьбе за существование вынуждены повышать цены. Противостоять этой мощной тенденции путём ограничения совокупного спроса крайне трудно, поскольку производители предпочитают сокращать производство, а не отказываться от повышения цен.
Мировой опыт стран с рыночной экономикой знает два основных способа регулирования инфляционного процесса:
· кейнсианский,
· монетаристский.
Кейнсианский метод предусматривает расширение влияния государства на экономику, повышение её регулирующей роли в кредитно-процентной политике.
Монетаристский метод предполагает внедрение таких действий, как самоустранение государства с экономической жизни страны, отказ от дотаций на социальные и другие потребности. Обычно в странах, где такие дотации не имеют существенного значения, монетаристские действия приносят значительный положительный эффект. Однако применение этого метода в Украине сейчас невозможно, поскольку невозможно резко сократить субсидии на образование, культуру или многодетным семьям, пенсионерам.
Существует ещё один способ, который потенциально может снизить уровень инфляции, и который пытались использовать во многих странах, но безуспешно – контроль над ценами. Он не работает потому, что он нацелен на устранение последствий, а не причин.
Развитие инфляционного процесса в экономике Украины в начале 90-х годов и втягивание её в гиперинфляцию могло привести к полной потери рычагов управления. Первым шагом на пути выхода экономики с этого состояния было принятие Верховным Советом антикризисной программы правительства в декабре 1993 г. и ограничение эмиссионной деятельности НБУ. Это дало возможность выйти из гиперинфляции и перейти к умеренной инфляции (в пределах 6-10% в месяц). Сдерживание инфляции дало возможность начать экономические реформы, внедрить новые экономические механизмы, которые дают возможность предприятиям нормально работать, а людям зарабатывать деньги.
Методы стабилизации денежного обращения:
Девальвация – обесценивание национальной валюты, которое выражается в снижении её курса по отношению к иностранным валютам или международным счётным денежным единицам.
Так, в США за доллар в 1900 г. было принято 1,50463 г чистого золота, при дальнейших девальвациях доллара содержание в нём золота снижалось: в 1934 г. до 0,889 г, в декабре 1971 г. до 0,818 г, в феврале 1973 г. до 0,737 г золота.
Ревальвация – официальное повышение стоимостного содержания национальной денежной единицы. По смыслу и механизму воздействия на национальную экономику противоположна девальвации.
Нуллификация – объявление недействительными денежных знаков и выпуск взамен них новых.
Дефляция – изъятие из обращения части избыточной денежной массы, образованной по разным причинам, в качестве меры по сдерживанию или сокращению инфляции.
Пути осуществления дефляции:
- повышение налогов (с целью снизить покупательную способность населения);
- сокращение спроса на кредит;
- реализация центральным банком ценных бумаг;
- контроль за лимитами кредитования и т. д.
Таким образом, состояние экономики, определение целей экономической политики и практических мероприятий по их реализации в значительной степени зависят от изменений в сфере денежных отношений, поскольку деньги являются одним из важнейших элементов рыночной системы. Расстройство денежного обращения, значительные темпы инфляции ведут к подрыву рыночных механизмов, дестабилизируют экономику.
[1] До начала ХХ в. экономисты считали деньгами только монеты и банкноты. Дж. М. Кейнс («Трактат о деньгах», 1930 г.) впервые увидел во вкладах (депозитах) до востребования (чековых вкладах), предназначенных для использования в качестве средства платежа, реальные деньги.
[2] В значительной степени это объяснялось тем, что правительства стремились использовать дешёвые кредиты и дотации с государственного бюджета для защиты себя от необходимости приспосабливаться к новым экономическим условиям. Кредиты предоставлялись нерентабельным и убыточным предприятиям, которые в противном случае должны были сократить производство или обанкротиться. Усилия относительно сдерживания неизбежного повышения цен при помощи административного контроля вызывали потребность в дальнейших дотациях и кредитах производителям, на которых такой контроль не имел влияние.
[3] Россия подняла цены на энергоносители до мирового уровня. Украина рассчитываться свободно конвертируемой валютой не имела возможности, поэтому вынуждена была платить рублями. Курс рубля был занижен, поэтому Украина вроде бы платила мировую цену, зафиксированную в долларах, а в действительности в 2-3 раза переплачивала, поскольку рассчитывалась рублями. Украинские товары становились неконкурентоспособными, государство вынуждено было отказаться от экспортных пошлин (Россия их сохраняла), НДС на экспортируемую продукцию, потеряв большие источники бюджетных поступлений. Поэтому часть стоимости перекачивалась в Россию. При этом, Украина не воспользовалась своим монопольным положением на транзит российского газа.