Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности)

Как уже отмечалось, деятельность, содержащая элементы новизны, ра­ционализации, творчества, значительно эффективнее для роста благосос­тояния народа, чем чисто исполнительский труд по заданной техноло­гии. В связи с этим важно установить причины, из-за которых судьба личного потребления (труда для себя) в результатах работы рационали­заторов, изобретателей, писателей и других представителей творческой деятельности может быть объективно меньшей, чем в тех, кто занят в основном трудом.

и оплаты mpyдa

В работах по истории науки приводятся десятки примеров резкого повышения эффективности производства под влиянием новых техниче­ских и организационных идей. Общепризнано, что паровая машина Дж. Уатта возместила затраты на науку за всю предшествующую исто­рию человеческого общества. Многократный рост эффективности стал следствием изобретения Э. Сименсом динамо-машины (1857 г.), Г. Дай­млером бензинового двигателя (1885 г.), Р. Дизелем двигателя на тяже­лом топливе (1892 г.) и т. д. Качественные изменения в производстве возникали не только вследствие технических, но и организационных идей. Примерами могут служить работы Г. Форда по организации массо­вого выпуска автомобилей, Ф. Тейлора по рационализации трудовых процессов и др.

Во второй половине XX в. в развитых странах существенно ускорился процесс качественных изменений не только в производстве, но и в струк­туре населения: резко уменьшилась часть численности рабочих и крес­тьян, а доля занятых в науке, образовании, здравоохранении, сфере услуг возросла.

Так, 3% населения США, занятого в сельском и лесном хозяйстве, полностью снабжает страну продовольствием и обеспечивает значитель­ные экспортные поставки. В нашей стране доля занятых в сельском и лесном хозяйстве в конце 80-х годов составляла свыше 20%. Кроме того, к сельскохозяйственным работам привлекались миллионы горожан и военнослужащих. Так что реально в сельском хозяйстве было занято около 25% населения страны. При этом ввозилась значительная часть зерна, растительного и животного масла, мяса и т. д.

В целом полезный результат сельскохозяйственного производства США с учетом качества продуктов был не менее чем в два раза больше, чем у нас, а численность занятых — в восемь раз меньше. Следовательно, реальное отставание отечественного сельского хозяйства от этой отрасли в США по производительности труда составляло не менее 16 раз. Логич­но предположить, что интенсивность труда американских фермеров практически не может быть выше интенсивности труда колхозников бо­лее чем в два раза. Поэтому причины более чем 15-кратного различия в производительности труда надо искать в том, что сельскохозяйственный труд в США более механизирован, компьютеризирован, лучше организо­ван и в значительно большей степени использует достижения науки. В каждой единице сельскохозяйственной продукции США и других разви­тых стран не менее половины ее стоимости составляет интеллектуаль­ный труд биологов, химиков, инженеров, математиков, экономистов, ме­теорологов. Конечно, надо учитывать и благоприятные климатические условия ряда стран, в частности США. Но общая закономерность от этого не меняется. Например, в Швеции, где климатические и почвенные условия значительно хуже, чем в среднем по нашей стране.

Глава 11. Производительность и эффективность труда 271

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru Аналогичная ситуация наблюдается и в промышленности. В развитых странах судьба рабочих в общей численности населения меньше чем у нас, а товаров и услуг больше, а главное — их качество на порядок выше. И здесь также главная причина — в уровне интеллектуализации труда, в эффекте, который вносят ученые и инженеры в создание продукции. При этом, как уже отмечалось, судьба расходов на личное потребление изобретателей и рационализаторов не превышает 20% чистого экономи­ческого эффекта от их деятельности.

Для экономики страны роль творческой деятельности можно оценить по приросту конечного продукта за счет технического прогресса. В раз­витых странах вклад этого фактора превышает 50% общего прироста национального дохода за вторую половину XX в. Соответствующая ве­личина для бывшего СССР составляла 10—15%. В Украине 90-х годов прошлого века вклад технического прогресса в развитие экономики стал еще меньше.

В XX в. творческая деятельность стала основным фактором, опреде­ляющим богатство страны и уровень благосостояния ее народа. Исходя из этого, рассмотрим эволюцию представленний в производительном труде и объективной основе стоимости (ценности) благ.

