Маржинальный анализ себестоимости и прибыли
Маржинальный анализ позволяет точнее измерить влияние факторов на изменение уровня себестоимости продукции, прибыли и рентабельности и на этой основе вырабатывать более эффективную политику управления затратами и финансовыми результатами.
Преимущества имеет методика маржинального анализа себестоимости отдельных видов продукции. Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции по традиционной методике изучают с помощью факторной модели
где 3i — общая сумма затрат на производство i-го вида продукции; VBFIi — количество произведенной продукции i-го вида.
При расчете влияния факторов по данной модели предполагается, что объем выпуска продукции и затраты изменяются сами по себе, независимо друг от друга, и что все затраты на единицу продукции находятся в обратно пропорциональной зависимости с объемом производства продукции. В действительности же, с уменьшением объема производства изменяются только постоянные затраты на единицу продукции, переменные затраты при этом остаются на том же уровне.
Отсюда факторная модель себестоимости единицы продукции по методике маржинального анализа выглядит следующим образом:
где Ci- — полная себестоимость единицы i-го вида продукции;
Ai — сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;
Ш ~"li |
VBП — объем выпуска (i-го вида продукции в физических
единицах;
b — сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции
(усеченная себестоимость продукции).
По БМПК для определения себестоимости продукции воспользуемся этой формулой:
Преимущество данной модели состоит в том, что она позволяет видеть, насколько велика сумма постоянных затрат, какую долю они занимают в себестоимости изделия и как изменяется их уровень в зависимости от объема выпуска продукции.
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.
Традиционная методика факторного анализа прибыли предполагает использование следующей модели:
где VPTI— физический объем продаж;
р — цена реализации;
с — полная себестоимость единицы продукции.
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема реализации продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. Напротив, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозировании ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель;
где р — цена единицы продукции;
b — переменные затраты на единицу продукции;
А — постоянные затраты на весь объем продаж данного вида
продукции.
Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в таблице 15.
Таблица 15.