Информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия
В процессе функционирования на каждом предприятии формируются следующие виды данных (информация) о хозяйственной деятельности: статистическая информация (обязательная); управленческая; бухгалтерская (обязательная); информация, связанная с подготовкой производства (конструкторская, технологическая); нормативная; отчетная; плановая и т.д.
Объем и содержание статистической информации определяются государственными органами управления в виде форм статистической отчетности, периодически представляемой органам статистики предприятиями любой формы собственности. Эпизодически органы статистики проводят выборочные наблюдения (перепись населения, переоценка стоимости основных фондов и т.д.). Все эти данные могут быть использованы в анализе деятельности предприятия.
На предприятии также любым органом управления инициативно проводятся локальные статистические обследования (фотография рабочего дня, социологические обследования и т.п.) для текущего анализа в ходе решения управленческих проблем.
Бухгалтерский (финансовый) учет охватывает все операции, отражающие движение хозяйственных средств и хозяйственные связи (расчетные, заемные, кредитные, страховые и т.д.). Операции строго документируются, имеют юридическую силу, за достоверность данных несут ответственность работники этой службы. Бухгалтерский учет является непрерывным и сплошным, что позволяет в любое время использовать информацию для целей анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Управленческая информация представляет собой сведения о
принятых решениях как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Кроме того, это сведения о должностных обязанностях, правах, методах оценки деятельности работников сферы управления, сведения о структуре управления, показателях деятельности подразделений управления, документообороте между ними, цикле принятия и реализации решения, об эффективности управленческих решений. Вся эта информация также ценна для анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Управленческая деятельность, ее регламентация невозможны
без нормативной базы, которая предоставляет информацию о предельно допустимых величинах расходования сырья, топлива, энергии, материалов, а также труда (живого и прошлого) на виды продукции, ее составляющие, вплоть до деталеоперации. Нормы, нормативы, ценники лежат в основе внутрифирменного планирования итоговых показателей деятельности коллектива, базирующегося на аналитическом обзоре.
Большое влияние на деятельность предприятия оказывают государственные нормативы (налоговые ставки, нормы амортизации, порядок отнесения затрат на себестоимость, нормы затрат на ко мандировки, рекламу и т.д.). И это должно обязательно учитываться при анализе хозяйственной деятельности.
Информация по технической подготовке включает сведения о структуре изделия, затратах труда по видам технологий, заработной плате по операциям, нормах времени работы и производительности оборудования, инструмента, приспособлений и т.д., что в конечном счете составляет нормативную стоимость единицы изделия. Это данные для анализа технических резервов, необходимых для снижения затрат в производстве продукции.
Множество сведений содержится в отчетности и плановой документации, хранящейся как в подразделениях предприятия, так и в целом по предприятию, в подразделениях заводоуправления.
Этапы и методы проведения анализа хозяйственной деятельности
Предприятия
Основными этапами в процессе подготовки и проведения анализа являются:
1. Выбор или разработка методики анализа, в которой в соответствии с целью и задачами определяются показатели, характеризующие события, способы их расчета, методы обработки, источники информации и порядок обобщения данных.
2. Составление программы анализа, определяющей состав участников аналитической работы, порядок и сроки изучения методики анализа, календарный график проведения анализа, распределение обязанностей по анализу между участниками аналитической работы.
3. Утверждение программы, назначение ответственного за проведение работ, издание распорядительного документа по предприятию о проведении анализа.
4. Сбор, проверка информации и расчет показателей. В ходе сбора информации необходимо сначала установить достоверность информации и лишь затем производить подсчеты.
5. Аналитическая обработка и сравнение показателей для раскрытия причинно-следственных связей, измерения влияния факторов на итоговые показатели.
6. Обобщение результатов анализа и доведение их до руководителей, принимающих решения, с целью выработки совместных правильных рекомендаций по поведению в соответствующих ситуациях.
Для выполнения работ по подготовке и проведению анализа
необходимо выбрать методы. Методом анализа называется совокупность приемов, применяемых для обработки информации о работе (хозяйственной деятельности) предприятия. Методы-приемы составляют основу методик анализа, в которых описываются способы расчета показателей и подробное содержание этапов проведения анализа.
Различают общие, типовые и частные методики проведения анализа. Общая методика представляет такую совокупность этапов и приемов аналитической работы, которая присуща любым процессам, происходящим на предприятии. Типовая методика — это общая методика, применимая для разных отраслей и областей знаний. Частная методика конкретизирует общую методику для конкретного предприятия определенной отрасли в отношении конкретных вопросов, поставленных для выполнения соответствующих задач.
Традиционными при анализе являются следующие способы
(приемы) обработки и обобщения информации:
1. Сравнение — прием анализа, позволяющий выразить характеристику одного явления через другое. В практике анализа хозяйственной деятельности предприятия анализируемые показатели сравниваются с нормативными, отчетными, плановыми, максимальными, минимальными, оптимальными, с показателями предшествующих периодов (ретроспектива) и т.д., при этом необходимо привести показатели в сопоставимый вид.
2. Сводки и группировка — аналитические приемы сведения данных по однородным признакам в одну группу (как правило, в табличной форме) с целью рационального изложения степени влияния данной группы на итоговый результат.
Частными решениями сводок и группировок являются расчетные величины абсолютного прироста, коэффициентов изменений, процентных соотношений, средних отклонений от них (вариации), ряды динамики, расчет индексов.
При обобщении результатов анализа и выявлении влияния факторов на результаты деятельности используют индексный метод, метод цепных подстановок, элиминирование (исключение действия факторов для выделения изучаемого), детализацию (расчленение изучаемых явлений).
3. Балансовый метод — анализ рациональности в увязке объемов
ресурсов и их использования.
4. Наблюдение — исследование объекта анализа непосредственно. Наблюдение может быть сплошным и выборочным. Примером сплошного наблюдения является инвентаризация материальных ценностей. Выборочным наблюдениям подвергается не вся совокупность явлений, а часть их (например, фотография рабочего дня рабочего-станочника).
5. Графическое изображение — иллюстрация хозяйственных процессов, наглядный процесс изучения хозяйства. Графические способы различаются по назначению: диаграммы сравнения показателей, хронологические графики, столбиковые, координатные диаграммы и др.
6. Экономико-математические методы — методы системного подхода к изучению экономики предприятия с учетом множества взаимосвязей явлений, отображаемых в формулах, блок-схемах и разрешаемых с помощью арсенала современных математических расчетов. Основное назначение экономико-математических методов — поиск оптимальных решений при изменяемости факторов.
Среди значительного количества экономико-математических
методов выделяют следующие: методы элементарной математики, классической высшей математики, математической статистики и теории вероятностей, эконометрические, математического программирования, исследования операций, экономической кибернетики и эвристические.