Рынок, условия его действия. Функции, виды и типы.Характеристика рынков по основным рыночным моделям.
В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длинный путь, продолжительность которого насчитывает более тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок - коллективное человеческое творение.
В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.
Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю в своем «Экономиксе» дали такое определение рынку: «Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг или ресурсов».1
В «Экономической теории» под редакцией В.Я. Иохина дается такое определение рынка: «Рынок – это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг»2
В учебнике Е.Ф. Борисова по экономической теории дается такое определение: «Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг»3
Рынок - это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он. Из этого следует, что рынок как экономическая категория является совокупностью конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающих экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающих обмен продуктами труда торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающих экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающих обмен продуктами труда.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.
1.2 Условия и причины возникновения.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства это понятие приобретает все более сложное толкование. Под термином "рынок" начинает пониматься не какая-нибудь рыночная площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны и цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпывающей, к ней добавляются новые черты.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникла возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве и характеристика рынка как места торговли уже не отражала реальности. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения). Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок - это не сфера товарного обмена, а сфера обращения. Последнее понятие гораздо шире, потому что включает не только товарное обращение (товарно-денежный обмен), но и денежное обращение, в том числе современный рынок ценных бумаг.
Но такие определения нельзя считать полными, так как они не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей и посредников как продавцов, потребителей и посредников как покупателей) и отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.
С появлением товара "рабочая сила" рынок приобретает всеобщий характер, он проникает во все, в большей степени в само производство - покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения его факторов в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка. Весьма важен воспроизводственный аспект характеристики рынка. Это понятие расширяется и воспринимается как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форма реализации движения его составных частей. В результате появляются такие определения рынка, как: совокупности экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме, или как сферы реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которого проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления, материальных благ. Между определением рынка как сферы обращения и совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений - наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором - на отношения, выражающие сущность категории "рынок".
Таким образом, современный рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.
1.3 Субъекты и объекты рынка.
В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, фирмы и государство.
Домашнее хозяйство - это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей.
Фирмы - это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Государство - представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики для осуществления контроля над хозяйственной деятельностью.
Каждый из субъектов рыночных отношений может действовать одновременно, как покупатель и как продавец. Все хозяйственные субъекты темно взаимодействуют на рынке, образуя непрерывный "поток" купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги.
В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля и капитал), услуги и даже духовные ценности.
В качестве денег - все финансовые средства.
1.4 Основные черты рынка.
Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику:
- рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается;
- рынок предполагает полную свободу в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов;
- рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;
- рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы.
- рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция «laissez faire», которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» - силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;
- при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
- в основе действий двух основных агентов рынка - продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;
- рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности;
- рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;
- рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;
- рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность;
- рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, а национальный - как часть мирового;
- рынок формирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;
- рынок предполагает наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию, в частности, благосклонное отношение общества к самому рынку.
2.1 Функции рынка.
Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.
Информационная функция.Ее суть в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует все общество о состоянии экономики.
Посредническая функция.Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого их них появляется возможность выбрать подходящего покупателя и нужного продавца.
Регулирующая функция.Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что, в конечном счете, формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
Ценообразующая функция.Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем, рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.
Стимулирующая функция. Ориентировка рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
Созидательно-разрушительная функция.Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Об этом наглядно свидетельствует структурная перестройка хозяйства в современной России.
Санирующая, оздоровительная функция.В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс болезненный, потому что он ускоряет гибель слабых хозяйств.
Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).
2.2 Виды рынков и их структура.
До сих пор рынок рассматривался, как единая система, на самом деле рыночный механизм в целом характеризуется весьма сложной структурой.
По своей структуре рынок представляет собой, такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег и следовательно, регулятором экономическим отношений выступает цена. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке - форму процента, на рынке земли - форму ренты.