Признак производительного труда первым установил Франсуа Кенэ (1694—1774) — автор физиократической теории стоимости.

То, что А. Смит и К. Маркс понимали под производительным трудом, не имеет адекватного количественного выражения, ибо производитель­ность труда во все времена измерялась количеством продукции в едини­цу времени, а не степенью участия в производстве прибавочного продук­та. Поэтому вместо терминов «производительный (непроизводительный) труд» лучше употреблять термины «рентабельный (нерентабельный) труд». В этом случае сущность понятия и его количественное выражение становится адекватным.

По-видимому, сегодня понятие производительного труда может пред­ставлять только исторический интерес. Практически надо говорить о рентабельном или нерентабельном труде, как в сфере материального производства, так и в интеллектуальной сфере — при создании произве­дений науки, литературы, искусства.

Различия в эффективности отдельных видов труда обычно объясняют различиями в сложности выполняемых работ, а следовательно, и в зат­ратах на подготовку рабочих и специалистов. Зависимость между затра­тами на образование и эффективностью труда несомненно существует. Но она, в принципе, не может объяснить общеизвестные факты, когда люди с очень скромным образованием достигали выдающихся результа­тов в искусстве, науке, изобретательстве. Все дело в том, что способность к творчеству, хотя и поддается некоторому развитию, но отнюдь не про­порциональна длительности обучения. Известны случаи, когда рабочие

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru 272 Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru становятся авторами изобретений, над которыми безуспешно трудились целые конструкторские бюро. Все эти ситуации показывают, что есть нечто, принципиально отличающее творческий труд от регламентирован­ного (а-труда). Это то, что называют талантом, «искрой божьей», твор­ческими способностями.

Экономическое значение такой категории, как способность человека к определенному виду творчества, аналогично экономическому значению плодородия земли. Если определенный уровень плодородия является не­обходимым условием богатого урожая, то и без таланта нельзя надеяться на получение существенных результатов в любом виде творческого тру­да. Талант, так же, как и благоприятная для земледелия структура почвы, является проявлением сил природы.

Подобно тому, как и в сельском хозяйстве трудолюбие не может в пол­ной мере компенсировать неблагоприятные природные условия, в науке и искусстве отсутствие необходимых способностей не может быть компен­сировано никакими затратами труда. Талант и активность являются дву­мя необходимыми и относительно самостоятельными условиями творче­ской деятельности. Принципиально важно выделить природный («боже-искровый») компонент творчества. Именно этот компонент объединяет те рассмотренные выше факты очень больших (на несколько порядков) раз­личий в эффективности творческого и чисто исполнительского труда.

Таким образом, влияние природных факторов на благосостояние че­ловека и страны проявляется в двух аспектах: через материальный ком­понент (плодородие земли, полезные ископаемые и т. д.) и творческий компонент (талантливость народа, предрасположенность его к творче­ской деятельности). Аналогия между плодородием земли и творческими способностями отмечалась Л. Маршаллом: «Доходы от редких природ­ных способностей обеспечивают излишек над издержками по воспита­нию и обучению, и они в некоторых отношениях сходны с рентой» [Мар­шалл. Т. 2. С. 310].

В цивилизованных странах каждое новое произведение человеческого ума быстро становится общим достоянием благодаря системам народно­го образования, повышения квалификации, книгоиздательству, телевиде­нию и др. Это, в свою очередь, ускоряет технический прогресс, обеспечи­вает рост эффективности производства. Через системы репродуцирова­ния результатов творчества обеспечивается превращение новой семанти­ческой (содержательной) информации в единицы прироста обществен­ного богатства. Следовательно, природные способности людей можно рассматривать как производственные ресурсы, выполняющие те же функции, что и полезные ископаемые, биологические и другие ресурсы развития экономики.

При этом ресурсы творчества обладают важным отличием — практи­чески неограниченной воспроизводимостью результатов их применения.

Глава 11. Производительность и эффективность труда 273

Если использовать биологическую терминологию, то можно сказать, что плоды творчества репродуцируются системами образования и массовой информации.

