Понятие «предприятие», его цели, функции и основные признаки.
Понятие «предприятие», его цели, функции и основные признаки.
Предприятие– самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно – исследовательской, торговой и другой хозяйственной деятельности предусмотренной законодательством.
Признаки предприятий:
· Основное организационное звено экономики государства;
· Самостоятельный хозяйствующий субъект, который имеет право юридического лица;
· Осуществляет производственную, научно – исследовательскую, и коммерческую деятельность;
· Имеет цель получения прибыли;
· Имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие сета в банках;
· Имеет печать со своим названием;
· Имеет товарный знак;
· Не имеет в своем составе других юридических лиц.
Для эффективного хозяйствования существенным является определение целей создания и функционирования предприятия.
Главную цель предприятия принято называть миссией.
Миссия – четко определенная причина существования предприятия.
Цели предприятия – будущее желаемое состояние предприятия, мотив поведения и действий его персонала.
Основные направления деятельности предприятий:
· Маркетинговая деятельность
· Инновационная деятельность
· Производственная деятельность (определение объемов производства, ассортимент, качество, материально – техническое обеспечение)
· Коммерческая деятельность
· Послепродажное обслуживание
· Экономическая (планирование показателей деятельности, учет и отчетность)
Планирование как функция управления, его принципы и методы.
Процесс управления предприятием является объединением множества функций: планирование, организация, координация, регулирование, учет, контроль, стимулирование и другие. Эти функции всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функций планирования и прогнозирования, то эта функция является центром в системе функций управления.
Планирование – это процесс установления целей предприятия и выбора наиболее эффективных способов их достижения.
Цель планирования – ликвидировать негативное влияние на предприятие изменчивости среды, в которой оно функционирует.
Планирование – как процесс управления – характеризуется такими специфическими чертами:
· Планирование имеет две стороны: социально – экономическую и организационно – техническую; первая из них определяется социально – экономическими условиями общества, вторая обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования; социально – экономическая сторона планирования должна быть ведущей в составе целей планирования и выборе средств их реализации;
· Планирование как элемент управления имеет информационный характер; в процессе производства перед органами планирования предприятия возникают конкретные проблемы. Их обнаружение и формулирование связано со сбором и обработкой информации, принятием плановых решений, оценкой результатов. Информация о полученных результатах передается в плановый орган и является основой для принятия новых решений;
· Планирование на предприятии является важным фактором интенсификации производства: эффект совместных действий групп людей является большим от суммы эффектов их отдельных действий (эффект синергизма); источником дополнительного эффекта является планомерность, которая имеет место в процессе кооперирования труда и порождает новую продуктивную силу.
Качество планирования на предприятии в значительной степени зависит от учета его принципов.
Основными принципами планирования являются:
· Необходимость– обязательное использование планов при выполнении какого-либо вида трудовой деятельности; особенно актуален в условиях рыночных отношений, поскольку его придерживание отвечает современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на предприятии.
· Единство – предусматривает разработку общего плана социально – экономического развития предприятия; на его выполнение должны быть направлены частичные планы производственных подразделений и функциональных служб; единство планов предусматривает общие экономические цели и взаимодействие разных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях управления и планирования.
· Беспрерывность– состоит в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством являются взаимосвязанными и должны осуществляться постоянно и без перерывов; на смену одному плану приходит другой, один товар заменяется другим по потребности рынка. Кроме того, непрерывность процесса означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них – к оперативным.
· Оптимальность– многовариантность планов, которые предусматривают разработку альтернативных вариантов достижения поставленной цели и выбор оптимального из них.
· Гибкость– предусматривает возможность корректирования плановых показателей и координации планово – экономической деятельности предприятия; постоянные изменения в технике, технологии, организации производства, колебания спроса, смены цен и тарифов и так далее вызывают необходимость соответствующих поправок в разных планах.
· Точность– учет при составлении планов конкретной степени точности предсказаний и расчетов, которая зависит от уровня неопределенности внешних условий хозяйствования; степень точности планов может быть разной, она определяется использованными системами и методами планирования; при оперативном и краткосрочном планировании необходима высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом и долгосрочном планировании можно ограничиться приближенными расчетами.
· Принцип участия– каждый работник предприятия должен быть участником плановой работы независимо от функций и должности; планы предприятия должны превращаться в личные планы каждого работника; это способствует повышению мотивации к труду, формированию корпоративного движения, усиливает доверие к планированию как к эффективному рычагу управления.
