Показатели и методы оценивания качества продукции.

Оценка качества предполагает определение его абсолютного, относительного, перспективного и оптимального уровней.

Абсолютный уровень качества определяют путем вычисления определенных показателей без их сравнения с соответствующими показателями аналогичных изделий. Установление относительного уровня качества состоит в сопоставлении абсолютных показателей качества продукции с соответствующими показателями аналогичных лучших образцов. Приоритетные направления развития науки и техники должны отображаться в перспективном уровне качества продукции. Оптимальный уровень качества отвечает минимальной величине общих общественных затрат на производство и эксплуатацию продукции.

В зависимости от количества свойств, которые характеризуются, показатели качества делятсяна:

ü Единичные, что характеризуют отдельные свойства изделия;

ü Комплексные, с помощью которых измеряется группа свойств изделия;

ü Обобщающие, которые характеризуют качество всей совокупности продукции предприятия.

Единичные показателиусловно делятся на такие группы:

· Показатели назначения (характеризуют приспособленность изделий к использованию и сферы использования).

· Показатели надежности и долговечности(отображают свойства изделия исполнять свои функции на протяжении определенного времени с сохранением эксплуатационных характеристик; свойства изделия сохранять свою работоспособность длительное время).

· Показатели технологичности (характеризуют эффективность конструкций машин и технологий их изготовления).

· Эргономичные показатели (учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, требования техники безопасности).

· Эстетические показатели (характеризуют выразительность, соответствие стилю и моде, оригинальность, гармоничность).

· Показатели стандартизации и унификации, что отображают степень использования в изделии стандартизированных и унифицированных деталей и узлов.

· Экономические показатели (отображают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделия).

· Патентно-правовые, которые отображают степень использования новых изобретений при проектировании изделий.Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защищенность и патентную чистоту продукции.

Комплексные показатели характеризуют несколько свойств продукции. Согласно с этими показателями продукцию делят на сорта, марки, классы.

В процессе хозяйственной деятельности важно не только правильно оценить качество отдельных изделий, но и определить общий уровень качества продукции предприятия. Для этого используется система общих показателей, основными из которых являются:

ü Коэффициент обновления ассортимента

ü Доля сертифицированной продукции

ü Доля продукции, предназначенной для экспорта

ü Объём товаров, реализованных по сниженным ценам во время сезонной распродажи

ü Коэффициент сортности

ü Удельный вес брака в общем выпуске товарной продукции

Методы оценки качества продукции делятся в зависимости от способа получения информации на: объективный (измерительный и регистрационный), органолептический и расчётный.

Измерительный метод – предусматривает использование при оценке качества продукции технических средств контроля.

Регистрационный метод основывается на наблюдении и подсчете количества предметов, случаев.

Органолептический метод предусматривает анализ восприятий органами чувств человека потребительских свойств товара

Расчетный метод используется при определении показателей качества ново созданных товаров; разновидностью этого метода является комплексный метод, который состоит в определении интегрированного показателя качества продукции путем сравнения полезного эффекта от использования изделия и общих затрат на его использование и потребление.

В зависимости от источников информации методы оценки качества делятся на:

ü Традиционный (оценка качества продукции в специализированных подразделениях);

ü Экспертный (используется для оценке эстетических показателей качества);

ü Социальный (основывается на определении качества продукции на основе изучения мнения потребителей о ней).

В отдельную группу выделяются статистические методы оценки качества продукции, которые основываются на использовании методов математической статистики и имеют выборочный характер.

Наши рекомендации