Использование тонны нефти или железной руды практически означает уничтожение этой части ископаемых ресурсов, а использование плодов творчества означает их многократное воспроизведение. Такая особен­ность реализованных творческих способностей делает их наиболее эффек­тивным из всех видов ресурсов, которыми располагает человечество.

11.2. Факторы, влияющие на производительность труда

Производителыюсть труда — показатель динамичный, постоянно из­меняющийся под воздействием множества факторов. Факторы измене­ния показателя — это совокупность всех движущих сил и причин, кото­рые определяют динамику этого показателя. Соответственно факторы повышения производительности труда — это вся совокупность движу­щих сил и причин, которые приводят к увеличению производительности труда. Поскольку повышение производительности труда имеет большое значение и для каждого предприятия в отдельности, и для общества в целом, изучение факторов и поиск резервов увеличения становится важ­нейшей задачей экономической теории и практики. Кроме того, на уро­вень и динамику производительности труда влияют также условия, в которых протекает процесс труда. Они либо усиливают действие того или иного фактора (если они благоприятны), либо ослабляют его. Нап­ример, природно-климатические условия существенно влияют на резуль­таты труда и его производительность в сельском хозяйстве. Обществен­ные условия, связанные с формами собственности на средства производ­ства и с производственными отношениями, также могут определенным образом отразиться на производительности труда.

Все факторы, воздействующие на производительность труда, можно разделить на две группы.

Первая группа включает факторы, действующие в направлении повы­шения производительности труда, улучшения организации труда и про­изводства и социальных условий жизни трудящихся. Вторую группу представляют факторы, отрицательно отражающиеся на производитель­ности труда. К ним относятся неблагоприятные природные условия, пло­хая организация производства и труда, напряженная социальная обста­новка.

На уровне отдельного предприятия или организации все факторы можно разделить на внутренние и внешние факторы. Первые включают уровень технической вооруженности предприятия, эффективность при­меняемой технологии, энерговооруженность труда, организацию труда и производства, действенность применяемых систем стимулирования,

18 — 3-1844

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru 274Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru обучение кадров и повышение квалификации, улучшение структуры кадров и т. п., т. е. все то, что зависит от коллектива предприятия и его руково­дителей. К внешним факторам следует отнести: изменения ассортимента продукции и ее трудоемкости в связи с изменением государственных заказов или спроса и предложения на рынке; социально-экономические условия в обществе и регионе; уровень кооперации с другими предпри­ятиями; надежность материально-технического снабжения, природные условия и т. п. Внутренние и внешние факторы можно рассматривать также по принципу уровня регулирования, т. е. те, которые может регу­лировать хозяйствующий субъект (управление, организация, трудовые отношения, квалификация и мотивация персонала, техника и техноло­гия, условия труда, инновации и др.), и те, которые находятся вне сферы регулирования хозяйствующего субъекта (политическое положение в стране и в мире, уровень развития рыночных отношений, конкуренция, научно-технический прогресс, общий уровень экономического развития, качество иколичество трудовых ресурсов страны, культура, мораль­ность, социальные ценности, наличие природных богатств, развитие инфраструктуры и др.).

По своему внутреннему содержанию и сущности все факторы принято объединять в три основныегруппы:

1) материально-технические, связанные с уровнем развития техники и
технологии, внедрением в производство научных открытий и разработок,
совершенствованием орудий и средств труда;

2) организационные, обусловленные организацией производства, тру­
да и управления;

3) социально-экономические, связанные с составом работников, уров­
нем их квалификации, условиями труда и быта, отношением работников
к собственности, эффективностью стимулирования труда и заинтересо­
ванностью в конечных результатах производства, т. е. со всем, что каса­
ется человека и его отношения к труду.

Материальной основой повышения производительной силы труда и его продуктивности является развитие науки, техники и технологии, внедрение в производство их достижений, поэтому группа материально-технических факторов обычно рассматривается как ведущая и опреде­ляющая остальные факторы.