· Эффективность– требует разработку такого варианта производства, который при имеющихся ограничениях ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.
Методы планирования–это способы установления плановых показателей. К методам планирования предъявляются конкретные требования. Они должны быть адекватными во внешних условиях рынка, учитывать разнообразность путей достижения основной цели предприятия – максимизации прибыли, должны отличаться в зависимости от вида плана, который разрабатывается:
· Ресурсный– используется при монопольном положении предприятия на рынке или слабой конкуренции; плановые показатели устанавливаются, исходя из ресурсных возможностей предприятия;
· Статистический – показатели устанавливаются с использованием средних статистических величин, по статистическим данным прошедших периодов;
· Факторный– влияние разных технико – экономических факторов определяет величину планового показателя;
· Балансовый – состоит в использовании в плановых расчетах системы таблиц – балансов, в которых отображаются потребности в конкретных видах ресурсов и источники их покрытия;
· Экономико – математические – осуществляется оптимизация плана предприятия с помощью математических зависимостей и принятого критерия оптимизации;
· Графоаналитический– использование графиков и диаграмм при определении конкретных показателей;
· Нормативный – плановые показатели устанавливаются на основе использования прогрессивных норм затрат ресурсов с учетом изменения этих норм в плановом году.
4. Система планов предприятия, их взаимосвязь и порядок разработки.
В практике функционирования отечественных предприятий сложилась конкретная система планирования, которая состоит в разработке и взаимной согласованности планов разных видов. Каждый из них имеет свои особенности относительно объекта, содержания планирования, длительности периода планирования, масштабности заданий и т.д.
Виды планов предприятий:
1. Обязательность плановых заданий:
· Директивные
· Индикативные
2. Длительность периода планирования:
· Перспективные (стратегические)
· Среднесрочные
· Текущие (тактические)
· Оперативно – производственные
3. Содержание планирования:
· Производственные
· Маркетинговые
· Финансовые
· Инвестиционные
· Социальные
· Другие
Директивное планированиеявляется процессом принятия обязательных для выполнения решений.
Индикативное планирование имеет в качестве результат индикативные план, который не является обязательным для выполнения, а имеет направляющий, рекомендационный характер. В его составе есть обязательные для выполнения отдельные задания, но их количество ограничено.
Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне с применением индикаторов – параметров, которые характеризуют состояние и направления развития экономики, созданные органами государственного управления.
Индикативное планирование используется также на микроуровне для разработки перспективных планов; в текущем планировании целесообразными является директивное планирование.
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определить долгосрочную стратегию предприятия и по форме являются прогнозированием, но по содержанию они отличны, поскольку прогнозирование является предсказанием, построенным на вероятности, позволяют определить альтернативные варианты развития процесса или объекта и обосновать выбор принятого варианта. Поэтому прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.
Результатом перспективного планирования являются стратегические планы, которые подчеркивают наиболее отдаленную перспективу в деятельности предприятия и является совокупностью взаимосогласованных доходов и действий, которые отображают долгосрочные цели и основные направления деятельности с обоснованием ресурсного обеспечения.
Этапы стратегического планирования состоят в:
1) Формировании мисси и стратегических целей деятельности предприятия;
2) Анализе внешней и внутренней среды предприятия;
3) Анализе стратегических альтернатив и выборе базовой стратегии;
4) Разработке функциональных стратегий предприятия;
5) Планировании риска;
6) Реализации стратегий, стратегическом контроле и оценке результатов.
Основными разделами стратегического планирования являются:
· План маркетинга;
· План производства;
· План кадрового обеспечения;
· Финансовый план;
· Планирование рисков;
· Создание и поддержка имиджа фирмы.
Среднесрочное планирование охватывает период от одного до пяти лет. Среднесрочные планы детализируют перспективные относительно хронологического порядка достижения целей, ресурсного обеспечения их достижения, ответственных за исполнение лиц. Четкой границы между перспективными и среднесрочными планами нет. Также иногда среднесрочное планирование может совпадать с текущим планированием на предприятии.
Текущее планирование охватывает период до одного года, включая полугодовое, квартальное, месячное планирование. Текущие (тактические) планы по сфере направленности уже, чем стратегические, они детализируют их. Как правило, текущие планы разрабатываются на год и регулируют деятельность предприятия по производству продукции, ее сбыту, материально – техническому обеспечению, финансовым вопросам и т.д.
Такие планы позволяют быстро реагировать на какие – либо отклонения в деятельности предприятия, принимать необходимые решения. Участие в разработке такого плана берут все производственные подразделения, а руководство осуществляет руководитель предприятия вместе с главным экономистом.
