Приемы экономического анализа, их классификация
По дисциплине: «Анализ финансово – хозяйственной деятельности»
Научные основы экономического анализа в условиях рыночной экономики.
Анализ – изучение конкретных хозяйственных процессов или экономических показателей работы предприятия в результате детализации целого на составные части с помощью специальных приемов.
Экономический анализ рассматривается на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.
На макроуровне экономический анализ рассматривает и анализирует экономику всего народного хозяйства страны. Экономический анализ на макроуровне предполагает комплексное изучение темпов развития экономики, структуры общественного производства. Должна даваться оценка использования трудового, природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Особое значение необходимо придавать выявлению тенденций изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста: материало- и энергоемкости, фондоотдачи, производительности труда.
Экономический анализ на микроуровне проводится специальными приемами и методами на предприятиях. На микроуровне в процессе экономического анализа акцент должен делаться на выявление резервов снижения издержек производства, определение эффективности использования производственных мощностей, финансовых и трудовых ресурсов. Необходимо выявлять факторы, сдерживающие развитие экспортного потенциала, осуществлять анализ соответствия выпускаемой продукции спросу на нее.
Роль экономического анализа повышается с введением рыночных отношений, особенно в оценке результатов хозяйственной деятельности предприятия и принятии управленческих решений.
Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы, производственно – хозяйственная и финансовая деятельность предприятия, эффективность работы предприятия и конечный финансовый результат.
Объектом анализа является предприятие, объединение, снабженческо – сбытовая деятельность предприятия.
Предмет, задачи и приемы экономического анализа.
Анализ – изучение конкретных хозяйственных процессов или экономических показателей работы предприятия в результате детализации целого на составные части с помощью специальных приемов.
Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы или производственно – хозяйственная и финансовая деятельность предприятия и конечный финансовый результат на основе приемов анализа.
Задачи анализа обусловлены хозяйственными требованиями государства на каждом этапе развития. В связи с этим задачи могут быть общие и задачи в условиях рынка.
Общие задачи:
1. оценка итогов работы предприятия, достигнутых за определенных период;
2. выявление недостатков на предприятии, устранение расходов и потерь;
3. определение эффективности трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Задачи в условиях рынка:
1. обеспечение конкурентности на внутреннем и внешнем рынках, создание продукции и ее выход на мировой рынок;
2. выход на конечный результат (прибыль; убыток);
3. выявление резервов и недостатков на предприятии.
Для проведения экономического анализа используются специальные приемы анализа, такие как:
Ø Традиционные:
- Прием сравнения
- Прием группировки
- Прием детализации
- Балансовый прием
- Ряды динамики
- Прием цепных подстановок
Ø Экономико – статистические приемы:
- Корреляция – соотношение показателей. Корреляционный анализ
- Регрессионный анализ. Регрессия – зависимость среднего значения какой- либо величины от некоторой другой величины ил от нескольких величин.
- Факторный анализ
Приемы экономического анализа, их классификация.
Для проведения экономического анализа используются специальные приемы анализа, такие как:
Ø Традиционные;
Ø Экономико – статистические приемы.
Традиционные приемы
Основным приемом анализа является прием сравнения – прием позволяющий выразить характер одного явления через другие однородные явления. Различают следующие способы сравнения:
а) фактические показатели сравнивают с плановыми для определения степени выполнения плана;
б) фактические показатели сравнивают за ряд лет, чтобы определить темпы развития производства;
в) фактические показатели данного предприятия сравнивают с показателями другого для выявления резервов.
Абсолютные и относительные величины.
Абсолютные величины используют для характеристики экономических явлений, изменения объема, размера и результатов хозяйственной деятельности.
В анализе обычно используются относительные величины, которые более точно показывают изменение явлений.
Относительные величины:
- коэффициенты – за базу сравнения принимается единица
- проценты – за базу сравнения принимается число 100
- промилле - за базу сравнения принимается число 1000
- темп роста и темп прироста. Темп роста = показатель отчетного года/показатель предыдущего года*100%. Темп прироста = темп роста – 100.
- индексы – показывает соотношение между показателями.
Средние величины:
- простая средняя арифметическая – рассчитывается как частное от деления суммы значений всех вариантов на общее число вариантов.
- средняя арифметическая взвешенная – определяется в том случае, когда значение основного признака повторяется. Например при определении среднего тарифного разряда..
- средняя хронологическая – используется, когда нужно определить среднюю годовую стоимость основных производственных фондов или остаток ТМЦ. Формула: половинные показатели на начало и конец года и суммируются с показателями на начало каждого месяца в году и разделить на количество месяцев.
- средняя гармоническая – используется, если при расчете средних величин принимаются обратные величины. Например при изучении затрат рабочего времени.
Прием группировки – для выявления взаимосвязи между показателями. Существует несколько приемов группировки:
- структурные, когда группируются однородные явления по признаку сходства;
- аналитические, устанавливают взаимосвязь, взаимозависимость между показателями.
Прием детализации используется, когда нужно проанализировать отдельные показатели.
Балансовый прием используется с целью установления наличия соответствия между показателями. Выражается в виде баланса (аналитическая формула равенства правой и левой сторон).
Ряды динамики. С их помощью можно охарактеризовать экономические явления во времени.
Прием цепных подстановок. Сущность данного приема:
1. Все факторы подразделяются на количественные и качественные,
2. В первую очередь всегда определяется влияние количественных факторов, а затем качественных,
3. влияние количественного фактора – берется отклонение по количественному фактору и умножается на плановое значение качественного фактора,
4. влияние качественного фактора – берется отклонение по качественному фактору умножается на фактическое значение количественного фактора,
5. находится общее влияние, т.е. влияние количественного на качественное и наоборот.
Экономико – статистические приемы анализа
К статистическим приемам анализа относят корреляционный, регрессионный и факторный анализ.
Корреляция – соотношение показателей. Корреляционный анализ применяется, когда между отдельными показателями имеется связь или зависимость от других показателей. Он дает возможность определить тесноту связи между показателями. Теснота связи определяется коэффициентом корреляции. Коэффициент корреляции = 1 – связь между показателями полная, Коэффициент корреляции = 0 – связь отсутствует, Коэффициент корреляции между 1 и 0 – связь искажена или неполная.
Регрессионный анализ. Регрессия – зависимость среднего значения какой- либо величины от некоторой другой величины ил от нескольких величин.
Математические приемы анализа
К математическим приемам анализа относят:
- линейное программирование. Самый распространенный прием решения задач по рациональному выявлению резервов;
- деловые игры. Основаны на решении хозяйственных вопросов на основании разбора хозяйственных операций.
- сетевые графики. График строится по проведению работ и отражают все необходимые операции с указанием их последовательности и продолжительности.
Визуальные приемы анализа
Они находятся между математическими и традиционными приемами анализа.
Визуальные приемы анализа:
- мозговой штурм – метод активизации творческого мышления, основанном на такой атмосфере, которая приводит к неожиданным поворотам мысли.
Существует два вида: прямой мозговой штурм (при рассмотрении проблемы участвует 5 – 15 человек. Они должны быть в курсе проблемы, но не знать деталей. Обычно проводится в утренние часы, выступление длится 2-3 минуты, общая продолжительность не более часа), обратный штурм связан с решением задачи, когда выявляются резервы и недостатки с целью улучшения учета и анализа на предприятии.
- прием ассоциаций и аналогий. Сущность в том, что новые идеи и предложения возникают на основе сопоставления с другими аналогичными объектами.
- прием контрольных вопросов состоит в том, что задача решается при помощи тщательно подготовленных контрольных вопросов.