Тема 3. Рынок и его роль в экономике. Классификации и типы рынков

Нормативные ссылки

№ 948-1 от 22.03.91 г. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

№ 3520-1 от 23.09.92 г. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»

ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.9-95 СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования

№ 191-ФЗ от 01.12.95 г. Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»

№ 26н от 15.03.2000 г. Приказ Минфина РФ «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения».

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

№ 38-ФЗ от 13.03.2006 г. Федеральный закон «О рекламе»

ГОСТ 7.05-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования. Правила составления и оформления

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

ОК 015-94 Общероссийский классификатор единиц измерения

Р 50-77-88 Рекомендации. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм.

Инструкция по работе с методическими указаниями

В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы. В конце тем приводятся вопросы для самопроверки.

В методических указаниях представлены практические задания соответствующие каждой теме, вопросы к экзамену по курсу «Основы маркетинга» и дан список рекомендуемой литературы.

Программа дисциплины

Тема 1. Сущность маркетинга. Концепции управления маркетингом

Рассмотрите, какое место занимает маркетинг в системе управления фирмой. Определите основные цели, задачи, функции и принципы маркетинга. Изучите эволюцию развития маркетинга, его происхождение, определение понятия «маркетинг».

Ознакомьтесь с основными понятиями в маркетинге, такими как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок.

Изучите сущность управления маркетингом и основные этапы процесса управления маркетингом. Дайте характеристику основных концепций управления маркетингом: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга, концепция социально-этического маркетинга. Изучите концепции управления маркетингом ХХI-го века: концепция повышения качества жизни, концепция консьюмеризма, концепция инвайронментализма, концепция просвещенного маркетинга, концепция стратегического маркетинга, концепция глобального маркетинга.

Вопросы для самопроверки:

1. Каково место маркетинга в системе управления фирмой?

2. Перечислите основные этапы развития маркетинга.

3. С какого года началось развитие маркетинга в России?

4. В каком году появились первые службы маркетинга и где?

5. Охарактеризуйте основные понятия в маркетинге: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка и рынок в маркетинге?

6. Перечислите основные принципы, задачи, цели маркетинговой деятельности пред­приятия.

7. Перечислите основные функции маркетинга.

8. Сущность концепций управления маркетингом?

9. В чем суть концепций управления маркетингом ХХI-го века?

10. Основные этапы процесса управления маркетингом.

Тема 2. Виды маркетинга

Рассмотрите: что из себя представляет операционный и стратегический маркетинг; маркетинг, ориентированный на продукт и потребителя.

Изучите такие виды маркетинга, как маркетинг ориентированный на продукт, маркетинг ориентированный на потребителя, интегрированный маркетинг, демаркетинг, конверсионный маркетинг, противодействующий маркетинг, развивающийся маркетинг, ремаркетинг, синхромаркетинг, концентрированный маркетинг, синхромаркетинг, массовый маркетинг, промышленный маркетинг и пробный маркетинг.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое операционный и стратегический маркетинг?

2. В чем сущность маркетинга, ориентированного на продукт и на потребителя?

3. Что такое интегрированный маркетинг?

4. В чем сущность конверсионного маркетинга?

5. В чем сущность противодействующего маркетинга?

6. В чем сущность развивающегося маркетинга?

7. В чем сущность ремаркетинга и демаркетинга?

8. Что такое концентрированный маркетинг?

9. В чем сущность массового маркетинга?

10. Что такое промышленный маркетинг?

11. Что такое пробный маркетинг?

Тема 3. Рынок и его роль в экономике. Классификации и типы рынков

Изучите основное понятие рынка, его элементы и инфраструктуру. Рассмотрите основные типы рынков.

Рассмотрите основные характеристики потребительских рынков, рынков товаров промышленного назначения, рынков промежуточных продавцов и рынков государственных учреждений, участников на этих рынках и как оценивается конъюнктура рынков.

Изучите, как рассчитывается емкость, доля и насыщенность рынка.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение «рынок».

2. Какова основная инфраструктура рынка?

3. Дайте характеристику типам рынков по расположению и

принадлежности.

4. Дайте характеристику типам рынков по типу клиентурных рынков.

5. Дайте характеристику типам рынков по типу спроса и предложения.

6. Дайте характеристику типам рынков по характеру товарного обмена.

7. Дайте характеристику типам рынков по уровню регулирования.

8. Дайте характеристику типам рынков по типам продукции, назначения.

9. Дайте характеристику типам рынков по конкуренции.

10. Опишите формулы емкости, доли и насыщенности рынка.

Наши рекомендации