Понятие предприятия и его основные признаки, цели и задачи

Введение

Экономика предприятия (организации) - это часть экономической науки, которая изучает хозяйствующий субъект в рамках рыночной экономики.

Объектом изучения экономики предприятия (организации) является хозяйственная деятельность торгового предприятия во всех её аспектах, а также факторы, на неё влияющие.

Методы изучения:

- научная абстракция;

- анализ;

- синтез;

- экономико - математическое моделирование.

Теоретической основой данной дисциплины является экономическая теория.

В курсе изучения дисциплины исследуются следующие проблемы:

1. Логика поведения хозяйствующего субъекта в рыночной экономике.

2. Основные формы и виды хозяйствующих субъектов.

3. Формирование и использование имущества предприятия (основные и оборотные фонды).

4. Инвестиционная деятельность предприятия.

5. Оборот розничной торговли.

6. Товарные запасы торгового предприятия.

7. Издержки обращения.

8. Ценообразование на предприятиях торговли.

9. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия (валовой доход, прибыль и рентабельность).

10. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия.

11. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

РАЗДЕЛ 1. Предприятие в условиях рынка

Тема 1. Предприятие - главный субъект микроэкономики

Понятие предприятия и его основные признаки, цели и задачи

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в законодательном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Целью деятельности любого предприятия является удовлетворение потребностей общественного производства и населения в товарах и услугах, и также получение прибыли от реализации товаров и услуг.

Конечным звеном экономической активности субъектов рынка является торговля, т.к. посредством торговли обеспечивается эффективное удовлетворение потребностей покупателей. Товарное обращение осуществляется торговлей посредством купли-продажи. Торговля –это форма товарного обращения, совокупность специфических хозяйственных и технологических операций, обеспечивающих обслуживание процесса обмена, осуществляемого с помощью денег.

Под торговым предприятиемпонимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического или физического лица, который, используя своё имущество, осуществляет закупку, хранение и реализацию товара покупателям с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.

Основные признаки торгового предприятия:

1. Материально-вещественное единство, означающее общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования.

2. Торгово-технологическое единство определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимосвязи торговых, складских, производственных и вспомогательных помещений.

3. Организационное единство - это совокупность работников, объединённых общим процессом труда, общими задачами и общим руководством.

4. Хозяйственная самостоятельность, которая означает:

- наличие имущества;

- самостоятельную имущественную ответственность;

- право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

- право от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде и арбитраже;

- наличие законченной системы учёта.

Деятельность предприятия осуществляется на следующих принципах:

1. Рациональность означает оптимальную загрузку всех производственных мощностей и использование ресурсов с учётом их взаимозаменяемости.

2. Экономичность означает экономное использование всех ресурсов и получение при минимальных затратах максимальной прибыли.

3. Эффективность - это такая ситуация, при которой увеличение реализации одного вида продукции сопровождается сокращением реализации другого вида продукции.

4. Продажа продукции, пользующейся спросом у населения.

Функции торгового предприятия:

- доведение товаров от производителя до потребителя (транспортировка, хранение, дополнительная доработка, фасовка);

- реализация товаров;

- изучение покупательского спроса с целью воздействия на объёмы и ассортимент выпускаемой продукции;

- реклама товаров и услуг;

- совершенствование технологии продаж (оказание помощи покупателям в выборе товаров, размещение и выкладка их в торговом зале, оказание дополнительных услуг по доставке товаров на дом, приём заказов на товары, отсутствующие в продаже и т.д.), расширение информационных услуг для сокращения затрат покупателей на приобретение товаров;

- проведение маркетинговых исследований.

Из перечисленных функций вытекают две основные задачи торговых предприятий:

1. Удовлетворение покупательского спроса по ассортименту и качеству товаров.

2. Организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением различного рода дополнительных сопутствующих услуг.

В настоящее время в оборот входит понятие ФИРМА -это наименование, под которым предприятие выступает в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. Имя фирмы находится под юридической защитой и даёт возможность получения дополнительной прибыли за счёт продажи права пользоваться фирменным наименованием и фирменным знаком. На этом основана система френчайзинга. Френчайз - это лицензия, дающая право частной компании функционировать как части большой торговой сети или фирмы.

Любое предприятие может быть организовано без образования (ИЧП), и с образованием юридического лица.

Физическое лицо (без образования юридического) – это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично. ИЧП – это предприятие, которое имеет в одном лице и учредителя и собственника. Весь продукт, созданный на данном предприятии, принадлежит собственнику.

Наши рекомендации