К материально-техническим факторам роста производительности труда относится повышение технической и энергетической вооруженнос­ти труда на основе непрерывного развития научно-технического прогрес­са. Главными направлениями научно-технического прогресса в произ­водстве являются: механизация производства с переходом к автоматиза­ции; увеличение единичных мощностей машин иоборудования с повы­шением энерговооруженности труда; электрификация производства; хи­мизация производства в ряде отраслей промышленности и сельском хо-


Глава 11. Производительность и эффективность труда

зяйстве; создание принципиально новых технологий, обеспечивающих интенсификацию производства и резкое сокращение затрат живого тру­да; снижение материалоемкости продукции и экономия материальных ресурсов; углубление специализации машин и оборудования. Важное значение имеет освоение новых мощных источников энергии — атомной, внутриядерной, геотермальной, космической.

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru В результате действия материально-технических факторов во много раз возрастает производительная сила труда и снижается технологиче­ская трудоемкость продукции.

К организационным факторам роста производительности труда отно­сится организация производства на уровне предприятий, отраслей и на­ционального хозяйства в целом. Большое значение здесь имеют разме­щение предприятий по территории, организация транспортных связей как внутри страны, так и с зарубежьем; специализация предприятий и их надежная последующая кооперация; организация материально-техниче­ского снабжения, энергоснабжения, ремонтного обслуживания и т. д. Внутри предприятий важнейшими задачами улучшения организации производства являются: повышение качества планирования с учетом перспективных потребностей развивающегося рынка; организационно-техническая подготовка производства; своевременное внедрение новой техники и технологии; модернизация действующего оборудования; обес­печение текущих и капитальных ремонтов и бесперебойной работы ма­шин, механизмов, оборудования, аппаратуры, а также четкая организа­ция внутризаводского материально-технического снабжения.

Особое место среди организационных факторов занимает организация труда. Она тесно связана с организацией производства и включает сле­дующие направления: рациональные разделение и кооперацию труда между различными категориями, группами работающих и между отдель­ными исполнителями; организацию и обслуживание рабочих мест; улуч­шение санитарно-гигиенических условий труда с доведением их до ком­фортных, устранение всякого рода производственных вредностей и опас­ностей; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; изучение и системное распространение передовых приемов и методов труда; организацию рациональных, научно обоснованных режимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производственной дисциплины. Боль­шое значение в современных условиях имеют развитие бригадной и дру­гих организационных форм коллективного труда, внедрение подрядных, арендных форм организации и стимулирования труда, развитие много­станочного и многоагрегатного обслуживания в условиях автоматизиро­ванного и полуавтоматизированного производства. Все эти направления сводятся в систему научной организации труда.

Организация управления производством также включает ряд важных направлений. На уровне управления хозяйством страны в ее задачи вхо-

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru 276 Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru дят: создание отраслевых и территориальных органов управления пред­приятиями, обеспечение их эффективного взаимодействия, координация работы предприятий как внутри страны, так и с ближним зарубежьем. На предприятиях задачами организации управления являются создание эко­номичной и действенной управленческой структуры, укомплектование всех подразделений компетентными руководителями и специалистами, их правильная расстановка и использование; в экономической области — ор­ганизация внутрихозяйственного хозрасчета, аренды, акционирования предприятий, эффективного стимулирования труда, а также контроль за производством, реализацией продукции и всех экономических показателей. Все организационные факторы тесно взаимосвязаны и представляют собой единую систему организации производства, труда и управления. Неполное использование организационных факторов, наличие организа­ционных недостатков отражаются на использовании рабочего времени и через этот экстенсивный показатель влияют на производительность тру­да. Все потери рабочего времени, вызванные недостатками в организации труда и производства, при прочих равных условиях почти прямо пропор­ционально снижают производительность труда, а сокращение потерь обеспечивает ее рост.

Некоторые организационные мероприятия приводят непосредственно к снижению трудоемкости. К ним относятся, например, мероприятия по освоению передовых приемов и методов труда, расширению производ­ственного профиля и совмещению функций или даже профессий и т. п. Важное место в системе организационных факторов занимает улучше­ние структуры кадров — относительное сокращение управленческого персонала и увеличение в общей численности промышленно-производ-ственного персонала удельного веса производственных рабочих, а в чис­ле последних — доли основных рабочих. Чем выше удельный вес произ­водственных рабочих в общей численности промышленно-производ-ственного персонала, тем выше при прочих равных условиях и произво­дительность труда в среднем на одного работника.