Основными разделами тактического плана являются:
- План маркетинга;
- Производственный план;
- Научно – исследовательская деятельность и повышение технического уровня производства;
- План относительно труда и заработной платы;
- План относительно инвестиций и капитального строительства;
- План материально – технического обеспечения;
- План социального развития коллектива;
- План по охране окружающей среды;
- План относительно себестоимости, прибыльности и рентабельности;
- План внешнеэкономической деятельности;
- Финансовый план.
Этапы разработки текущего плана такие:
1) Анализ результатов деятельности предприятия;
2) Разработка мер по повышению эффективности деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности;
3) Исследование рынка и формирование портфеля заказов на продукцию предприятия;
4) Обоснование отдельных разделов плана;
5) Рассмотрение проекта плана советом трудового коллектива и его утверждение;
6) Доведение технико – экономических показателей до структурных подразделений предприятия.
Месячные текущие планы содержат тот же набор технико– экономических показателей, но с разработкой по отдельным месяцам календарного года.
Оперативно – производственное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности предприятия. Основное задание оперативно – производственного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации ежедневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений, а также контроле за их деятельностью.
Отдельным видом планирования на предприятии является разработка планов программ (или программ), которые определяют перспективы и развитие одного из направлений деятельности предприятия. Такими программами могут быть: программа реконструкции, программа инвестиционного развития, программа переквалификации кадров, программа экономии материальных ресурсов и другие.
По содержанию планирования планы предприятия разрабатываются в зависимости от функционального направления деятельности предприятия – производства, маркетинга, финансов, инвестиционной деятельности и т.д.
Относительно каждого из них предприятие формирует перспективные и тактические цели, разрабатывает соответствующие меры для их достижения.
Рыночный спрос.
На основе изучения, анализа и перспектив развития рыночного спроса предприятием заключаются с потребителями – покупателями сделки на поставку конкретных видов продукции.
Государственные контракты.
Государственные контракты являются средством обеспечения потребностей потребителей, которые финансируются за счет Государственного Бюджета, и обновления государственного резерва. Государство при этом гарантирует оплату поставок продукции и обеспечивает ее производство наиважнейшими видами ресурсов.
Государственные заказы.
Государственные заказы являются средством стимулирования увеличения производства в приоритетных отраслях, применения новых технологий, выпуска дефицитных видов продукции, государственной поддержки важных научных исследований. Государство может предоставлять льготы предприятиям – производителям, но не обеспечивает их финансовыми ресурсами.
Состав ОС
1.ОФ
В производственных запасах:
· Сырье
· Основные материалы
· Дополнительные материалы
· Комплектующие изделия
· Полуфабрикаты
· Топливо
· Тара
· Запчасти
· МБП
В производстве:
· Незавершенное производство и полуфабрикаты
· Затраты будущих периодов
2.Фонды обращения
· Готовая продукция на складе
· Отгруженная неоплаченная продукция
· Средства в расчетах
· ДС
ОС также делятся на нормируемые и ненормируемые:
К нормируемым относятся – ОФ в производственных запасах, в производстве и готовая продукция на складе;
К ненормируемым относятся – отгруженная неоплаченная продукция, средства в расчетах и ДС.
Понятие «предприятие», его цели, функции и основные признаки.
Предприятие– самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно – исследовательской, торговой и другой хозяйственной деятельности предусмотренной законодательством.
Признаки предприятий:
· Основное организационное звено экономики государства;
· Самостоятельный хозяйствующий субъект, который имеет право юридического лица;
· Осуществляет производственную, научно – исследовательскую, и коммерческую деятельность;
· Имеет цель получения прибыли;
· Имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие сета в банках;
· Имеет печать со своим названием;
· Имеет товарный знак;
· Не имеет в своем составе других юридических лиц.
Для эффективного хозяйствования существенным является определение целей создания и функционирования предприятия.
Главную цель предприятия принято называть миссией.
Миссия – четко определенная причина существования предприятия.
Цели предприятия – будущее желаемое состояние предприятия, мотив поведения и действий его персонала.
Основные направления деятельности предприятий:
· Маркетинговая деятельность
· Инновационная деятельность
· Производственная деятельность (определение объемов производства, ассортимент, качество, материально – техническое обеспечение)
· Коммерческая деятельность
· Послепродажное обслуживание
· Экономическая (планирование показателей деятельности, учет и отчетность)