Понятия «затраты», «расходы», «издержки»

В экономической литературе и на практике наряду с терминами «затраты» используются и такие, как «расходы», «издержки». Многие авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими понятиями.

Однако определение сущности этих понятий имеет значение для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, ее прибыльности.

«Издержки» весьма обширное экономическое понятие, при определении которого существует множество различных подходов. Разные авторы отмечают разные аспекты, свойства издержек. По мнению некоторых специалистов, издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг, другие рассматривают категорию «издержек» как часть затрат или как денежное выражение затрат.

Обычно подиздержкамипонимается денежное измерение любых ресурсов, используемых в организации с какой-то целью.Слово «издержки» употребляют для обозначения суммы затрат на осуществление какой-либо производственной или обеспечивающей функции: издержки производства, издержки обращения. В издержки часто включают потери.

Понятие «затраты»является более емким,им характеризуют совокупность всех материальных, трудовых и финансовых ресурсов, потребление которых направлено на осуществление финансово-хозяйственной деятельности организации.Затраты – это уменьшение активов (денежных средств или иного имущества) или увеличение обязательств (долга), связанное с возникновением издержек.

Затраты возникают в момент приобретения ресурсов в результате:

· выплаты денег;

· приобретения в кредит;

· товарообменных операций.

Если затраты:

· обеспечат будущие выгоды, их признают активами;

· обеспечили текущие доходы, их списывают в расходы;

· не приводят ни к каким выгодам (ни в текущем периоде, ни в будущем), их относят к убыткам.

Особенности затрат как предмета управленческого учета:

· динамизм - затраты находятся в постоянном движении, изменении (постоянно изменяются цены на приобретаемые сырье, материалы, полуфабрикаты, тарифы на энергоносители и услуги, пересматриваются нормы расхода материальных и трудовых затрат);

· многообразие, требующее применения различных приемов и методов управления ими;

· трудности измерения, учета и оценки (абсолютно точных методов измерения и учета затрат нет);

· сложность и противоречивость влияния затрат на финансовый результат (например, повысить прибыль можно за счет снижения текущих затрат на производство, которое, в свою очередь, обеспечивается повышением капитальных затрат на технику, технологию).

Объектом финансового учета выступает организация в целом. В управленческом учете объектами учета затраты выступают:

· места возникновения затрат;

· виды затрат;

· носители затрат.

Производственные затраты лучше всего контролировать при производственном потреблении ресурсов, т.е. там, где происходит производственный процесс или его обслуживание. В связи с этим для аналитической детализации и группировки затрат решающее значение приобретают такие объекы их учета, как места возникновения затрат(МВЗ). Развитие учета по этим объектам определяет сегодня главное направление совершенствования производственного учета, контроля и управления формированием издержек производства.

МВЗ, как правило, представляют собой структурные единицы или подразделения организации (участки, цехи, отделы), в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов. МВЗ выделяются в самостоятельные объекты нормирования, планирования и учета издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов. Это позволяет, уже на начальном этапе бухгалтерского учета, классифицировать издержки, возникающие в подразделениях предприятия, и обеспечивать дифференцированное распределение понесенных расходов на единицу продукции, необходимое для точного калькулирования себестоимости.

Основная причина выделения МВЗ объясняется невозможностью первичной группировки затрат по видам продукции.

Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета вызывается главным образом:

· необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и планорования будущей деятельности структурных единиц предприятия;

· необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат можно отнести на продукты по прямому признаку. Остальные затраты необходимо сначала собрать по местам их возникновения.

МВЗ являются объектами аналитического учета затрат на производство по элементам и статьям себестоимости. Выделение МВЗ позволяет локализовать и приблизить косвенно распределяемые затраты к произведенным в данном месте продуктам, что способствует повышению точности калькулирования.

Группировка производственных затрат по видам в управленческом учета многообразна. По видам затраты группируются относительно определенного признака, позволяющего существующее многообразие затрат разграничить, свести к минимуму, в зависимости от различных целей и задач управления ими. Одним из принципов управленческого учета является принцип – различная классификация затрат для различных целей управления. В качестве основных группировочных признаков могут быть – экономический элемент (однородный вид затрат независимо от назначения); калькуляционная статья (цель затрат); зависимость от объема производства; способ включения в себестоимость; технико-экономическое содержание и т.п.