Социально-экономические факторы играют важную роль в формирова­нии показателя производительности труда. Значение действия данных факторов обусловлено тем, что и развитие научно-технического прогрес­са, и совершенствование материальной основы производства — техники, технологий, и осуществление многообразных и нередко довольно слож­ных организационных мероприятий происходят не сами по себе, под влиянием каких-то сил природы, а исключительно в результате активной трудовой деятельности людей — участников общественного производ­ства. Движущей силой в этой трудовой деятельности является интерес к достижению определенного результата, что в свою очередь позволяет удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности лю­дей — участников производства.


Глава 11. Производительность и эффективность труда

Кроме того, помимо стремления к определенному результату трудо­вой деятельности, все участники производственной или иной деятель­ности должны обладать (каждый на своем уровне) достаточной дееспо­собностью, необходимыми личными качествами, а также здоровьем.

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru К важнейшим социально-экономическим факторам, влияющим на производительность труда, относят все факторы, которые приводят к улучшению качества рабочей силы. Это прежде всего такие характерис­тики рабочих, как уровень квалификации и профессиональных знаний, умений, навыков; компетентность, ответственность, умственные способ­ности; адаптированность, инновационность и профессиональная мобиль­ность, моральность, дисциплинированность, способность реагировать на внешние стимулы и внутреннее желание качественно выполнять работу. К этой группе факторов также относят характеристики трудовых коллек­тивов, такие, как трудовая активность, творческая инициатива, социаль­но-психологический климат, система ценностных ориентаций.

Материальная и моральная заинтересованность работников в резуль­татах труда как фактор повышения его производительности действует в различных направлениях. Наиболее коротким и доступным путем явля­ется повышение интенсивности труда. Оно дает немедленный и очевид­ный результат. Однако при этом производительная сила труда не увели­чивается, а психофизиологические границы повышения интенсивности труда весьма жесткие. Существенный рост производительности труда только за счет повышения интенсивности и увеличения энергетических затрат организма работника не может быть достигнут.

Вместе с тем заинтересованность работников в результатах труда по­буждает их к совершенствованию организации производства и труда. Таким путем социальный фактор реализуется через организационные и материально-технические факторы, вызывает стремление к совершен­ствованию техники, технологии, организации производства, труда и уп­равления.

Однако только материальной и моральной заинтересованности в ре­зультатах труда недостаточно. Нужно не только хотеть получить желае­мый результат, но и быть способным его достичь. Для этого необходимы, во-первых, квалификация, приобретаемая посредством первоначального обучения и длительной практики, а, во-вторых, соответствующее выпол­няемой работе состояние здоровья. Но поскольку состояние здоровья — физическая дееспособность работников — зависит не только от про­изводственных условий, но и от условий жизни вообще (степень удо­влетворения разумных жизненных потребностей в пище, одежде, жилье, в полноценном отдыхе и т. д.), то корни социально-экономических фак­торов выходят далеко за пределы предприятия и охватывают, по су­ществу, весь жизненный уклад, образ жизни той или иной социальной группы.

278 Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru По сфере возникновения и действия факторы повышения производи­тельности труда делятся на:

— внутрипроизводственные — те, которые возникают и действуют не­
посредственно на уровне предприятия или организации;

— отраслевые и межотраслевые, которые связаны с возможностью
улучшения кооперативных связей, концентрации и комбинирования
производства, освоения новых технологий и производств на уровне всей
отрасли или нескольких совместных отраслей народного хозяйства;

— региональные — это факторы повышения производительности тру­
да, характерные для данного региона;

— общегосударственные — это такие факторы, которые вызывают по­
вышение производительности труда по всей стране (например, повыше­
ние образовательного уровня населения, рациональное использование
трудового потенциала).

