Экономика и экономическая наука

Экономика — емкое и многоплановое понятие, разные люди вкладывают в него различное содержание. Раскрыв любой словарь, как энциклопедический, так и экономический, можно встретить множество его трактовок. Для кого-то экономика — хозяйственная деятельность людей, для кого-то — домашнее или национальное хозяйство. Можно говорить об экономике отрас­ли, экономике предприятия, экономике страны. В широком смысле экономика — система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей как отдельного человека, так и фирмы и государства. Человечество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика — фундамент всякого общества. Экономика возникает вместе с человеком, существует вместе с человеком и во имя человека.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы своей жизнедеятельности. Сказанное в полной мере относится и к экономической науке. Экономическая наука— отрасль знаний, посвященная изучению правил, позво­ляющих рационализировать поведение экономического субъекта (человека, фирмы, государства) при решении им своих экономи­ческих проблем.

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества, уже в первобытном обществе люди обладали за­чатками экономических знаний. Полная собственность общины на всю пищу, добытую ее членами с последующим ее уравни­тельным распределением (каждый член общины получал часть добытого продукта в силу своей принадлежности к этой общине) не имела отношения к нормам морали и справедливости. На этом этапе развития человеческого общества уравнительное рас­пределение продукта было экономически эффективно, так как давало возможность за счет удач одних членов общины компен­сировать неудачи других и в целом обеспечивать минимальные потребности в пище всех. Это были, пусть и примитивные, но уже экономические отношения людей в обществе. Однако эти экономические знания существовали только в рамках общест­венного сознания.

Древнейшими документами, в которых были зафиксированы нормы и правила экономического поведения, являются законы. Первые законы появились в государствах древнего Востока. Из дошедших до наших времен памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является кодекс законов Вавилонии, принятый в VIII в. до н. э. царем Хаммурапи. Интересные и весьма поучительные экономические заповеди имеются в Библии, которая содержит толкование жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину во II и I тысячелетиях до н. э. Однако экономические знания все еще не выделялись в виде отдельной формы мышления и экономические взгляды составляли отдельные положения более широких по своему содержанию произведений.

Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греч. «oikos» — дом, хозяйство и «nomos» — правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством.

В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в XVI—XVII вв. вместе с возникновением капита­листического строя. Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обу­словили необходимость более широких экономических знаний.

Термин «политическая экономия» появился впервые в XVII в. Его возникновение было связано с выходом в свет книги фран­цузского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615), в которой автор предлагал устано­вить жесткий правительственный контроль над рынком. Название науки было составлено из трех греческих слов «politeia» — общественное устройство и уже известных «oikos» и «nomos». Политическая экономия рассматривалась как наука об управлении хозяйством, но уже не домашним, а национальным. Политэкономия — это наука хозяйствования в государстве, наука о за­кономерностях развития хозяйства на государственном уровне. Появление нового термина не было случайным, поскольку именно в это время сформировался национальный рынок ряда экономически развитых государств.

В конце XIX в. в научном обороте возникает новый термин — «экономике», появление которого также было вполне за­кономерным, так как уже с конца XVIII в. стали формироваться разнообразные экономические течения в той или иной форме утверждавшие, что наилучшим для национальной экономики является невмешательство государства в экономические процессы. В результате после выхода в 1891 г. книги Альфреда Маршалла «Принципы экономике», термин «экономике» утверждается в большинстве англоязычных стран.

Необходимо отметить, что сегодня экономическая теория преподается под названием, более всего соответствующем нацио­нальному языку и особенностям социально-экономического развития каждой конкретной страны. Например, в Швеции и Турции это «национальная экономика», в Финляндии — «учение о хозяйстве», в Греции — «экономика», во Франции — «политическая экономия». В Россию термин «политическая экономия» проник с Запада и утвердился на долгие годы. После революции политическая экономия в значительной степени превращается в элемент идеологии. Сегодня экономическая теория в нашей стране восстанавливает свой статус и как научной дисциплины, и как базы всех прочих экономических наук. Наиболее распространенное название дисциплины у нас в стране — «общая экономическая теория» или «экономика».

