Понятия затраты, расходы, издержки, их классификация

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени (материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.). Для принятия управленческих решений затраты разделяются на: переменные, полупеременные и постоянные; принимаемые и не принимаемые в расчет; явные и альтернативные; безвозвратные; инкрементные и маргинальные.

По производственному признаку: затраты на производство и реализацию продукции; на расширение и обновление производства; на жилищно-бытовые, социально-культурные и аналогичные нужды предприятия.

Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей.

Расходы (согл. НК РФ) – уменьшение экономических выгод в следствия выбытия активов денежных и материальных и/или возник-ие обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

Прибыль = Доходы – Расходы

Классификация:

1) По виду деятельности: по основному виду деятельности, по финансовой деятельности, по инвестиционной деятельности.

2) По отношению к прибыли: связанные с извлечением прибыли, не связанные с извлечением прибыли, принудительные.

3) По учетному принципу: по обычным видам деятельности, прочие.

Затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг

Система затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) включает выраженную в денежной форме оценку расходов (затрат), осуществленных непосредственно и исключительно для производства, продвижения на рынок и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Классификация:

1) Первичные элементы затрат (НК РФ): материальные, на оплату труда, амортизация, прочие.

2)Калькуляционные статьи (1.серье и материалы, 2.отходы возвратные, 3. покупные изделия и полуфабрикаты, 4.топливо и энергия, 5.ЗП производственных рабочих, 6.социальные взносы, 7.расходы на подготовку и освоение производства, 8.расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, 9. Общепроизводственные расходы, 10. Общехозяйственные, 11.прочие производственные расходы, 12.потери от брака, 13.коммерческие расходы).

3) Степнь зависимости от изменения объемов производства (переменные (сырье,материалы), постоянные (аренда,зп))

4) Способ отнесения затрат на себестоимость продукции (прямые, косвенные).

5) Функциональная роль в процессе производства (основные (связанные с основным технологическим процессом), накладные (связаны с организацией, управлением и обслуживанием основных технических процессов))

6) Степень однородности (элементные (простые), комплексные)

7) Время возникновения (текущие, расходы будущих периодов, предстоящие)

8) Рациональность (производительные, непроизводительные).

Себестоимость продукции

Себестоимость продукции - это затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Расчет и анализ себестоимости продукции является важнейшей задачей любого предприятия и входит в систему управленческого учета, т.к. именно себестоимость лежит в основе большинства управленческих решений.

Различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость продукции включает в себя только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Они исчисляются на основе плановых норм использования оборудования, трудозатрат, расхода материалов.

Отчетная себестоимость определяется фактическими затратами на изготовление продукции. По последовательности формирования различают себестоимость технологическую (операционную), цеховую, производственную и полную. Технологическая себестоимость используется для экономической оценки вариантов новой техники и выбора наиболее эффективного. Она включает затраты, имеющие непосредственное отношение к выполнению операций над определенным изделием. Цеховая себестоимость имеет более широкий спектр затрат: кроме технологической себестоимости включает затраты, связанные с организацией работы цеха и управления им. Производственная себестоимость включает производственные затраты всех цехов, занятых изготовлением продукции, и расходы по общему управлению предприятием. Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость и внепроизводственные (коммерческие) расходы.

При калькуляции себестоимости разрабатываются следующие экономические документы: себестоимость продукции по всем номенклатурным позициям, себестоимость товарной продукции и затраты на 1 рубль товарной продукции, смета затрат на производство.

Методы калькулирования: 1.планирование себестоимости, 2.фактической себестоимость предполагает ее определение в конце отчетного периода по фактическим данным, 3.нормативного кальк (может быть использован на сирийных и массовых производствах, применим в случаях норм и нормативов по всем видам ресурсов).

Калькуляционные статьи (1.серье и материалы, 2.отходы возвратные, 3. покупные изделия и полуфабрикаты, 4.топливо и энергия, 5.ЗП производственных рабочих, 6.социальные взносы, 7.расходы на подготовку и освоение производства, 8.расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, 9. Общепроизводственные расходы, 10. Общехозяйственные, 11.прочие производственные расходы, 12.потери от брака, 13.коммерческие расходы).