В экономической и учебной литературе дореформенного периода клас­сификация факторов роста производительности труда сводилась в основ­ном к рассмотренным выше группам. Однако переход отечественного хо­зяйства на рыночные отношения обусловливает потребность расширить традиционную классификацию факторов, дополнив ее факторами эконо­мии прошлого труда (сырья, материалов, топлива, комплектующих изде­лий, энергоносителей, внешних услуг и т. д.). Если подходить к оценке уровня производительности труда с позиции сопоставления результата производства и затрат живого труда и всего прошлого или овеществлен­ного труда, то круг факторов (и соответственно стоящих за ними резер­вов) существенно расширяется: на показателе будет сказываться не толь­ко экономия живого труда (отработанных человеко-часов, человеко-дней или численности работников, занятых в производстве, как это традицион­но и учитывается), но и экономия всех видов прошлого труда (сырья, ма­териалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поставляемых по кооперации, всех топливно-энергетических ресурсов, услуг промышлен­ного характера, а также в соответствующих пропорциях доли амортиза­ции основных производственных фондов). Поэтому в условиях рынка су­ществующие классификации факторов роста производительности труда необходимо дополнить, по крайней мере, двумя новыми группами факто­ров, связанными с расходованием текущих затрат прошлого труда (сырья, материалов, энергии и пр., непосредственно входящих в продукт произ­водства в каждом производственном цикле) и экономичным и эффектив­ным использованием основных производственных и непроизводственных фондов (машин, механизмов, технологического оборудования, аппарату­ры, транспортных средств, производственных зданий и сооружений и т. п.).

Экономия прошлого труда, заключенного в материальных затратах первой группы, будет повышать производительность труда непосред­ственно, в обратной пропорции к достигнутой экономии.

Глава 11. Производительность и эффективность труда 279

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru Рациональное использование производственных и непроизводствен­ных фондов, переносящих прошлый труд на вновь созданную продукцию частями (в стоимостной форме, в виде амортизационных отчислений), отразится на показателе производительности труда через величину амор­тизационных отчислений. Поэтому при прочих равных условиях произ­водительность труда за счет этого фактора будет тем выше, чем меньше будет задействовано фондов и чем лучше и полнее они будут использо­ваться.

Резервы повышения производительности труда

Резервы роста производительности труда — это возможности более полного использования производительной силы труда, всех факторов по­вышения его производительности за счет совершенствования техники, технологии, улучшения организации производства, труда и управления. Резервы тесно связаны с факторами роста производительности труда. Если тот или иной фактор рассматривать как возможность, то использо­вание связанного с ним резерва — это процесс превращения возможнос­ти в действительность.

Существует несколько классификаций резервов роста производитель­ности труда.

Во-первых, все они делятся на две большие группы: резервы улучше­ния использования живого труда (рабочей силы) и резервы более эффек­тивного использования основных и оборотных фондов. К первой группе относятся все резервы, связанные с организацией условий труда, повы­шением дееспособности работающих, структурой и расстановкой кадров, созданием организационных условий для бесперебойной работы, а также с обеспечением достаточно высокой материальной и моральной заинте­ресованности работников в результатах труда. Вторая группа включает резервы лучшего использования основных производственных фондов (машин, механизмов, аппаратуры и пр.) по мощности и по времени, а также резервы более экономного и полного использования сырья, мате­риалов, комплектующих изделий, топлива, энергии и других оборотных фондов.

Во-вторых, резервы по признакам возможностей их использования делят на резервы запаса и резервы потерь. Например, недоиспользование оборудования по мощности или по сменности работы, изученные, но еще не внедренные передовые методы труда, — резервы запаса. Потери рабо­чего времени, брак, перерасход топлива относятся к резервам потерь.

В понятие резерва включаются также производственные потери рабо­чего времени и непроизводительные затраты труда. Производственные потери рабочего времени — это внутрисменные и целодневные простои, прогулы и все не предусмотренные планом неявки на работу; непроизво­дительные затраты труда — излишние по сравнению с плановыми затраты

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru 280 Раздел 3- Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru труда вследствие нерационального использования орудий и предметов труда и нарушений установленного технологического процесса.

По времени использования резервы делятся на текущие и перспектив­ные. Первые могут быть реализованы без существенных изменений тех­нологического процесса и без дополнительных капиталовложений, вто­рые требуют перестройки производства, установки более совершенного оборудования, капитальных затрат и значительного времени на подгото­вительные работы.

Так же, как и факторы, резервы роста производительности труда по содержанию делятся на три группы:

— социально-экономические, которые определяют возможности повы­
шения качества используемой рабочей силы;

— материально-технические, которые определяют возможности при­
менения более эффективных средств производства;

— организационно-экономические, которые определяют возможности
совершенствования объединения рабочей силы и средств производства.

