Вопрос 28. рента. арендная плата. цена земли

Главная особенность предпринимательской и всей хозяйственной деятельности в аграрном и добывающем секторах экономики состоит в том, что в этих сферах особую роль выполняет земля, природные ресурсы в целом. Земля в данном случае выступает не просто как место для производства, но и как предмет и средство труда. В связи с этим в аграрной и добывающей сферах хозяйства возникают особые рентные отношения и образуется особый вид факторного дохода - земельная рента (от лат. reddita - отданная назад).

Понятие «рента» в экономической литературе имеет двоякий смысл - широкий и узкий. В широком смысле рента - это регулярно получаемый доход с капитала, имущества, земли, по облигациям и т. п., не требующий от получателя предпринимательской деятельности. В этом смысле содержание ренты во многом совпадает с содержанием процента, взятого в широком смысле слова. В узком смысле рента - это доход с земли, который присваивает ее собственник (землевладелец) в отличие от дохода, который получает предприниматель (арендатор-землепользователь), используя землю как объект хозяйства. Иными словами, рента - это доход землевладельца, т. е. физического или юридического лица (государства, банка, фирмы), которые имеют права собственности на данный участок земли. Землепользователь - это арендатор, предприниматель, который получает обычную прибыль. В реальной жизни пользователь земли может быть одновременно и ее собственником, но реально и такое положение, при котором землевладение и землепользование олицетворяют разные юридические и физические лица. При последующем изложении понятие «рента» будет применяться именно в этом узком экономическом смысле как доход землевладельца.

На практике в аренду может сдаваться не только земля, но и здания, сооружения, которые на ней расположены (склады, строения, сады, лечебницы и т. п.). В этом случае рента выступает как часть арендной платы. Эта последняя теперь включает в себя:

1)ренту как плату за землю;

2) амортизацию строений и сооружений, находящихся на данном участке земли и сдаваемых в аренду вкупе с землей;

3) процент от капитала, воплощенного в данных материальных активах (в строениях и сооружениях).

Если же в аренду сдается земля и только земля, то количественно рента и арендная плата совпадают.

Рента - это сложное экономическое явление. По месту образования в тех или иных сферах хозяйства рента бывает: земледельческая, включая продуктовую; горная, включая нефтяную, газовую, угольную, железорудную и т. д.; лесная; водная; экологическая; туристская; транспортная; строительная и т. д. По характеру образования рента имеет три основные формы: дифференциальную, абсолютную и монопольную. В свою очередь, дифференциальная рента имеет две формы: I и II, а дифференциальная рента I может принимать следующие виды: ди-френта I по плодородию, дифрента I по местоположению относительно рынка, дифрента I по продуктивности месторождений полезных ископаемых, дифрента I по глубине залегания пластов полезных ископаемых в недрах земли и т. д.

Вопрос 29.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Представляется, что под формами государственного регулирования пред­принимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринима­тельскую деятельность. Что касается методов государственного регулирования предпринима­тельской деятельности, то вполне достаточно будет указать на три основ­ных метода, используемых в предпринимательском (хозяйственном) пра­ве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций. Все назван­ные методы присущи и адекватны отношениям, складывающимся в про­цессе регулирования хозяйственной деятельности и охватываемым пред­метом предпринимательского (хозяйственного) права. Выделение других методов государственного регулирования предпринимательской деятель­ности представляется искусственным. Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях раз­витого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе к нему. Ме­тод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при го­сударственном регулировании предпринимательской деятельности. Та­кие формы государственного воздействия, как договор и государствен­ная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Такие же перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, что­бы оба названных метода заработали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного за­конодательства. Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях получил свое закрепление и регламентацию, например, в Законе об особых экономических зонах. В соответствии со ст. 6 данного закона Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядитель­ный орган муниципального образования, на территориях которых созда­ется особая экономическая зона, заключают соглашение о создании та­кой зоны. А хозяйствующие субъекты для того, чтобы получить статус резидентов особых экономических зон, заключают с органами управле­ния особыми экономическими зонами соглашения о ведении промыш-ленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 и гл. 5, 6 закона). Как и направления (сферы) государственного регулирования пред­принимательской деятельности, формы такого регулирования многооб­разны. В целом их можно подразделить, соответственно мерам государ­ственного регулирования экономики, на экономические, правовые и ор­ганизационные . Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны за­нимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственно­го регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заклю­чающиеся в определении направлений и стратегии развития экономи­ки в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулиро-вания) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйствен­ной деятельности. Экономической формой государственного регулирования предприни­мательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулиро­вание, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интере­сов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозиро­вание и программирование социально-экономического развития. Разумеет­ся, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, НК РФ например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вмес­те с тем главное предназначение названных форм регулирования пред­принимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия. Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные фор­мы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, при­меняемые в пределах, установленных законами, компетентными государс­твенными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организацион­ным формам государственного регулирования предпринимательской де­ятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные пред­писания, применение нормативов и лимитов, установление квот. Организационные формы государственного регулирования необхо­димо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам — правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Напри­мер, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуаль­ного предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъек­тами предпринимательской деятельности — это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринима­тельской деятельности. Государственная поддержка также является одной из форм государ­ственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в оп­ределенных сферах экономики. «Сюда от­носятся государственная поддержка субъектов малого предприниматель­ства... меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обес­печению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей». Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма го­сударственного регулирования предпринимательской деятельности, ха­рактеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты де­лятся на судебные и внесудебные. Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регу­лирования предпринимательской деятельности должны иметь норматив­ное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми фор­мами государственного регулирования предпринимательской деятельно­сти. Некоторые формы государственного регулирования предпринима­тельской деятельности называются правовыми в соответствующих норма­тивных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование — это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как до­говор, имущественная ответственность и т.п. Что касается соотношения форм и методов государственного регули­рования предпринимательской деятельности, то большинство форм тако­го регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского (хозяйственного) права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права при­меняются при осуществлении антимонопольного регулирования, как одной из основных форм государственного регулирования предпринима­тельской деятельности. Антимонопольный орган: выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения пред­писания; направляет рекомендации о развитии конкуренции органам исполни­тельной власти и органам местного самоуправления; дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентра­цию капитала. Большинство организационных форм государственного регулирова­ния предпринимательской деятельности по характеру воздействия явля­ются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в пер­вую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако пря­мые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наобо

Вопрос 30.

Основные направления регулирования деятельности хозяйствующих субъектов

Наши рекомендации