Лекция 1 Экономика и экономическая наука
Лекция 1 Экономика и экономическая наука
Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.
Экономика как система хозяйствования (общественного производства)
Экономическая деятельность:
1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на
* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)
* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)
Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».
Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).
Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.
2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.
3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.
4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.
Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .
Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.
2. Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.
Факторы производства
1. Человек – главный фактор и цель общественного производства
Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из того, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Он создает, приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к физическим и интеллектуальным возможностям человека. Характерная особенность личного фактора производства состоит в том, что человек – не просто элемент производства, а главная производительная сила общества. Воздействуя на производство, изменяя его, он тем самым изменяет всю систему экономических отношений, изменяет свое собственное экономическое поведение. Научно-технический прогресс становится реальностью благодаря работникам, которые находятся в определенных общественных условиях. Удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства.
2. Земля как естественный фактор
В отличие от других факторов производства земля обладает одним важным свойством – ограниченностью. Человек может воздействовать на плодородие земли, но это воздействие не безгранично. При характеристике земли или «естественных ресурсов» выделяются экономические (функциональные) и потенциальные (резервные) ресурсы, которые еще не вовлечены в хозяйственный оборот. Масштабы и интенсивность использования земли как фактора производства постоянно наталкиваются на экологические границы. Качество земли в процессе ее использования может быть улучшено за счет внесения удобрений, использования гидротехнических сооружений, путем применения прогрессивной технологии. Это дает основание рассматривать землю как искусственно созданный фактор производства. К естественным свойствам земли следует отнести такое свойство, как местоположение:
А) В сельском хозяйстве местоположение конкретного участка земли по отношению к рынку сбыта производимой продукции, помимо естественного и искусственного плодородия, приобретает особое значение.
Б) В добывающей промышленности земля выступает как источник полезных ископаемых.
В) В промышленности и строительстве земля рассматривается и как географическое место расположения конкретного индустриального объекта. В экономических расчетах не последнее значение имеет и рыночная цена конкретного участка земли.
Г) На современном этапе развития человеческой цивилизации под землей как фактором производства в соответствующих сферах деятельности часто понимают и такую ее «небесную надстройку», как космос, выделяя при этом особую ценность не всех, а лишь отдельных околоземных орбит и т. д.
3. Труд как фактор производства
Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование вещества природы с целью получения необходимых для жизни человека экономических благ. Труд представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат.
Время, в течение которого человек трудится, называется рабочим временем . Под интенсивностью труда понимается его напряженность, возрастание расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Производительность труд а показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. В качестве основных элементов процесса труда выделяются предметы труда, средства труда и целесообразная деятельность человека. В качестве основных результатов труда выделяются:
а) создаваемые экономические блага; поэтому труд выступает в качестве основного источника национального богатства;
б) физиологическое и умственное развитие человека. Под воздействием труда исторически постепенно, но неукротимо развивались речь человека, его мозг и руки;
в) накопление знаний и опыта, повышение квалификации и трудоспособности;
г) условия жизни человека (труд становится частью жизни нормально существующего человека).
С учетом реального содержания трудовой деятельности различают:
* Низкоквалифицированный труд – характерно наличие возможности быстрого обучения непосредственно на рабочем месте. Таким образом, формируются простые виды труда (грузчики, подносчики, подсобные рабочие), когда в первую очередь используется физическая энергия человека.
* Труд средней квалификации – характерны отчасти исполнительство, необходимость предварительного осмысления полученного задания.
* Высококвалифицированный труд – требуется большая предварительная подготовка, включая наличие системного высшего образования, прохождение специальной подготовки, во многих случаях – сдача специального государственного аттестационного экзамена, поручается регулирование сложных процессов, принятие ответственных решений.
4. Капитал как фактор производства
Под фактором «капитал» понимают материальные и финансовые ресурсы, используемые для организации процесса производства и способные приносить доход. Капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономической системой для производства других товаров. Эти блага включают бесчисленные станки, дороги, компьютеры, молотки, грузовики, прокатные станы, здания и др. Другой аспект категории капитала связан с его денежной формой. Капитал – это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг. Капитал бывает: реальный (физический); 2) денежный, или финансовый (деньги, используемые для приобретения физического капитала). Непрерывно происходящее круговое движение капитала образует его оборот. Капитал делят на: а) основной – станки, оборудование, здания (используется в течение ряда лет, переносит свою стоимость на продукт по частям, затраты возвращаются постепенно); б) оборотный – сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата работников (расходуется за один производственный цикл, входит во вновь созданный продукт целиком, затраты возмещаются после реализации продукта).
5. Предпринимательство как фактор производства
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим институтом любой рыночной экономики, ибо она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила поступательного развития современного рыночного хозяйства. Предпринимательские функции: 1) умение правильно соединить факторы производства – труд, землю, капитал – и организовать производство; 2) умение принимать решения и брать ответственность на себя; 3) умение идти на риск; 4) быть восприимчивым к нововведениям.
