Показатели качества и методы его оценки. Качество продукции и ее конкурентоспособность

Качество продукции согласно ГОСТУ 15467-79 - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатель качества продукции - это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражаются в стандартах и технических условиях. Различают единичные и комплексные показатели качества. К единичным пока­зателям, характеризующим одно из свойств продукции, относятся:

- назначение - характеризует основное направление использования и область применения изделия. Например, фрезерно-брусующий станок производительностью 15 м3 в смену;

- надежность - свойство изделия сохранять технические параметры в заданных пределах в определенных условиях эксплуатации.Например, безотказность, сохраняемость, работоспособность и т.п.;

- долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до разрушения или другого предельного состояния. Например, ресурс пробега автомобиля в км, срок службы изделия;

- технологичность - характеризует эффективность конструкции изделия и технологию его изготовления. Это показатели удельной трудоемкости, материале- и энергоемкости изделия, блочности конструкции и т.д.;

- эргонометрические показатели определяют удобство и безопасность эксплуатации изделий. К показателям этой группы относят шум, вибрацию, запыленность, расположение и удобство сидений, органов управления и др.;

- эстетические показатели характеризуют способность продукции удовлетворять потребность в красоте: внешний вид, гармоничность, выразительность и т.п.;

- показатели транспортабельности определяют приспособленность продукции к перевозкам. К ним относятся продолжительность и стоимость подготовки изделия к перевозкам, трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, материалоемкость упаковки;

- экономические показатели характеризуют затраты на разработку, производство, эксплуатацию или потребление продукции. К ним относятся: себестоимость изготовления, цена, прибыль, рентабельность изделия, эксплуатационные издержки.

Оценивая качество промышленной продукции, часто отмечают ее технический уровень - относительную характеристику качества продукции, основанную на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми (эталонными) значениями.

Технический уровень продукции зависит от совокупности пока­зателей технического совершенства и оценка его особенно важна на этапе конструирования (проектирования) и запуска в производство. В качестве базовых образцов должны выступать перспективные модели оборудования, наиболее полно отвечающие конкретной потребности сейчас и в будущем.

Комплексные показатели качества характеризуют несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией. Например, для электродвигателя таким показателем будет отношение количества полезной механической энергии, выработанной двигателем за весь срок его службы, к суммарным затратам на производство и эксплуатацию двигателя.

Показатели качества, их оценка должны быть постоянно в центре внимания, как в сфере производства, так и в процессе эксплуатации. Для конкретизации этапов контроля качества продукции используют так называемую «петлю качества».

Петля качества способствует осуществлению влияния изготовителя не только на систему обеспечения качества продукции в процессе ее производства, но и в процессе эксплуатации. Конкурентоспособность - это комплексная характеристика то­вара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами. Это предпочтение определяется степенью удовлетворения потребностей потребителя и затратами на приобретение и использование товара [5]. Под воздействием научно-технического прогресса и возрастающих потребностей потребителей уровень конкурентоспособности конкретного товара постоянно снижается. Поэтому вновь выводимая на рынок продукция должна иметь «запас» конкурентоспособности.


Наши рекомендации