Экономика и экономическая наука.

Блок 1. Экономика и рынок (микроэкономика)

2.1Экономика и экономическая наука

2.3Экономические системы

2.4Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

2.16Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Блок 2. Экономика фирмы (микроэкономика)

2.2Факторы производства и факторные доходы

2.7Основные источники финансирования бизнеса

2.5Постоянные и переменные затраты

Блок 3. Финансы

2.6Финансовые институты. Банковская система

2.8Ценные бумаги

2.10Виды, причины и последствия инфляции

Блок 4. Государство и экономика (макроэкономика)

2.11.Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.12Роль государства в экономике

2.13Налоги

2.14Государственный бюджет

2.9Рынок труда. Безработица

2.15Мировая экономика

Экономика и экономическая наука.

Экономика и экономическая наука. - student2.ru

I. Экономика как система общественного производства.

Экономическая деятельность–этопроизводство, распределение, обмен и потребление экономических благ:

1. производство

2. распределение

бартер 3. обмен купля-продажа

конечное 4. потребление длительное

Благо – то, что удовлетворяет человеческие потребности.

Благо

Даровое Экономическое

(значительно превышающее потребности) (ограниченный ресурс)

(воздух) (любой товар или услуга)

Экономическое благо – средство, необходимое для удовлетворения потребностей людей, имеющееся в обществе в ограниченном количестве.

Для производства экономических благ необходимы факторы производства (см. п. 2.2.).

Благо

Товар Услуга

Товар–продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

1. Товар обладает воплощенным в нем трудом и материалами (стоимость)

2. Товар предназначен для обмена (меновая стоимость)

3. Товар должен удовлетворять потребности человека (потребительская стоимость)

Услуга – результат полезной деятельности человека или фирмы, направленный на удовлетворение потребностей.

Услуга

Материальная Нематериальная

(технические средства) (производство идей, теорий, знаний)

(транспортные перевозки) (образовательные услуги, консультации)

Экономика как система общественного производства

Материальное производство Нематериальное производство

товар услуги услуги товар

II. Экономика как наука о рациональных способах ведения хозяйства

Главный вопрос экономики: Как люди в условиях ограниченных ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности?

Объем ресурсов

Дефицит

Численность населения

Экономика как наука – совокупность конкретных экономических дисциплин, изучающих, как люди в условиях дефицита ресурсов, удовлетворяют свои постоянно растущие потребности.

Задачи экономики, как науки:

1. Поиск путей эффективного хозяйства (тратить меньше, получать больше)

2. Поиск оптимальных механизмов, использования ресурсов (новые технологии)

Предмет исследования:

1. Экономические отношения (производство, распределение, обмен и потребление)

2. Поведение человека (в производстве, распределении, обмене и потреблении)

Особенность, как науки:

Основной акцент делается не на причине следственных связях (почему?), а на функциональных связях (как?).

Функции:

1. Познавательная (познание и исследование)

2. Выработка методов ведения хозяйства (технологии)

3. Образовательная (просвещение и распространение знаний)

4. Идеологическая (обоснование смыслэкономических процессов в государстве)

Микроэкономика – это наука о фирмах, потребностях и определенных отраслях.

Макроэкономика – это наука о хозяйстве в целом.

Микро- и макро- экономика

Микро-

Домохозяйство Фирма

Макро-

Государство Мировая

экономика

Факторы производства

Факторы производства–ресурсы, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Первый фактор– труд – умственные и физические способности людей, которые они производят для производства товаров и услуг.

Труд характеризуется: а) интенсивностью

б) производительностью труда

Заработная плата – факторный доход на труд.

Второй фактор –земля – все виды природных ресурсов

1. Земельные участки

2. Пахотная земля

3. Полезные ископаемые

4. Водные ресурсы

Рента – факторный доход на землю.

Третий фактор –капитал – произведенное человеком средство производства:

1. Станки и оборудование

2. Производственные здания

3. Инженерные сети

4. Деньги, ценные бумаги

И т.д. все, что используется людьми для производства товаров.

Капитал

Основной Оборотный

(используется во всех циклах производства) (сырье и расходные материалы)

Капитал

Физический Финансовый

(все, что не в финансах) (деньги и ценные бумаги )

Проценты – факторный доход на капитал.

Четвертый фактор –предпринимательские способности – умение соединить факторы производства и сделать это производство прибыльным.

Качества предпринимателя:

1. Умение принимать решения и брать на себя ответственность.

2. Умение рисковать

3. Умение воспринимать нововведения

Прибыль – факторный доход предпринимательства.

Альтернативные (нематериальные) факторы производства:

1. Информация

2. Корпоративная культура

3. Религиозность

4. Состояние нравственности и общая культура

5. Уровень коррупции в стране

Экономические системы

Экономическая система – установленная и действующая в обществе система, совокупность принципов, правил и законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений.

