Оптовые и розничные цены на продукцию, их формирование.

Цена– это денежное выражение стоимости товара, количество денег, что уплачивается или получается за единицу товара или услуги. Одновременно цена отображает потребительские свойства товара, покупательную способность денежной единицы, степень редкости товара, силу конкуренции, государственного контроля, экономическое поведение рыночных субъектов и другие субъективные моменты.

Оптовая цена - цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации, получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность. Является внутренней ценой предприятия, от нее рассчитывают отпускную цену и все показатели эффективности работы предприятия: рентабельность, фондоотдачу, длительность оборота оборотных средств и другие.Оптовая цена изготовителя =полная себестоимость изделия + прибыль производителя на единицу изделия.

Розничные цены— цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли. Розничная Цена = Оптовая (отпускная) цена + Издержки обращения торговых организаций + Прибыль торговых организации + Акциз + НДС.

38. Цели и методы ценообразования в условиях рынка.

Ценообразование – это процесс обоснования, утверждения и пересмотра цен и тарифов, определения их уровня, соотношения и структуры.

В зависимости от того, какую цель ставит предприятие или фирма на рынке, различают разные подходы к ценообразованию. Такими целями деятельности предприятия по оптимизации цены могут быть:

ü Выживание на рынке как цель ставят тогда, когда рынок достиг почти предельной емкости; для сохранения жизнедеятельности производства могут устанавливать низкие цены, надеясь, что рынок будет чувствителен к ним

ü Максимизация прибыли; в этом случае сопоставляются спрос и затраты на производство с альтернативными ценами и выбирают ту из них, которая обеспечит максимальную прибыль

ü Лидерство на рынке достигается путем снижения затрат и получения высокой и долговременной прибыли, устанавливаются низкие цены с целью увеличения доли предприятия на рынке

ü Лидерство относительно качества товаров предусматривает установление относительно высоких цен, которые должны компенсировать высокие затраты на научно-исследовательские работы и обеспечение качества.

Учитывая перечисленные выше факторы влияния на уровень цен, выбранную предприятием рыночную стратегию с целью установления оптимального уровня цен, применяют такие методы ценообразования:

1. Метод «затраты+прибыль». По этому методу цена = себестоимость продукции + величина прибыли.

Прибыль определяется в процентах к себестоимости, величина которых устанавливается, исходя из данных относительно прибыльности продукции и ее конкурентоспособности. В рыночной экономике сфера применения этого метода ограничена.

2. Получение целевой нормы прибыли – метод ценообразования, ориентированный на затраты и целевую норму прибыли. Фирмы пытаются установить цену, включая в нее прибыль, что планируется в процентах на инвестированный капитал. При этом используется концепция безубыточности, и при установлении цены по этой методике учитывается зависимость между общими затратами и выручкой и объемом продажи:

Цена = ЗПМ + ((ЗПОСТ + ПОБЩ) / N), гдеЗПМ – величинапеременных затрат на единицу продукции

ЗПОСТ – постоянные затраты на данную продукцию за определенный период

ПОБЩ – общая сумма прибыли, которая должна быть получена за тот же период от продажи продукции

N – объём продажи продукции в натуральных единицах

3. Оценивание потребительской стоимости – метод, что основывается на оценивании потребительского эффекта, который имеет потребитель от использования товара. Этот метод ценообразования имеет определенный риск в следствие неоправданного завышения или занижения цены

4. Пропорциональное ценообразование – метод, при котором фирмы исходят не столько из собственных затрат, оценки потребительской стоимости или спроса, сколько из цен конкурентов. При этом методе цена устанавливается как функция цен на аналогичную продукцию конкурентов.

5. Метод «ожидаемой прибыли» чаще применяют тогда, когда фирма планирует подписать контракт и, предлагая более низкие цены, чем другие фирмы, имеет шансы выиграть борьбу за контракт.

6. Метод быстрого возврата затрат. Используется предприятиями с целью активной продажи больших объёмов продукции и быстрого возврата потраченных средств. Такое поведение может быть обусловлено неуверенностью производителей в длительном успехе их продукции на рынке.

Существует еще ряд других методов ценообразования, но при использовании любого из них в дальнейшем цена корректируется, используется ряд скидок и доплат к цене (за оплату наличными, величину приобретенной партии товара, доставку, сезонные скидки, сопутствующие услуги, и др.)

Наши рекомендации