Доходы предприятия

Доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Классификация:

1) По виду деятельности (по основному виду деят-ти, по фин деятельности, по инвестиционной деятельности)

2) По учетному признаку (доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы)
Алгоритм расчета доходов от об-ых видов деятельности:

1. Анализ и планирование потребностей рынков сбыта, формирование портфелей заказчиков, разработка плана продаж.

2. Разработка готовой производственной программы, составление баланса загрузки мощностей.

3. Анализ, оптимизация, моделирование ситуации.

Выручка от реализации:

Метод прямого счета: ВР = Ц(цена без налогов) х V(объем реализованной продукции).

Метод ожидаемых продаж: ВР = ТП(товарная продукция) + Остаток на начала периода. – Ост. На конец п.

30. Прибыль предприятия: функции и виды

Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, включающий в себя оплату труда и прибыль.

ПР= ВР – Себестоимость (полная) = Д-Р

Предприятие получает прибыль:

-если выручка превышает себестоимость;

-если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует;

-если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Функции прибыли:

• Показатель эффективности предприятия

• Основной источник прироста собственного капитала (стимулирующий)

• Источник финансирования инвестиционных проектов

• Фактор дивидендной политики

• Источник финансирования социальных направлений

• Источник формирования бюджета всех уровней.

Виды прибыли:

• Валовая прибыль: ВП=ВР – себестоимость производ-ая

• Прибыль от продаж: ПП=ВП-КР-УР=ВР-себестоимость(полная)

• Прибыль до налогообложения: ПДН=ПП + Операционные Доходы – Операционные расходы + Внереализац.доходы – Внерлиаз.расходы

• Чистая прибыль = ПДН – Налог на прибыль

Балансовая прибыль (убыток) - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

Валовая (банковская) прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).

Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.

Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.

Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.

Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.

Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.

Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.

31. Прибыль предприятия: методы планирования

Основные методы планирования прибыли на сегодня это:

1) Метод прямого счета

Метод прямого счета применяется на предприятиях, где налажен выпуск небольшого ассортимента продукции. Прибыль вычисляется здесь таким образом: разница между выручкой от реализации продукции (минус НДС и акцизы) и полной себестоимостью и продукта. Формула: П = (ВхЦ) — (ВхС), где В - это выпуск товарной продукции за планируемый период, Ц — цена на продукцию (минус НДС и акцизы), С — себестоимость единицы продукции.Этот метод планирования прибыль подразумевает определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции за плановый год по полной себестоимости и в конечных ценах. Также подсчитываются остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.

Метод планирования прибыли путем прямого счета прост и доступен. Тем не менее, достаточно трудоемок и не позволяет выявить полное влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

2) Аналитический метод планирования прибыли

Аналитический метод планирования прибыли применяется часто как дополнение к прямому методу для его проверки, а также им предпочитают пользоваться на тех предприятиях, где продукция выпускается в большом ассортименте. Он, в отличие от прямого метода, позволяет выявить влияние отдельных факторов на прибыль. Исчисление от прибыли от реализации товарной продукции происходит в 3 этапа:

Определение базовой рентабельности. Рассчитывается путем деления суммы ожидаемой прибыли на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за отчетный год.

Исходя из базовой рентабельности, исчисляется объем товарной продукции за планируемый период по себестоимости отчетного года, а также определяется прибыль на товарную продукцию.

Учитывается влияние различных факторов на плановую прибыль: снижение или повышение себестоимости сравнимой продукции, изменения ассортимента, цен и др.

3) Определение точки безубыточности

Чаще всего на предприятии возникает вопрос при каком объеме производства предприятие начнет получать прибыль. Этот объем называется минимальным предельным объемом. Расчет:

· Вр мин.(руб) = Спост. – С пер.(руб)

· ВР = V(П=0)

· Vмин.(штук) = ВРмин.(руб)/Цед.

· Vмин.(руб) = (Спост. + Спер.(руб))\Цед.

· Vмин.(руб) = Спотс.\(Цед. – Спер.)

4) Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага

Этот метод базируется на разделении затрат на постоянные и переменные и расчете маржинальной прибыли

· МП = ВР – Спер.

· Пр\У = МП С const

· Операционный Рычаг = МП\Пр

Таким образом, взяв за основу один из четырех методов планирования и прогнозирования прибыли можно составить бизнес-план и заранее просчитать рентабельность того или иного предприятия.

32. Прибыль предприятия: распределение прибыли на предприятии

Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, включающий в себя оплату труда и прибыль.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.

Определение пропорции деления прибыли на капитализируемую и потребляемую части, которая устанавливается в соответствии с учредительными документами, интересами учредителей, а также определяется в зависимости от стратегии развития бизнеса.

Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.

На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры формируемых фондов, процесс их использования находятся в компетенции самого предприятия.

Показатели рентабельности

На краткосрочную ликвидность или платежеспособность предприятия влияет его способность генерировать прибыль. В этой связи рассматривается такой аспект деятельности предприятия как рентабельность.

Рентабельность – это показатель, характеризующий доходность, эффективность деятельности предприятия, отражает результаты его деятельности.

Показатели:

1) Видов продукции: Р=Пед/Ст-ть ед

2) Товарной продукции: Р=Птп/Ст-ть тп

3) Производства: Р=П/(Оф + ОбПФ)

4) Продаж: Р=П/ВР

5) Капитала: Р=П/Капитал

6) Собственного капитала: Р=ЧП/СК

Аренда имущества

Аренда – это имущественный наём, основанный на договоре о предоставлении имущества во временное пользование за определённую плату.

Виды аренды:

1) по объектам договора

• аренда оборудования

• транспортных средств

• Зданий и др.

2) по виду договора

• договор аренды

• договор проката

• договор финансовой аренды (лизинг)

3) по изменению права собственности

• аренда без выкупа имущества

• аренда с правом выкупа имущества

4)по срокам аренды

• долгосрочные (5-20 лет)

• среднесрочные (1-5 лет)

• краткосрочные (до 1 года)

Арендная плата вносится арендатором на условиях и в сроки, определённые в договоре.

Арендная плата включает в себя:

• амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества

• средства, передаваемые арендатором арендателю для ремонта объекта

• часть прибыли, которая может быть получена от использования взятого в аренду имущества

Арендная плата может устанавливаться как за всё арендуемое имущество, так и за каждую составляющую часть. Переданное в аренду имущество остаётся в собственности арендодателя, а произведенная продукция, доходы и другие ценности является собственностью арендатора.

Лизинг имущества

Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга юридическим, реже физическим лицам на установленный срок за определённую плату.

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме земельных участков и других природных объектов, а также объектов, запрещенных к свободному обращению на рынке.

В лизинговой операции, как правило, участвуют три стороны: поставщик – продавец определенного имущества, лизинговая фирма (арендодатель) и потребитель – получатель определенного имущества (арендатор). Предприниматель, испытывающий потребность, например, в производственном оборудовании, обращается с запросом в лизинговую фирму о возможности получения этого оборудования в аренду. Но и сама лизинговая фирма посредством специального изучения рынка ищет потенциального потребителя и вступает с ним в контакт. Получение запроса на аренду оформляется в виде специального документа.

Схема лизинга предполагает 3 участника:

• предприятие, производящее оборудование

• арендодатель (лизинговая фирма)

• арендатор

В лизинговой схеме могут принимать участие:

• банки, предоставляющие кредит;

• страховые компании;

Благодаря лизингу предприятия имеют возможность использовать необходимое оборудование без крупных капиталовложений.

Разновидности лизинга:

а) по виду имущества

• лизинг движимого имущества

• недвижимое имущество

• бывшего употребления

б) по характеру платежей

• лизинг с денежным платежом

• лизинг с оплатой продукцией

• лизинг со сменным платежом

в) по срокам

• рейтинг (аренда на срок от нескольких дней до месяца)

• хайринг (аренда от нескольких месяцев до года)

• лизинг (аренда от года, до нескольких дней)

Наши рекомендации