Чем определяется любая экономическая система?

1. Формами собственности

2. Способом распределения экономических ресурсов

3. Ответами на вопросы «Что? Как? Для кого производить?»

4. Способами регулирования экономики

Первый тип – традиционная экономическая система (устаревшая) – способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии производства, широком распространении ручного труда.

1. Доминирует коллективная форма собственности

2. Доминирует натуральное хозяйство (способ производства продуктов для удовлетворения собственных потребностей, не прибегая к продаже на рынке) при отсутствии конкуренции.

3. На вопросы «Что? Как? Для кого производить?» отвечают «По традиции, по старине, как раньше».

4. Производятся продукты сельского хозяйства, охоты или рыболовства, причем делается это все отсталыми способами (преобладает ручной труд)

5. Большинство людей существует на грани выживания, поскольку добавочный продукт достается собственнику земли.

Второй тип – централизованная (плановая, командно-административная) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земли и капитал, практически все экономические ресурсы находятся в государственной собственности.

1. Доминирует государственная собственность.

2. Доминирует товарное хозяйство (хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь потребителя и производителя осуществляется рынком) при отсутствии конкуренции

3. На вопросы «Что? Как? Для кого производить?» отвечают плановые органы (Госплан).

4. Доминирует промышленность

5. В такой экономике как правило существуют диспропрорции в развитии (перекос в стороны тяжелой и оборонной промышленности) и дефицит. Товары могут перераспределяться в пользу элит или на первоочередные нужды руководством страны.

Третий тип – рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц. В чистом виде рыночная экономика сейчас не существует нигде.

1. Преобладает частная форма собственности

2. Доминируют товарные хозяйства, конкурирующие друг с другом.

3. Ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка

4. На вопрос «Что производить?» отвечают, формулируя свой спрос, потребители. На вопросы «Как производить?» и «Для кого производить?» отвечают независимые частные производители.

5. Рынок наполняется товарами частных производителей, которые конкурируют за спрос покупателя.

Четвертый тип – смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов определяется как рынком, так и государством. Это тип реальной (не идеальной или абстрактной) современной экономической системы.

Рынок Государство

производители производители

свободный обмен государственный заказ

потребители (домохозяйство) потребители (фирмы)

Наиболее современными являются модели социальной рыночной экономики, т.е. их функционирование построено на достижении экономической и социальной эффективности, причем и рынок и государство должны быть социально ориентированы. При этом:

а) государство выступает социальным гарантом стабильности и защищенности людей;

б) рынок направляет производство на удовлетворение потребностей людей, двигая вперед технический прогресс, и предполагает сосуществование различных форм собственности.

Собственность – принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу раздела, передела и принадлежности объектов собственности.

Юридическое содержание собственности:

1)принадлежность имущества определенным лицам – индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах (право собственности субъективном смысле).

2) гражданско-правовой институт, представляющий совокупность юридических норм, регулирующих экономические отношения собственности методами гражданского права (право собственности в объективном смысле).

Основания приобретения собственности:

1) Первичные основания:

a. изготовление или создание лицом имущества для себя с соблюдением закона и иных правовых актов;

b. плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования имущества.

2) Вторичные основания:

a. договоры купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества;

b. в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

c. в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам-правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Виды юридического описания собственности

1. Право владении – право физического обладания вещью, закрепленное юридически.

2. Право пользования – право на извлечение полезных свойств имущества. В процессе использования имущество либо полностью потребляется, либо изнашивается (амортизируется). Право пользования тесно связано с правомочиями владения, поскольку по общему правилу, пользоваться имуществом, можно только владея им. Права владения и пользования могут принадлежать не только собственнику, но и другим лицам, получившим эти правомочия от собственника. Это, например:

· аренда – право пользования без права распоряжения, а также

· траст (доверие) – когда одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

3. Право распоряжения – возможность изменять состояние, назначение или принадлежность имущества: продавать, дарить, передавать по наследству, сдавать в аренду.

Конституция РФ и ГК РФ признают и гарантируют равноправие следующих форм собственности:

1. Государственная собственность

a. федеральная собственность (Государственный Эрмитаж);

b. собственность субъектов РФ (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования).

2. Муниципальная собственность (детские площадки во дворах).

3. Частная собственность:

a. физическое лицо (собственник автомобиля);

b. юридическое лицо (ПАО МТС).

Конституция РФ допускает и другие формы собственности (например, общая, долевая).

Национализация – передача собственности из частных рук в руки государства. Может происходить мирно (как перед олимпиадой в Сочи), либо насильственно («красногвардейская атака на капитал» большевиков в 1917-1918 гг.) Сегодня также говорят о деприватизации или ренационализации – возвращении переданного в частные руки имущества обратно в государственную собственность.

