Сущность, виды и функции заработной платы, принципы ее организации

Заработная плата имеет правовой и экономический аспекты. Юридическое понятие заработной платы дано в статье 57 Трудового кодекса Республики Беларусь. В соответствии с данной статьей “заработная плата - это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время”.

Поскольку заработная плата выплачивается в основном в денежной форме, изменение цен на товары широкого потребления и услуги, ставок налогов может изменить ее реальное содержание. В связи с этим различают номинальнуюиреальную заработную плату. Номинальная (или денежная) заработная плата – это количество денег, полученных работником за выполненную работу. Реальная заработная плата определяется тем количеством товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

В условиях рыночной экономики заработная плата выполняет стимулирующую, воспроизводственную и регулирующую функции.

Стимулирующее назначение заработной платы состоит в том, чтобы создать материальную заинтересованность в индивидуальных и коллективных результатах труда, повышении эффективности производства товаров и услуг, улучшении качественных показателей работы.

Воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи.

Регулирующее назначение заработной платы заключается в ее воздействии на соотношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование персонала, численности работников и уровень их занятости.

2.4.6. Государственное регулирование оплаты труда.

Механизм регулирования заработной платы в условиях рыночных отношений должен основываться на сочетании государственного и договорного регулирования. Система регулирования оплаты труда представлена на рисунке

 
  Сущность, виды и функции заработной платы, принципы ее организации - student2.ru

Одной из основных задач государственного регулирования является установление минимальной заработной платы, тарифной ставки первого разряда и тарифных коэффициентов. Договорное регулирование заработной платы включает применение общего, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.

Согласно ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК РБ), минимальная заработная плата (месячная и часовая) - это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Законом Республики Беларусь № 124-3 от 17.07.2002 "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы" установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и её применения.

Размер минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленный законодательством, является обязательным для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников.Минимальная заработная плата (месячная и часовая) устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.

В состав минимальной заработной платы входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты. Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 124-3 от 17.07.2002 размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

Минимальная заработная платарассчитывается за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Согласно ст.112 ТК РБ полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Согласно ст. 88 ТК РБ при сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из:

1. уровня занятости и производительности труда;

2. потребностей работника в материальных благах и услугах;

3. экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;

4. сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;

5. соотношения между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем – минимальным потребительским бюджетом).

Черта абсолютной бедности в Беларуси определяется бюджетом прожиточного минимума, который представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательных платежей и взносов. Малообеспеченными считаются те, у кого доход ниже размера прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц. По данным ООН, к ним в Беларуси относится порядка 6,1% населения.

C 1 августа 2013 года бюджет прожиточного минимума составляет 1 026 290 рублей.

На 1 августа 2013 года процентное соотношение минимальной заработной платы к текущему размеру бюджета прожиточного составляет 135,9%

Натурально–вещественная структура минимального потребительского бюджета формируется нормативным методом на основе системы потребительских корзин. Потребительская корзина - набор товаров и услуг, жизненно необходимых для человека: питание, одежда и обувь, белье, предметы культурно–бытового назначения, предметы санитарии, гигиены, лекарства, оплата жилья, коммунальные услуги, бытовые услуги, транспорт.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июля 2013 г. № 659 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2013 г. в расчете на один месяц на период с 1 августа по 31 октября 2013 г.:

в среднем на душу населения – 1 026 290 рублей;

для трудоспособного населения – 1 132 380 рублей;

для пенсионеров – 849 900 рублей;

для детей-студентов – 1 024 990 рублей;

для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 1 142 580 рублей;

для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 1 157 940 рублей;

для детей в возрасте до 3 лет – 877 220 рублей.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2013 г. по статьям расходов:

продукты питания – 56,7 %;

жилищно-коммунальные услуги – 8,0 %;

предметы гардероба – 20,5 %;

бытовые и транспортные услуги – 5,5 %;

товары бытового и хозяйственного назначения – 4,8 %;

взносы и платежи – 2,0 %;

предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,5 %.

Тарифная ставка первого разряда – базовая величина, являющаяся основанием установления величины заработной платы для работников, согласно присвоенным им разрядам. Тарифная ставка первого разряда в организации устанавливается нанимателем и подлежит согласованию с профсоюзом. В случае, если организация является бюджетной либо привлекает государственные дотации, для нее действует данная величина, устанавливаемая на правительственном уровне(260 000 руб. с 01.04.2013).

Законодательство обязывает организации руководствоваться республиканскими тарифами при формировании размеров заработных плат. Данный механизм обеспечивает минимальный гарантированный доход работникам определенной квалификации, то есть является механизмом социальной защиты.

Наши рекомендации