Показатели и методы оценивания качества продукции.
Оценка качества предполагает определение его абсолютного, относительного, перспективного и оптимального уровней.
Абсолютный уровень качества определяют путем вычисления определенных показателей без их сравнения с соответствующими показателями аналогичных изделий. Установление относительного уровня качества состоит в сопоставлении абсолютных показателей качества продукции с соответствующими показателями аналогичных лучших образцов. Приоритетные направления развития науки и техники должны отображаться в перспективном уровне качества продукции. Оптимальный уровень качества отвечает минимальной величине общих общественных затрат на производство и эксплуатацию продукции.
В зависимости от количества свойств, которые характеризуются, показатели качества делятсяна:
ü Единичные, что характеризуют отдельные свойства изделия;
ü Комплексные, с помощью которых измеряется группа свойств изделия;
ü Обобщающие, которые характеризуют качество всей совокупности продукции предприятия.
Единичные показателиусловно делятся на такие группы:
· Показатели назначения (характеризуют приспособленность изделий к использованию и сферы использования).
· Показатели надежности и долговечности(отображают свойства изделия исполнять свои функции на протяжении определенного времени с сохранением эксплуатационных характеристик; свойства изделия сохранять свою работоспособность длительное время).
· Показатели технологичности (характеризуют эффективность конструкций машин и технологий их изготовления).
· Эргономичные показатели (учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, требования техники безопасности).
· Эстетические показатели (характеризуют выразительность, соответствие стилю и моде, оригинальность, гармоничность).
· Показатели стандартизации и унификации, что отображают степень использования в изделии стандартизированных и унифицированных деталей и узлов.
· Экономические показатели (отображают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделия).
· Патентно-правовые, которые отображают степень использования новых изобретений при проектировании изделий.Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защищенность и патентную чистоту продукции.
Комплексные показатели характеризуют несколько свойств продукции. Согласно с этими показателями продукцию делят на сорта, марки, классы.
В процессе хозяйственной деятельности важно не только правильно оценить качество отдельных изделий, но и определить общий уровень качества продукции предприятия. Для этого используется система общих показателей, основными из которых являются:
ü Коэффициент обновления ассортимента
ü Доля сертифицированной продукции
ü Доля продукции, предназначенной для экспорта
ü Объём товаров, реализованных по сниженным ценам во время сезонной распродажи
ü Коэффициент сортности
ü Удельный вес брака в общем выпуске товарной продукции
Методы оценки качества продукции делятся в зависимости от способа получения информации на: объективный (измерительный и регистрационный), органолептический и расчётный.
Измерительный метод – предусматривает использование при оценке качества продукции технических средств контроля.
Регистрационный метод основывается на наблюдении и подсчете количества предметов, случаев.
Органолептический метод предусматривает анализ восприятий органами чувств человека потребительских свойств товара
Расчетный метод используется при определении показателей качества ново созданных товаров; разновидностью этого метода является комплексный метод, который состоит в определении интегрированного показателя качества продукции путем сравнения полезного эффекта от использования изделия и общих затрат на его использование и потребление.
В зависимости от источников информации методы оценки качества делятся на:
ü Традиционный (оценка качества продукции в специализированных подразделениях);
ü Экспертный (используется для оценке эстетических показателей качества);
ü Социальный (основывается на определении качества продукции на основе изучения мнения потребителей о ней).
В отдельную группу выделяются статистические методы оценки качества продукции, которые основываются на использовании методов математической статистики и имеют выборочный характер.