По месту выявления и использования резервы подразделяются на на­роднохозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные. Народнохо­зяйственные включают, прежде всего, более богатые природные ресур­сы и их комплексное использование. К отраслевым относятся резервы, использование которых повышает производительность труда работников отрасли в целом, — специализация предприятий, концентрация и комби­нирование производства, совершенствование техники и технологии и т. п. Внутрипроизводственные резервы роста производительности труда имеют важнейшее значение, так как в конечном счете все их виды выяв­ляются и реализуются непосредственно на предприятиях. Кроме деления на текущие и перспективные, они делятся на две группы: резервы сни­жения трудоемкости продукции и резервы лучшего использования сово­купного рабочего времени.

Выявление имеющихся резервов осуществляется на основе анализа уровня и динамики производительности труда на отдельных участках производства или по видам работ в текущем и предыдущем периодах. Основой методики анализа является сравнение анализируемых показате­лей с плановыми. При этом должны быть проверены и обоснованность плановых заданний, в которых могли быть не полностью учтены все особенности, и условия производства в планируемом периоде, и его ре­зервы. Необходимо обращать внимание также на различные уточнения плана, внесенные в течение года, которые вызывают значительные изме­нения других показателей — производительности труда, численности ра­ботников, фонда оплаты труда.

Анализу трудоемкости важнейших видов продукции или основных видов работ должно быть уделено самое серьезное внимание. Трудоем­кость продукции определяется количеством труда, необходимого для из-

Глава 11. Производительность и эффективность труда 281

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru готовления намеченной планом продукции, или фактически затраченно­го на ее производство. Она исчисляется путем суммирования затрат тру­да по всем операциям при изготовлении каждого изделия, а затем и по всем изделиям производственной программы.

Трудоемкость измеряется или в нормо-днях (нормативная трудоем­кость), или в фактических днях, затраченных на производство продук­ции (фактическая трудоемкость). Разница между ними определяется степенью выполнения норм.

Снижение трудоемкости обеспечивается прежде всего внедрением нового, высокопроизводительного оборудования и прогрессивных техно­логий. Наряду с этим большое значение имеет модернизация имеющего­ся оборудования и рационализация производства без коренной пере­стройки применяемой технологии за счет малой механизации ручных работ, совершенствования приспособлений и т. п.

Величину резервов роста производительности труда при снижении трудоемкости можно определить или непосредственно в процентах по каждой группе рабочих, или по экономии рабочей силы. Показатели рос­та производительности труда и снижения трудоемкости продукции об­ратно пропорциональны.

Резервы роста производительности труда за счет лучшего использова­ния рабочего времени кроются прежде всего в ликвидации его потерь. По существу они резко отличаются от резервов снижения трудоемкости и имеют место только при плохой организации труда и производства, слабой дисциплине труда, недостаточной его охране и т. п. Эти резервы иссякнут с ликвидацией указанных недостатков, в то время как резервы снижения трудоемкости практически безграничны.

Для выявления резервов роста производительности труда за счет лик­видации потерь рабочего времени нужно тщательно анализировать фак­тический баланс рабочего времени, сравнивать его с плановым, с по­мощью фотографий и самофотографий рабочего дня выявлять потери рабочего времени, устанавливать причины и разрабатывать мероприятия по их уменьшению или полной ликвидации.

В статистической отчетности имеются данные об использовании сово­купного фонда рабочего времени, однако для анализа его использования и выявления резервов роста производительности труда таких данных недостаточно. Для этого надо сопоставлять фактический и плановый ба­лансы рабочего времени в среднем на одного рабочего.

На основе сопоставления можно установить, каковы были возможнос­ти улучшения использования рабочего времени, по каким статьям балан­са имеются отклонения фактического его использования в сравнении с планом, наметить пути детального исследования причин, вызвавших эти отклонения. Наибольший удельный вес в потерях рабочего времени за­нимают неявки в связи с болезнями. Для выявления причин заболеваний

Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru Концепции эффективности труда и теории стоимости (ценности) - student2.ru 282 Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда

Наши рекомендации