Производительные силы включают в себя: 1) личный фактор (человек); 2) вещественный фактор, средства производства (средства труда и предметы труда).
Средства труда – все материальные условия труда, без которых он не может совершаться: машины, станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, производственные здания, земля, каналы, дороги и пр. Уровень развития техники (и технологии) служит главным показателем степени овладения обществом силами природы.
Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырьем . Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в качестве предмета труда (например, виноград в винодельческой промышленности, животное масло в кондитерской промышленности).
На каждом новом этапе развития производства появляются новые факторы, без которых производство не может успешно развиваться. Поэтому трудно представить себе современное производство без таких факторов, как предпринимательство, информация, технология, экология и др.
Факторные доходы – доходы от экономических ресурсов (факторов производства). Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов :
1. От природных ресурсов – ренту (земельную, горную, плату за воду и т. д.) – доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий;
2. От трудовых ресурсов – заработную плату (владелец рабочей силы получает доход в форме заработной платы);
3. От капитала – процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала): 1) процент кредитный (ссудный процент – уст. ) – плата, которую заемщик должен вносить за пользование кредитом, деньгами или материальными ценностями; 2) процент депозитный – плата вкладчику банка за предоставление банку денег по вкладу на определенный срок;
4. От предпринимательских способностей – предпринимательский доход;
5. От знаний – доход от интеллектуальной собственности.
В экономической теории различают доход как понятие чисто хозяйственное (на микроуровне) и как понятие народнохозяйственное (на макроуровне). Совокупность этих доходов определяет максимальный спрос на блага, услуги, производительные ресурсы. По итогам хозяйственной деятельности владельцы факторов производства получают доход в денежной форме – номинальный доход . Государство через налоги отбирает часть этого дохода. Оставшаяся после уплаты налогов и процентов по ссудам часть представляет собой чистый доход .
При анализе доходов предприятия оперируют такими понятиями, как:
– валовой доход (равен выручке от реализации всей продукции в денежной форме);
– средний доход (рассчитывается на единицу проданной продукции);
– предельный доход (представляет собой приращение валового дохода от продажи дополнительной продукции; рассматривается как отношение прироста валового дохода к приросту количества реализованной продукции).
В экономике действует закон убывающей доходности, суть которого заключается в том, что дополнительно применяемые затраты одного фактора при неизменном количестве других факторов производства дают все меньший объем дополнительной продукции и, следовательно, валового дохода.
Экономические ценности, передаваемые одними участниками экономических отношений другим в одностороннем порядке вне зависимости от результатов труда, предпринимательской деятельности или собственности на ресурсы, называются трансфертными платежами . Различают социальные трансферты (выплаты из госбюджета и (или) специальные фонды в форме пенсий, пособий, стипендий) и межсемейные трансферты (безвозмездная передача части доходов от одной семьи другой). Источником личных доходов наряду с трансфертами могут стать и доходы от личного подсобного хозяйства (преимущественно в натуральной форме).
Большой удельный вес в личных доходах населения в развивающихся странах и странах с переходной экономикой занимают незаконные доходы, получаемые в рамках теневой неформальной экономики . К этому типу доходов относят доходы, получаемые от не зарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля государства.
Личный доход представляет собой совокупность факторных рыночных доходов в денежной форме от владения различными производственными ресурсами, трансфертных доходов (в натуральной и денежной форме), доходов от личного подсобного хозяйства (преимущественно в натуральной форме), а также теневых доходов в неформальном секторе экономики.
Экономические системы
Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Критерии выделения экономических систем: форма собственности на средства производства (средства и предметы труда); способ координации и управления экономической деятельностью – рыночный, плановый.
Функции рынка
– является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и государствами; общение между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям;
– осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит, и труда, вложенного в них; регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены;
– является независимым распределителем экономических благ на эквивалентной и возмездной основе;
– представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя;
– выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене;
– распределеяет ресурсы, направляя их в те производства, результаты которых пользуются спросом;
– обеспечивает сбалансированность экономики;
– является своеобразным двигателем научно-технического прогресса;
– объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.
Классификация рынков
1. По экономическому назначению объектов рыночных сделок.
а) Рынок потребительских товаров и услуг: рынок продовольственных товаров; рынок непродовольственных товаров; рынок услуг.
б) Рынок факторов производства: рынок рабочей силы; рынок средств производства; рынок сырья.
в) Финансовый рынок: фондовый рынок (ценных бумаг); денежный рынок (депозитов, валюты); рынок капитала (страхового, ипотечного, межбанковского); кредитный рынок (банки, инвестиционные и дилерские компании); рынок иностранных валют. Товаром на фондовом рынке выступают эмиссионные ценные бумаги. Виды эмиссии: 1) частная (выпуск акций и облигаций акционерными компаниями); 2) государственная (выпуск облигаций государственных займов).
г) Рынок недвижимости: рынок земли; рынок недвижимости.
д) Информационный рынок: рынок духовно-интеллектуального продукта.
2. По пространственному признаку различают: локальный, или местный, рынок; региональный рынок; межрегиональный рынок; национальный рынок; международный рынок; мировой рынок.
3. По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов.
4. По соответствию законодательству: легальный рынок; нелегальный рынок («черный рынок»).
5. По степени ограниченности (развития) конкуренции: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Конкуренция – 1) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров; противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли.
1. Совершенная конкуренция – борьба между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незначительная доля производства продукции в сравнении с ее совокупным рыночным объемом, что не позволяет отдельному производителю господствовать на рынке и оказывать существенное влияние на рыночную цену товара.
Несовершенная конкуренция – господство на рынке нескольких (2–4) крупных фирм, которым принадлежит основная доля производства данного товара, благодаря чему эти фирмы могут существенно влиять на рыночную цену товара.
2. Рынок совершенной (чистой) конкуренции: на рынке имеется много конкурирующих фирм, которые для удовлетворения одной и той же потребности предлагают одинаковые товары и не имеют возможности влиять на цену, по которой они продают свои товары, не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.
Монополистическая конкуренция: на рынке имеется много конкурирующих фирм, которые для удовлетворения одной и той же потребности фирмы предлагают различающиеся между собой товары, и каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары; существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.
Олигополия: производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, конкурирующих между собой; каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары. Олигополия возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств.
Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии. Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Инфраструктура рынка – совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок; взаимосвязанная система организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся по экономике под воздействием рыночных стимулов.Инфраструктура рынка: биржи; институты, связывающие рынки в единое целое (транспортная сеть, система коммуникаций, информационные сети, страховые компании, суды).
Биржа – государственная или акционерная организация, предоставляющая помещения, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для совершения сделок с товарами и ценными бумагами. Маклер – лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет. Брокер – официальный посредник, обладающий местом на бирже и заключающий сделки от своего имени и за счет клиента. Дилер – лицо, обладающее местом на бирже, заключающее сделки от своего имени и за свой счет, а также производящее котировку, т. е. установление цены продавца и цены покупателя на товары и ценные бумаги. Товарная биржа – форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам. Большая часть сделок, совершаемых на современных товарных биржах, составляют фьючерсные сделки (срочные контракты). Фьючерсный контракт – это соглашение продать что-либо в будущем по цене, согласованной сегодня. Фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Валютная биржа осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты. Биржа труда осуществляет посредничество на рынке труда, регистрирует безработных, способствует их трудоустройству.
Рыночный механизм – 1) механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка; 2) механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции; 3) механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка (изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли).
Элементы рыночного механизма: 1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т. д.); 2) объекты (различные виды рынка товаров); 3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции; 4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей; 5) механизм ценообразования.
Взаимодействие спроса и предложения определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать. Цены являются важнейшим инструментом рынка, так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара.
Признаки свободного («чистого») рынка: 1) нерегулируемое предложение (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести); 2) нерегулируемый спрос (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести); 3) нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение.
Спрос – а) желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени; б) платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Величина спроса – это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Виды спроса: индивидуальный спрос, рыночный спрос, спрос на факторы производства (спрос производства), потребительский спрос.
Факторы, влияющие на спрос: реклама, мода и вкусы, ожидания потребителей, изменения предпочтений окружающей среды, доступность товаров, величина доходов, полезность вещи, установленные цены на взаимозаменяемые товары, количество населения.
Предложение – это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Объем (величина) предложения – количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Неценовые факторы предложения: 1) цены на ресурсы; 2) налоги и дотации; 3) цены на другие товары; 4) технология производства; 5) число продавцов на рынке; 6) ожидания изменения цен.
На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар) и цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. В его основе лежат три причины: 1) эффект нового покупателя, 2) эффект замещения и 3) эффект дохода.
Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает, и наоборот.
Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной . Показатель, который говорит о том, насколько сильна зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены на него, называется эластичностью спроса по цене. К товарам с эластичным спросом по цене относятся предметы роскоши, товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор). Товары с неэластичным спросом: предметы первой необходимости (лекарства, одежда, электричество); товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (ручка, зубная щетка); труднозаменяемые товары (бензин, электролампочки).
Эластичность спроса зависит от: 1) наличия товаров-заменителей; 2) объема предложенного товара; 3) необходимости покупки; 4) времени покупки. Эластичность предложения по цене – степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены.
Лекция 1 Экономика и экономическая наука
Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.
Экономика как система хозяйствования (общественного производства)
Экономическая деятельность:
1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на
* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)
* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)
Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».
Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).
Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.
2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.
3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.
4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.
Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .
Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.
2. Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.