Формы и методы стабилизации денежного обращения

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

Нуллификация – объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты.

Реставрация (ревальвация) – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. После Второй мировой войны она проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару.

Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны – официального валютного курса к доллару США и его золотого содержания.

Деноминация – метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен (в России в 1988 проведена деноминация рубля в соотношении 1:1000).

После Второй мировой войны во многих странах были проведены денежные реформы, носившие конфискационный характер. По методам проведения эти денежные реформы можно разделить на три типа:

• обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег (Греция, 1944 г.);

• временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей (Франция, июнь 1945 и январь 1948г.; (Бельгия, октябрь 1944; Австрия, 1945 и т.д.);

• сочетание первого и второго методов (Западная Германия, июнь 1948).

Последний метод получил название «шоковой терапии». Он широко применялся в международной практике и в настоящем при переходе от государственной к рыночной экономике. При существенных отличиях отдельных вариантов «шоковой терапии» все они заключают три основные идеи.

Первая идея – рыночные отношения являются единственным средством по излечению всех недостатков и бед государственной экономки. Следовательно, необходим скорейший переход к рынку, несмотря на все беды и социально-экономические издержки этого перехода.

Вторая идея – центральная – широкое использование свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур – независимых производителей и конкурентных рынков.

Третья идея – переход от государственной к рыночной экономике неизбежно связан с заметным снижением жизненного уровня населения, главным образом в результате инфляции и безработицы ⇒ следует терпеть.

Эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур, особенно от системы независимых производителей. «Шоковая терапия» использовалась в Западной Германии, Японии, Югославии и Польше. Применяемые в России в 90-е гг. методы «шоковой терапии» были особенно болезненными по следующим причинам: во-первых, с конца 20-х гг. в экономике страны жестко и последовательно происходил отход от разрушенных рыночных структур; во-вторых, в итоге длительного исторического развития в бывшем СССР сложилась уникальная по своему характеру диспропорциональность в экономике: бурный рост тяжелой промышленности, с одной стороны, и замедленный, почти стагнация отраслей, производящих предметы потребления; в-третьих, около половины национального дохода шло на накопление (в ведущих развитых странах – 15–20%); в-четвертых, доля фонда потребления в ВНП составляла не более 25–30% против 60–65% в развитых странах. Доля заработной платы составляла 1/3 национального дохода против 2/3 в развитых капиталистических странах.

Таким образом, инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита и постоянного роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила подавленный характер. Лишь со 2 января 1992 г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, инфляция приобрела вид галопирующей, а на отдельные товары – гиперинфляции.

Причем при либерализации цен в России не рост денежной массы вызвал инфляцию, а, наоборот, денежная масса не успевала за растущим платежеспособным спросом в результате взвинчивания цен. Неплатежи возмещали нехватку реальных денег в платежном обороте и являлись оборотной стороной снижения инфляции. С конца 1994 г. исключительным макроэкономическим приоритетом становится борьба с инфляцией.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Можно выделить следующие основные линии антиинфляционной политики:

• дефляционная политика (или регулирование спроса);

• политика доходов (или регулирование издержек);

• конкурентное стимулирование производства.

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Это комплекс мер, получивших название «политики дорогих денег», который, в отличие от «политики дешевых денег», делает кредит дорогим и труднодоступным, сокращает денежную массу (продажа Центробанком государственных ценных бумаг на открытом рынке, повышение резервной нормы и учетной ставки).

В России этот путь связан с последовательным проведением в жизнь монетаристской программы финансовой стабилизации по рекомендациям Международного валютного фонда, суть которого заключается в минимизации дефицита госбюджета и проведении жесткой кредитно-денежной политики при сохранении плавающего курса обмена рубля в рамках так называемой внутренней его конвертируемости.

Дефляционная политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. В России чрезвычайно жесткая дефляционная политика привела к тому, что величина коэффициента монетизации значительно ниже, чем даже в развивающихся странах. Результатом непомерного сжатия денежного предложения вместо устойчивого, реального преодоления инфляции, явились искусственное ее подавление с помощью задержек выплаты заработной платы и пенсий, всеобщий платежный кризис и стагнация производства.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста; по социальным мотивам применяется редко (замедление роста цен вызывает дефицит некоторых товаров).

Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.

В целом борьба с инфляцией является макроэкономической задачей. Стратегии борьбы с ней можно условно разделить на два вида: активные и пассивные.

Цель активной стратегии – ликвидировать инфляцию радикальными методами. В основе большинства вариантов такой стратегии лежит так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны (кривая Филлипса). Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных. Пассивная стратегия предполагает адаптацию к росту цен через индексацию доходов населения.

В кредитной политике коммерческих банков инфляция обусловливает следующие общие черты:

• краткосрочный характер вложений – на срок не более 0.5 года;

• отказ от кредитования реального сектора экономики в пользу краткосрочных вложений в финансовые рынки;

• увеличение доли ссуд в иностранной валюте;

• поддержание высокого уровня ликвидности за счет краткосрочного кредитования.

Таким образом, целью антиинфляционной политики государства является установление контроля над инфляцией и достижение приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. В России важной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры.

Наши рекомендации