Вопрос 2

2) Биологическое и социальное в человеке.
Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим. Биологическая природа человека проявляет-ся в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возмож-ность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, что проявляется, например, в измене-ниях уровня рождаемости, детской смертности и т.д.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие полезные свойства как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и т.д.

Билет 9

Вопрос 1

1. Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определен­ные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изго­тавливаемой продукции.

2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Спрос на труд Предложение труда
Платежеспособная потреб­ность работодателей в рабо­чей силе для организации и развития производства Совокупность экономически активного населения, предла­гающего свою рабочую силу на рынке труда
— производительность труда; — использование современных технологий; — состояние экономики и ее отдельных отраслей; — спрос на потребительские товары, необходимые обще­ству. — численность трудоспособного населения; — уровень квалификации; — уровень и структура зарплаты; — социальная и налоговая политика государства.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена ра­бочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Особенности рынка труда

· На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

· Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)

· Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность тру­да; работодатель вклады­вает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

6. На рынке труда присутствует большое число струк­тур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разра­ботку «правил игры» на рынке труда.

7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «че­ловеческим капиталом».

Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.

Сегодня считается, что самыми эффективными явля­ются инвестиции именно в «человеческий капитал».

8. Рынки труда бывают конкурентными и неконку­рентными.

Характерные черты конкурентного рынка труда

1. Значительное число покупателей и продавцов ус­луг труда.

2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).

3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).

4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.

5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.

6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.

9. Заработная плата — форма материального воз­награждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наем­ным работникам предприятий и учреждений.

10.Факторы, влияющие на величину заработной платы

· Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроиз­водства рабочей силы

· Минимальный уровень оплаты труда работников, соответ­ствующий прожиточному минимуму

· Уровень квалификации работников

· Развитость экономических и социальных условий жизни населения

· Спрос и предложение на рынке труда

11. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назнача­ется работнику в виде определенной суммы де­нег

Реальная зарплата – сумма жизненных благ, ко­торые можно приобрести за номинальную плату при дан­ном уровне цен на товары и услуги

Факторы реальной зарплаты:

· Величина номи­нальной заработ­ной платы

· Уровень цен на предметы потреб­ления и услуги

· Размер налого­вого обложения

12.Формы зарплаты

· Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.

· Повременная — вознаграждение за труд в зави­симости от про­работанного времени.

· Сдельная — воз­награждение за труд в зависи­мости от коли­чества изготов­ленных изделий

· Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количе­ства отработанного работником време­ни, но и от финансо­вого положения пред­приятия, итогов ра­боты каждого работника и фирмы в целом.

12. Структура системы заработной платы

(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))

Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум,такой уровень до­ходов, который необходим работнику для приобрете­ния количества продуктов питания не ниже физиоло­гических норм, а также для удовлетворения его по­требностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.

БЕЗРАБОТИЦА


1. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

2. Безработица — это социально-экономическое явле­ние, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной ар­мией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавца­ми трудовых услуг, безработица понижает их жизнен­ный уровень, причем иногда весьма значительно. Не ис­пользуемые сегодня трудовые услуги утрачиваются эко­номикой навсегда.

3. Точки зрения на причины безработицы:

· Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы

· Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу

· Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места

4. Безработный и неработающий не являются синони­мами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безрабо­тица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

5. Виды безработицы:

· Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

· Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.

· Циклическая– характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.

· Сезонная– зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).

Сумма фрикционной и структурной безработицы со­ставляет естественный уровень безработицы,т.е. уровень безработицы при полной занятости.

6. Формы безработицы:

· Открытая(см. выше)

· Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

· Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

· Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

7. Уровень безработицы = Численность экономически активного населения/Общая численность безработных * 100%

8. Безработица имеет негативные экономические и со­циальные последствия:

o Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

o Снижение уровня жизни насе­ления: предпосылки для сокращения доходов работаю­щих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений

o Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

o Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само­
убийствам, росту преступности

Некоторые исследователи отме­чают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:

o Формируется мобиль­ный «резерв» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства

o Сдерживаются требова­ния профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции

o Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять ра­боту начинают выступать в качестве самостоятельно­го стимула к труду

9. Направления, по которым государство решает проблему безработицы:

· Проведение структурной пе­рестройки про­фессий на уров­не квалификации.

· Выплата посо­бий по безрабо­тице.

· Установление уровня мини­мальной зара­ботной платы.

Вопрос 2

Психология

Психология (от греческого - знание, сознание, нематериальное знание) — это прикладная и академическая наука о поведенческих факторах, поведении и психических действиях, процессах в сознании животных и людей.

Научная психология — полная система теоретических, экспериментальных и методических свойств познания человека и изучения всех психических явлений существ; полный переход от разнородного и неорганичного описания данных явлений к их краткому, лаконичному и точному определению. К возможности тщательной методической записи и регистрации, экспериментального и теоретического установления закономерностей и всевозможных причинных связей, утверждение удовлетворения полученных результатов.

Психология— это обширная область научного познания. Она закономерности и особенности появления, развития и формирования всевозможных психических процессов (воображение, ощущение, мышление, память,восприятие).

Состояние организма (мотивация, напряжённость, фрустрация, чувства, эмоции) психических свойств организма (темперамент, направленность, задатки способности, характер) человека, и психологических факторов животных определяет именно психология.
Что исследует психология в традиционных направлениях:
- Душа (до начала XVIII века н.э.);
- Явления сознания организма (ассоцианистская психология);
- Имеющийся опыт субъекта (структурализм);
- Акты сознания организма (функционализм);
- Основное происхождение психических деятельностей организма(психофизиология);
- Поведение организма (бихевиоризм);
- Бессознательное восприятие организма(основы психоанализа, психоанализ);
- Процессы полной и качественной переработки полученной информации об исследовании и фиксирование результатов проведенных экспериментов (психология геншальта или геншальт-психология)
- Опыт человека и его сознания (Гуманистическая психология организма)

Объект психологии как науки.
Есть множество разных точек зрения на то, что исследует данная дисциплина. Она обязательно должна давать ответ на поставленный вопрос, почему человек и его сознание (или любой носитель психики и сознания) ведёт обычно, или по-особому (поведение животных организмов изучает раздел психологии «зоопсихология» и категория науки зоологии - «этология»).

Разделы психологии. Как правило, разделы психологии подразделяют на две большие категории: Фундаментальные: психология развития, общая психология человека, дифференциальная, социальная и трудовая психологии, психология педагогики, религийная психология, психология организации. Прикладные: семейная, акмеология, детская психологии. А также - геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология, натуральная, психогенетика, творчества, зоопсихология, военная эзотерика, психология спорта психология рекламы. Психолог — это человек с высшим психологическим образованием, который выполняет профессиональную, специализированную деятельность в области применения психологии как науки, и предоставления психологической помощи или исследований прикладной психологии. Стоит отметить, что психология, одновременно относится и к социальным и к гуманитарным категориям дисциплин научного познания. Именно этот фактор делает психологию обширной и необходимой наукой.

Естественные науки

Естественные, или природные («естество» - природа), науки— это раздел науки, отвечающий за изучение всех внешних по отношению к человечеству, природных явлений. Возникновение всех естественных наук связано с изучением и применением натурализма к научным исследованиям. Основные принципы натурализма и естественных наук ставят перед собой цель изучать и применять все законы природы, не внося в них законы, которые вносятся человеком, а именно - исключая произвол человеческой воли. Само понятие о естественных науках и исследованиях введено для их размежеваниягуманитарными и социальными науками.

Основой всех естественных наук необходимо считать естествознание — науку о всех существующих природных явлениях. Таким образом, первыми яркими представителями естественных наук нужно считать величайших естествоиспытателей, таких как: Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Исаак Ньютон.

Со времени общее направление всего естествознания разделилось на разнообразные научные направления.

БАЗОВЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ:

Биология - это естественная наука о жизни, предметом изучения являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой;

География - единый комплекс естественных наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующий на выявлении пространственно-временных закономерностей;

Физика - определенная область естествознания и естественных наук. Физика изучает наиболее общие фундаментальные закономерности,которые определяют эволюцию и структуру материального мира. Основные законы физики лежат в фундаменте всего естествознания;

Химия- одна из самых важных и обширных областей познания естественных наук. Это отрасль о веществах, строении и превращениях, их свойствах, которые происходят в результате различных химических реакций, а также фундаментальных законах, которым данные реакции подчиняются;

Астрономия - естественная дисциплина о передвижении, развитии и строения небесных систем и тел, вплоть до Вселенной в общем. Астрономия, в частности, изучает Солнце, все планеты Солнечной системы и их спутники, метеориты, кометы, астероиды, звезды и внесолнечные системы, межпланетное вещество, туманности, межзвёздное вещество, галактики, скопления, квазары, пульсары, чёрные дыры и так далее.

Все существующие современные естественные науки, применяют математическую модель для описания и понятия рассматриваемых явлений.Естественные дисциплины дают точное определение закономерностей, которые описывают рассматриваемые явления природы.

Также, рассматривают формульную запись новых теорий и гипотез естественных дисциплин. В результате этого, обеспечиваемые естественными науками.Точные описания содержат численные значения. Также, благодаря математическим выкладкам любая гипотеза может быть перепроверена и при необходимости быть измененной или скорректированной. Также, естественные науки дают фундаментальные знания, от которых отталкиваются все современные науки. Без лишних слов можно сказать, что естественные науки- это фундамент современного общепринятых правил в научном мире, с помощью которого строится и развивается современное общество.

Естественные дисциплины являются обязательными к изучению на начальном, среднем уровнях во всех средних учебных заведениях. Более глубокие знания в естественных науках можно получить в высших учебных заведениях.

Социальные науки

Социальные науки — это определенная группа дисциплин, пытающиеся дать определение и изучают абсолютно все аспекты сущности и бытия человека в его общественной деятельности и социуме. Социальные науки отличаются от искусства тем, что используют проверенный научный метод и всевозможные научные стандарты и факторы, которые дают объяснения в исследовании человечества и его поведения, включая качественные и количественные научные методы изучения социальных факторов.

Социальные науки, в учении и объективных и межсубъективных или структурных аспектах общества и социума, часто упоминают как гуманитарные науки. Данной отличие «заведомо» естественных наук, которые фокусируются только на объективных аспектах природы и Земли. Также, социологи принимают участие в практических и теоретических исследованиях, расценивая социальные науки как совокупность индивидуального поведения человека в обществе.
Общественные или социальные науки изучают разнообразные стороны жизни человека. Также, данный термин применяют в единственном числе и смысле обществоведения, и в этом случае он является синонимом социологии и всех социальных дисциплин.

Очень близко с социальными науками находятся гуманитарные науки, которые изучают духовную и моральную сторону жизни человека в социуме. Самой старой из социальных наук, как правило, считают политику. В аристотелевском смысле и понятии - науки о государстве. В широком смысле понимания, к числу политических наук относят также те экономические и юридические дисциплины, которые каким-либо образом касаются государства. Социальные науки никак не могут претендовать на совершенство, каким более или менее отличаются науки о природе. Данный фактор зависит от таких понятий:

1) От большей сложности различных временных социальных явлений, сравнительно с разнообразными явлениями физического характера;
2) От более долговременного подчинения социальных наук разнообразным метафизическим умозрениям,
3) От современной систематической разработки методов изучения новых явлений социальных наук и методологии;
4) От влияния, которое оказывает на людей их практические интересы: вероисповедание, предрассудки, национальные страсти, предубеждениями;
К основным социальным наукам относят:
- Экономика – это деятельность общества и совокупность экономических отношений, сложившихся в системе распределения, производства, потребления и обмена;
- Психология - социальная наука о разнообразных факторах, поведении и других психических действиях;
- Филология - название определенной группы социальных дисциплин, которая изучает культуру через текст;
- Социология - социальная наука об обществе и системах, составляющие его функционирование, закономерности и развитие, социальных институт общностей и отношений;
- История - социальная дисциплина, занимающаяся изучением человека (его состояния, деятельности, социальных связей, мировоззрения, организаций) в прошлом;
- Культурология – социальная наука, изучающая культуру, и ее наиболее общие закономерности развития.

Социальные дисциплины имеют большое сходство с гуманитарными науками, но исследуют немного разные факторы познания человечества.

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки – перечень научных дисциплины, которые пытаются изучить человека в сфере его общественной, духовной, культурной, умственной, нравственной деятельности. По объекту, методология предмета изучения гуманитарных наук часто пересекаются или отождествляются с социальными науками, при этом противопоставляясь всем естественным и точным наукам, основываясь на критериях метода и предмета.
К ключевым направлениям развития гуманитарных наук можно отнести:

1) Лингвистика – гуманитарная наука, изучающая языки. Данная гуманитарная наука стремится изучить и понять все естественные человеческие языки, как в индивидуальных его представителях, так и во всемирных. В широком смысле, лингвистика является частью семиотики. Лингвистика старается изучить и понять не только существующие языки, но и человеческий язык вообще. Сам фактор «языка» не дан лингвисту в четком и прямом наблюдении; непосредственно, можно наблюдать только факты речи, или особенности языкового явления. А именно речевые акты владельцев живого языка вместе с их результатами. Именно такие факторы познания в области гуманитарных наук пытается изучить лингвистика.

2) Литературоведение - гуманитарная наука, старающаяся понять всю художественную литературу как общее явление человеческой культуры за весь период ее существования. Литературоведение появилось в период развития художественного творчества. Ключевые отрасли литературоведения: литературная критика, теория литературы, история литературы. В литературоведении существует множество направлений, в том числе нетрадиционных — психиатрическое и психоаналитическое;
3) Музееведение – это научная гуманитарная дисциплина. Появилась в конце XIX века. Музыковедение изучает историю музеев, их социальные функции, методику и теорию музейного дела;
4) Педагогика – гуманитарная наука о обучении, образовании и воспитании человека. Педагогика формирует в человеке личность, воспитывает характер и закаляет дух;
5) Право – один из видов «рычагов» регуляции общественных отношений, также является отраслью гуманитарных наук. В тысячелетней истории юриспруденции не один раз указывалось на то, что в вопросах о праве необходимо избегать точных, четких и универсальных определений. Стоит отметить, что общепризнанного и точного определения права не имеется и в современном разделе гуманитарных наук;
6) Философия – гуманитарная дисциплина, которая изучает самые общие существенные характеристики и основательные (фундаментальные) принципы бытия и реальности познания;
7) Эстетика – отрасль философских и гуманитарных дисциплин, основным предметом которой является изучение эстетического восприятия мира человеком, его действительность, его законы и нормы, его формы и типы;
8) Этика – подразумевает собой философское исследование нравственности и морали гуманитарных отношений в обществе. Главные ценности человечества, в меньшей или большей степени, входят в другие этические ценности. Ценность жизни, правды, сознания, страдания, силы воли, предвидения, свободы воли.

Стоит отметить, что гуманитарные науки, зачастую, не дают достоверных факторов, относительно тех или иных действий человека в социуме.Гуманитарные науки лишь исследуют причины и факторы совершением человека некоторых действий, с помощью которых можно сформулировать его дальнейшее поведение.

Билет 10

Вопрос1

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаровна рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Спрос

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величинуспроса.

С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Наши рекомендации