Под носителем затрат понимают продукт (часть продукта, группу продуктов) разной степени готовности (полностью готовый или прошедший только часть технологических операций), который в процессе своего производства и сбыта является причиной возникновения затрат и на который данные затраты можно отнести по прямому признаку.

Выделение носителей затрат в качестве объектов учета связано с необходимостью калькулирования себестоимости, поэтому следует согласовать группировку носителей затрат с объектами калькулирования. Под объектом калькулирования понимается продукт в широком смысле, себестоимость которого следует исчислить.

Носители затрат могут соответствовать объектам калькулирования, быть уже (то есть с несколькими другими носителями входить в состав объекта калькулирования) или шире (включать в себя несколько объектов калькулирования). Если носитель затрат включает в себя несколько объектов калькулирования, это неизбежно ведет к косвенному распределению затрат, результаты которого всегда спорны. Поэтому в группировке носителей затрат следует стремиться к тому, чтобы они соответствовали или входили в объекты калькулирования.

Среди основных признаков классификации носителей затрат можно выделить:

· экономическую (материальную) сущность - продукция, работы, услуги;

· тип (категория) производства - основное, вспомогательное;

· иерархическую взаимосвязь продуктов - тип продуктов, вид продуктов, вариант исполнения, сорт, типоразмер;

· степень готовности - продукт после последовательного прохождения технологических операций;

· наличие связи с покупателем - номер заказа.

Часто понятие "затраты" отождествляется с понятием "расходы", однако эти явления имеют принципиальные отличия и не могут использоваться как синонимы.

Понятие «расходы» закреплено в национальном стандарте ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (с учетом последующих изменений) - «расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» (п.2).

Расходыпредставляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.

Расходы текущего отчетного периода, обусловленные полученными в этом отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход. Такой подход называется соответствием расходов и доходов.

Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

· получены доходы в результате их осуществления;

· имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов, как в текущем отчетном периоде, так и в будущих отчетных периодах.

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат).

В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжается числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

Взаимосвязь понятий «затраты», «издержки» и «расходы»:

 
  Понятия «затраты», «расходы», «издержки» - student2.ru

Сложность структуры и многообразие процессов формирования затрат предполагает подразделение их по ряду признаков, т.е. классификацию затрат. Классификация затрат выявляет объективно существующие группы затрат, процессы формирования издержек и взаимоотношения между их отдельными частями. В управленческом учете классификация затрат должна отвечать главному требованию – базироваться на признаках, позволяющих дифференцировать затраты в различных аспектах для целей управления затратами. Без классификации затрат невозможно решать задачи управления ими на предприятии. Она создает предпосылки для определения уровня затрат по объектам управления ими, организации планирования, учета, контроля и анализа.

Ни один из вариантов классификации затрат в управленческом учете не рассматривается в качестве эталонного. Идеальных подходов к классификации затрат, применяемых на все случаи жизни, не существует. В разных хозяйственных ситуациях при принятии решений необходима различная информация о затратах. Именно поэтому одним из принципов управленческого учета является принцип – различная классификация затрат для различных целей управления.

По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории:

- расходы данного (текущего) отчетного периода;

- отложенные расходы.

В данном контексте классификацию расходов можно представить в виде схемы

Расходы
Расходы данного (текущего) отчетного периода Отложенные расходы
Расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами Расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода) Инвестиции (капитальные вложения) Расходы будущих периодов
       

Расходы данного (текущего) отчетного периода - расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного отчетного периода.

В свою очередь, расходы данного (текущего) отчетного периода по признаку взаимосвязи с доходами отчетного периода делятся на:

- расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами;

- расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода).

Расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход.

Расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода), признаются в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном периоде. Эти расходы обусловлены в большей степени наличием периода, нежели наличием или отсутствием дохода. Примером расходов периода могут служить амортизация активов и расходы по аренде офисных помещений.

Отложенные расходы - расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках. Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации.

Отложенные расходы по признаку возможности возникновения будущих ресурсов организации делятся на:

- инвестиции (капитальные вложения);

- расходы будущих периодов.

Расходы будущих периодов - затраты на освоение новых видов продукции, совершенствование технологии производства, на горные подготовительные работы и т.д. Они списываются на себестоимость продукции в будущие периоды по мере освоения.

Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

- получены доходы в результате их осуществления;

- имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах.

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат).

В общем случае разграничение затрат и расходов касается фактора времени, увязки с моментом признания дохода.

Стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

Наши рекомендации