Приватизация – передача собственности государства отдельным гражданам или юридическим лицам.

Экономическое содержание собственности – общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами – индивидуумами и коллективами – предметов природы, естественных и созданных трудом, которое включает:

1. Владение;

2. управление;

3. контроль.

Экономическое и юридическое аспекты собственности в реальной жизни друг от друга неотделимы, т.к. с одной стороны любое право владения должно быть закреплено в законе, с другой стороны правом контроля можно обойти любой закон.

Формы собственности по Гражданскому кодексу:

§ частная собственность – форма собственности, при которой право владения, пользования и распоряжения закреплено за частным индивидуальным лицом;

§ собственность юридических лиц;

§ собственность общественных объединений и религиозных организаций;

§ государственная и муниципальная собственность;

§ собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств.

Рынок и рыночный механизм

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Рынок – это обмен, купля-продажа товаров и услуг.

Условия возникновения рынка Условия развития рынка
1. Общественное разделение труда 2. Экономическая обособленность товара производителей 3. Самостоятельность товара производителей 1. Конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности 2. Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов) 3. Функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков)

Признаки рынка:

1.нерегулируемое предложение, т.е. производитель сам решает что, как и для кого он производить;

2. нерегулируемый спрос, т.е. потребитель сам определяет что, где и как купить;

3. нерегулируемая цена, т.е. цены определяются на рынке посредством спроса и предложения.

Функции рынка:

1. Посредническая. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей, позволяя выбрать подходящего покупателя и продавца.

2. Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, устанавливая на тот или иной вид товара равновесную цену, т.е. цену, при которой спрос на товар равен предложению этого товара.

3. Регулирующая. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Он порождает переток капиталов и ресурсов из менее выгодных отраслей в более выгодные.

4. Санирующая (оздоровительная). Рыночная конкуренция приводит к банкротству нерентабельных предприятий и дает дорогу экономичным и высокоэффективным хозяйствам.

5. Стимулирующая. Рынок побуждает товаропроизводителя экономить и представлять товары, нужные покупателю; рынок побуждает экономить и покупателей, соизмеряя спрос с их доходами.

6. Информационная. Рынок через систему показателей (например, цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг), как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию о состоянии экономики.

Достоинства и недостатки рыночного механизма

Достоинства Недостатки
1. Рынок способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент наиболее необходимы, поэтому дефицит бывает крайне редко. 2. Рынок стимулирует научно-технический процесс: новые технологии позволяют тратить меньше ресурсов, по удовлетворению многих потребностей. 3. Рынок направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей потребителей. 4. Рынок стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, т.н. невидимые руки рынка. 1. Рынок не гарантирует решение социальных и экономических проблем, таких как: а) экология б) экономическая безопасность в) развитие науки. 2. В ходе распределения продуктов труда появляется социальное неравенство (общество делиться на бедных и богатых). 3. Существует тенденция к монополизации рынка. 4. Нехватка денег для внедрения новых разработок. 5. Значительная часть денег уходит на рекламу. 6.Рынок не решает проблему внешних издержек (все расходы ложатся на плечи потребителя). 7.Рынок всегда цикличен, т.е. приводит к кризисам. 8. Рынок при отсутствии ограничений разрешает окружающую среду.

Классификация рынков:

1. По действующему законодательству:

· теневой (незаконный);

· легальный (законный).

2. По объекту купли-продажи:

· рынки товаров;

· рынок услуг;

· рынок факторов производства;

· рынок недвижимости;

· фондовый рынок (акции, облигации);

· валютный рынок.

3. По типу конкуренции:

· совершенной конкуренции;

· монополистической конкуренции;

· олигополии;

· монополии.

Конкуренция–соперничество между участками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купле-продажи товаров и услуг.

Характерные типы конкуренции:

Типы и характеристики рынка Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия (дуополия) Монополия
Число фирм Очень большое: нет влияния фирмы на цену Сравнительно большое: ограниченное влияние фирмы на цену Несколько крупных фирм: влияние на цену при тайном сговоре Одна фирма: значительный контроль над ценой
Характер продукции Однородный: нет неценовой конкуренции Неоднородный: неценовая конкуренция – реклама, торговые марки Однородная и неоднородная: с неценовой конкуренцией Уникальный продукт, не имеющий заменителей: реклама только имиджевая
Барьеры на входе и выходе с рынка Отсутствуют Незначительные Значительные Абсолютные, вход в отрасль практически закрыт
Свобода движения информации Абсолютно свободное Достаточно свободное Ограниченная свобода Отсутствует
Достоинства конкуренции Недостатки конкуренции
1. Общее снижение затрат, т.к. для получения высокого спроса производители должны понизить цену. 2. Создание выбора для потребителей 3. Повышение качества продукции за счет внедрения передовых технологий научно-технического прогресса 1. Постоянное разорение товаропроизводителей. 2. Большие издержки на рекламу. 3. Использование нечестных методов борьбы. 4. Экономический шпионаж. 5. Подделка продуктов конкурентов. 6. Чрезмерная эксплуатация ресурсов.