Описание структуры рынка зависит от выбранных критериев классификации. Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:
I. По объектам купли-продажи
1. потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, приобретаемых населением;
2. рынок средств производства;
3. рынок земли;
4. рынок машин и оборудования;
5. рынок недвижимости;
6. рынок труда;
7. рынок технологии;
8. рынок услуг;
9. денежный рынок;
10. валютный рынок;
11. страховой рынок;
12. рынок информации;
13. рынок интеллектуальной собственности (патентов, лицензий);
14. рынок произведений искусства, духовных благ;
15. рынок отдельных товарных групп (книжный рынок, детские товары и т.п.).
II. По пространственному размещению
1. локальный;
2. местный;
3. национальный;
4. мировой.
III. По формам собственности
1. частный;
2. кооперативный;
3. государственный.
IV. По характеру продаж
1. оптовый;
2. розничный;
3. импортный;
4. экспортный.
V. По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса
1. равновесный;
2. дефицитный;
3. избыточный.
VI. По видам конкурентной борьбы
1. рынок совершенной конкуренции;
2. рынок не совершенной конкуренции.
VII. В зависимости от характера сделок
1. свободный рынок;
2. регулируемый рынок.
VIII. С точки зрения рыночного законодательства
1. легальные рынки;
2. не легальные (теневые, черные, серые).
2.3 Инфраструктура рынка.
Инфраструктура рынка - это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. Элементами рыночной инфраструктуры являются:
- товарные биржи;
- валютные биржи;
- фондовые биржи;
- биржа труда;
- банковская система;
- страховая система;
- ярмарки;
- аукционы;
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».
Существует четыре вида модели рынка:
- чистая конкуренция,
- чистая монополия,
- монополистическая конкуренция,
- олигополия.
«Для рынка чистой конкуренции характерен целый ряд признаков. Прежде всего наличие большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель подчиняется действию рыночных механизмов, которые выявляют наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартизированная, однородная продукция»5. «Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма»6.
При совершенной конкуренции главным для производителя является не цена, а величина издержек. Цена же определяется всем рынком, производитель воспринимает ее как готовую. Если отдельная фирма попытается реализовать свой товар выше сложившейся цены, то покупатели обратятся к другому продавцу. Продавать по более низкой цене нет смысла, поскольку можно без затруднений продать товар по данной рынком цене. В силу того, что фирма выступает на рынке с очень малой долей общего количества выпускаемого и реализуемого отраслью товара, объем ее производства не окажет влияния на рыночную обстановку. Следовательно, заданный уровень цены не изменится с увеличением или уменьшением выпуска продукции фирмой. «Кривая спроса на продукт фирмы совершенно эластична, и цена, следовательно, равна предельному доходу»7. «При любом, сколь угодно малом повышении цены по отношению к рыночной объем спроса станет нулевым, а при любом снижении – превысит производительные возможности фирмы»8.
Рынок чистой конкуренции -это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение. Экономика в условиях чистой конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры — например, монополистическая конкуренция и олигополия — порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полно удовлетворить предпочтения покупателя. Критики чистой конкуренции указывают, что, поскольку конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, постольку эта рыночная структура не благоприятствует совершенствованию имеющихся продуктов и созданию новых.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену являются несовершенно конкурентными.
Существует три основных модели рынков несовершенной конкуренции:
1. Чистая монополия.
2. Монополистическая конкуренция.
3. Олигополия.
Чистая монополия.
Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является чистая монополия.
«Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей»17.
Чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт:
1. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Поэтому то, что свойственно поведению предприятия, характерно и для отрасли.
2. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора.
3. Предприятие-монополист осуществляет существенный контроль над ценой. Добиться изменения цены на продукцию монополист может манипулируя количеством его предложения.
4. Появление и длительное функционирование предприятий монополистов обусловлено наличием целого ряда различных барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль. Однако в долговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступления в отрасль не существует.
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вхождения в отрасль, то есть препятствий, которые мешают другим фирмам войти в отрасль. В чистой монополии барьеры для вхождения достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию.