Результаты освоения ПРоизводственной ПРАКТИКИ
ПРОГРАММа производственной ПРАКТИКИ
По профессиональному модулю
ПМ.02 «Социальная работа с семьей и детьми »
основной профессиональной образовательной программы
специальности 040401«Социальная работа»
(углубленной подготовки)
Пермь 2013
ОДОБРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
кафедрой социальной работы | Зам. директора по УВР |
Зав. кафедрой Л.С. Лебедева | М.И. Шашкина |
_________________ 2013 г. | _________________ 2013 г. |
Составители:
Останина Е.С., преподаватель, первая категория.
Телегина Г.А., преподаватель, первая категория.
Цветкова Е.Н., преподаватель, высшая категория
Лебедева Л.С., преподаватель, высшая категория
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:
Содержательная экспертиза:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРоИзводственной ПРАКТИКИ | стр. |
2. результаты освоения ПРоИзводственной ПРАКТИКИ | |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ПРоИзводственной ПРАКТИКИ | |
4. условия реализации программы ПРоИзводственной ПРАКТИКИ | |
5. Контроль и оценка результатов ПРозводственной ПРАКТИКИ | |
6. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Паспорт ПРОГРАММЫ
ПРоизводственной ПРАКТИКИ
Область применения программы
Программа производственной практики является составной частью примерной основной профессиональной образовательной программы СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО по специальности СПО 040401 «Социальная работа» (углубленной подготовки).
Программа производственной практики может быть использованав подготовке и при переподготовке специалиста, и предназначена для студентов специальности СПО 040401 «Социальная работа» (углубленной подготовки).
.
Цели и задачи производственной практики
Производственная практика по профессиональному модулю «Социальная работа семьей и детьми» является промежуточным этапом практической подготовки студента, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность будущего специалиста по социальной работе.
Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по профессиональному модулю ПМ. 02 «Социальная работа семьей и детьми». Производственная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, по социальной работе с семьей и детьми, а также на подготовку к выполнению курсовой и выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно- правовых форм социальных служб, учреждений и организаций социальной сферы.
Задачи производственной практики:
· диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи;
· координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей;
· осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж и.т.д.);
· создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС;
· проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
С целью овладения видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе производственной практики должен:
Базовая часть
иметь практический опыт:
диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната;
создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
Вариативная часть
С целью реализации требований работодателей и ориентации профессиональной подготовки под конкретное рабочее место, обучающийся в рамках овладения указанным видом профессиональной деятельности должен:
иметь практический опыт:
планирования и организации своей работы для оказания помощи различным категориям семей и детей;
определения уровня ресурсного потенциала различных категорий семей и детей.
1.3. Рекомендуемое количество часов на производственную практику:
всего - 144 часа, 4 недели.
результаты освоения ПРоизводственной ПРАКТИКИ
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтверждаемых документами соответствующих организаций. Результаты прохождения производственной практики представляются студентом в образовательное учреждение и учитываются при итоговой аттестации.
Практика завершается оценкой освоенных студентом общих и профессиональных компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. |
ПК 2.2. | Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. |
ПК 2.3. | Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
ПК 2.4. | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. |
ПК 2.5. | Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ОК 14. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Оценка работы студента является комплексной, учитывающей все стороны его деятельности его практики, а также анализ отчётных документов. Анализ отчётных документов практикантов позволяет судить о качестве их работы в период практики, о степени осмысления ими своего опыта работы в социальной сфере.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план
Коды проф. компетенций | Наименования разделов | Всего часов (макс.учебная нагрузка и практика) | |
1 | 2 | 3 | |
ПК 2.1. | Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. | ||
ПК 2.2. | Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. | ||
ПК 2.3. | Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). | ||
ПК 2.4. | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. | ||
ПК 2.5. | Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. | ||
Всего: |
___ 3.2. Содержание производственной практики
Наименование разделов, видов деятельности | Содержание | Объем часов |
Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. | Организация первичного приема граждан | |
Участие в осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах в семье или у детей, обратившихся за получением социальных услуг | ||
Участие в осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг. В случае необходимости выявление недостающей информации и (или) информации, требующей дополнительной проверки у клиентов или у его семьи, социальных служб | ||
Участие в проведение диагностики трудной жизненной ситуации у ребенка или у семьи установление ее причин и характера | ||
Выявление и оценка индивидуальной потребности ребенка или семьи в различных видах и формах социального обслуживания и социальной помощи | ||
Участие в консультирование граждан, обратившихся за помощью, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и социальной помощи | ||
Ведение учета граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной помощи, работа с базами данных | ||
Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности | ||
Использование основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, отработка навыков работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях | ||
Выявление проблем ребенка или семьи, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценка возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений) | ||
Изучение опыта работы сотрудников социальных служб по диагностике ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи | ||
Знакомство с категориями несовершеннолетних, подлежащих постановке на учет в ОВД, критериями постановки и снятия с учета и необходимыми для этого документами | ||
Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. | Участие в обеспечении комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации ребенка или семьи | |
Взаимодействие с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки | ||
Обеспечение посредничества между семьей или детьми, нуждающихся в предоставлении социальных услуг и различными специалистами (учреждениями) с целью и решения его социальных проблем | ||
Участие в организации межведомственного и междисциплинарного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг | ||
Участие в направлении при необходимости получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам | ||
Анализ обеспечения координации деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан при оказание социальных услуг | ||
Участие в обеспечивание комплексного подхода в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.) | ||
Помощь специалистам в координации деятельности сотрудников подразделения по выполнению поставленных задач | ||
Взаимодействие с КДН и ЗП, органами опеки и попечительства, отделом ТУ Министерство социального развития, органами по делам молодежи, органами службы занятости, ОУ, учреждениям здравоохранения, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, судом и прокуротурой и.т.д. | ||
Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). | Определение необходимого объема услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг семьям или ребенку | |
Участие в организации оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению семьи и детей, находящихся в ТЖС | ||
Помощь в оформлении документов, необходимых для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание (постоянное или временное) или оказание мер социальной поддержки и помощи | ||
Участие в реализации услуг по социальному сопровождению семьи или ребенка в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки | ||
Участие в организации проведения индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг | ||
Организация и участие в осуществление социального патронажа | ||
Участие в составление характеристик на членов семьи, оформление необходимых документов | ||
Оказание помощи семье социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетних | ||
Организация и участие в различных мероприятиях | ||
Оставление план работы с семьей | ||
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. | Выбор технологий, видов и форм социального работы, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели | |
Организация помощи в оформлении документов, необходимых для получения социальных услуг или оказания мер в социальной адаптации и реабилитации | ||
Участие в направлениях деятельности: :комплексное психолого- медико-педагогическое сопровождение детей с трудноcтями в развитии и поведением, с ограниченными возможностями здоровья | ||
Отработка умений организации технологического процесса работы | ||
Сопровождение школьных служб примирения | ||
Проведение программ примирения и заглаживания вреда с использованием восстановительных технологий. | ||
Организация и проведение восстановительных технологии | ||
Изучение законодательных и социально-правовых основ социальной работы с семьей и детьми регламентирующих деятельность. | ||
Ознакомление с документами, формами и бланками документов, необходимыми в работе по социальной реабилитации и адаптации | ||
Работа с личными делами клиентов и спецификой оформления дел с целью планирования работы | ||
И Изучение должностных инструкций специалистов | ||
Знакомство с системой обращений за помощью и взаимодействием при оказании помощи клиентам по социальной адаптации и реабилитации | ||
Определение на основании документов категории, видов и направлений и содержания работы | ||
Изучение видов услуг гарантированных семье и детям | ||
Восстановление социального статуса, составление договора с клиентами | ||
Составление форм отчетности, изучение личных дел | ||
Проведение консультирования семьи или детей и бесед | ||
Помощь в организации мероприятий | ||
Выход в семью, составление акта ЖБУ | ||
Присутствие на заседаниях, консилиумах | ||
Составление характеристик на семью, детей | ||
Обучение участников различных программ | ||
Оказание помощи семье и подросткам | ||
Организация досуговых мероприятий и проведение самостоятельных занятий | ||
Изучение деятельности ОДН, ЦПМСС, СРЦН с неблагополучными семьями и детьми | ||
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. | Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации у детей или семьи | |
Участие в организации проведения индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг | ||
Выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации влияющих на семью и детей | ||
Профилактика ПАВ, социальных проблем семьи и детей. Определение и участие в работе с группами риска | ||
Принятие участия в оперативных профилактических мероприятиях по выявление нарушений. Посещение ОУ совместно с инспектором | ||
Участие в профилактических беседах и мероприятиях | ||
Всего | 144 ч. |