Инфраструктура рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство:

а) транспортная сеть;

б) система коммуникаций;

в) страховые компании;

г) правоохранительная система, суды;

д) биржи.

Спрос и предложение

Спрос – зависимость между ценой товара и его количеством, которые покупатели хотят и могут купить в данном месте в данное время.

Кривая спроса отражает зависимость между ценой и спросом. Она имеет обратную зависимость: рост цены приводит к снижению спроса и наоборот. Обозначения: P – цена (price) Q – количество (quantity) D – спрос (demand)
Величина (объем) спроса – объем товаров или услуг, которыйпокупатели готовы купить по данной цене. Например, при снижении цены с Р1 до Р2 объем спроса вырастет с Q1 до Q2.
     

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный промежуток времени.

Закон спроса – повышение цены на товар обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен – к его увеличению при прочих равных условиях.

Неценовые факторы спроса

1. Личные предпочтения и вкусы людей
а) мода: товар вошел в моду а) мода: товар вышел из моды
б) реклама: товар рекламируют б) реклама: товар перестали рекламировать
2. Число покупателей
Число покупателей выросло Число покупателей упало
3. Доходы покупателей
Доходы покупателей выросли Доходы покупателей упали
4. Цены на сопряженные товары а) цена на дополнительный товар (автомобиль – бензин) б) цена на товар-заменитель (шариковая ручка – гелевая ручка)
Цена на дополнительный товар упала Цена на дополнительный товар выросла
Цена на замещающий товар выросла Цена на замещающий товар упала
5. Ожидания покупателей
Ожидание покупателями повышения цен Ожидание покупателями понижения цен
6. Внешние условия
а) традиции (мандарины в Новый год) а) традиции (…)
б) религиозные предпочтения (подарки на Рождество) б) религиозные предпочтения (потребление мяса в Великий пост)

Эластичность спроса–возможность измерить реакцию покупателей на изменение цен, товаров или услуг.

Виды эластичности(ɛ):

а) эластичность по цене:

Товары с неэластичным спросом по цене (как бы цена не росла, их будут покупать) Товары с эластичным спросом по цене (при росте цен их покупку отложат)
1. Предметы первой необходимости (лекарства, обувь) 2. Товары с незначительной стоимостью для семейного бюджета (зубные щетки) 3. Труднозаменяемые товары (хлеб, лампочки) 1. Товары длительного пользования (мебель,ТВ) 2. Предметы роскоши (ювелирные изделия, дорогие аксессуары) 3. Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

б) эластичность по доходу

Нормальный (полноценный) товар Низший (малоценный) товар
товар, объем спроса на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены. Например, мороженое. товар, объем спроса на который падает с ростом дохода. Низшими являются товары (или блага), для которых существуют альтернативы, обладающие более высоким качеством или большими удобствами. Например, отказ семей от потребления макарон, картофеля, хлеба по мере роста доходов в пользу, например, рыбы дорогих видов, мяса

Предложение – готовность производителя предложить к продаже на рынке товары по конкретным ценам в конкретные промежутки времени.

Кривая предложения отражает зависимость между ценой и предложением. Она имеет прямую зависимость: рост цены приводит к росту предложения и наоборот. Обозначения: P – цена (price) Q – количество (quantity) S – предложение (supply)
Величина (объем) предложения – объем товаров или услуг, которыйпродавцы готовы продать по данной цене. Например, при росте цены с Р1 до Р2 объем предложения вырастет с Q1 до Q2.
     

Цена предложения – максимальная цена, по которой продавцы готовы купить некоторое количество товара за определенный промежуток времени.

Закон предложения – повышение цены на товар обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цены – к снижению предложения при прочих равных условиях.

Неценовые факторы спроса

1. Цены на ресурсы и сырье (например, топливо)
Цены на ресурсы и сырье повысилась Цены на ресурсы и сырье снизились
2. Количество продавцов (например, новые магазины или фирмы)
Количество продавцов увеличилось Количество продавцов уменьшилось
3. Технология производства (новое оборудование или материалы)
Внедрены новые технологии
4. Цены на альтернативные товары (товары конкурентов)
Цены альтернативного товара выросла Цены альтернативного товара упала
1. Налоги и дотации (поддержка государства)
Налоги снизились или дотации выросли Налоги выросли или дотации снизились
2. Ожидание изменения цен
Ожидание падения цен (сбывают товар даже со скидками) Ожидание роста цен (придерживают товар)

Цена

Наши рекомендации