Экономика и Экономическая наука

Введение

Изучение экономики, экономической теории дает представление об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути различных хозяйственных процессов и явлений.

В ходе изучения дисциплины «Основы экономики» студены должны научиться разбираться в определениях «Экономика», «Экономика организации», «Мировая экономика». Должны понимать, экономика – это самостоятельно существующее явление, имеющее естественное происхождение, или это «производная» от деятельности человека. В результате изучения они должны понимать, как возникла «экономика». Является ли она необходимым атрибутом развития человечества или общество произвольно её конструирует?

Поэтому кратко и однозначно невозможно ответить на вопрос: «Что такое экономика?». Для того, чтобы изучение было успешным и эффективным, студенты должны различать понятия «Экономическая наука» и «Экономические отношения».

То, что мы называем «Экономические отношения» возникло на нашей планете с появлением человека. Экономические отношения – это экономическое явление. Экономическая наука изучает отношения людей в процессе производства и взаимоотношения в обществе в целом. Кроме того, взаимоотношения человека с окружающей природой также играют огромную роль в экономике.

Студенты Восточно-Сибирского техникума туризма и сервиса, как будущие специалисты сферы услуг, должны четко представлять себе, что такое услуга. Ведь сегодня не существует общепринятого определения услуги. Тем не менее, в экономической науке сложилось общее представление о сервисной деятельности, обслуживающих отраслях и в целом о сфере услуг.

Данное методическое пособие разработано с целью помочь студентам очного и заочного отделения ВСТ ТС освоению основ экономической теории. Изложение материала построено в соответствии с программой изучения дисциплины. Информация представлена тезисно, кратко по темам: 1) Экономика и экономическая наука, 2) Семейный бюджет, 3) Рыночная экономика, 4) Труд и заработная плата, 5) Банки и деньги, 6) Государство и экономика, 7) Международная экономика.

Тема №1

Экономика и Экономическая наука

- Зарождение и развитие экономической науки.

- Потребности и блага.

- Основные экономические проблемы.

- Типы экономических систем.

- Собственность.

- Конкуренция.

- Экономическая свобода.

- Экономические цели.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. До наших дней дошли учения Платона, Аристотеля, Ксенофонта.

Но ещё раньше, в древней Индии (IV-III в. До н. э.) в законах Ману отмечалось значение общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Первая школа экономической теории называется «Меркантилизм»(от Итальянского – «Мерканте» - торговец, купец) одним из известнейших представителей данной школы является Томас Ман (Мен) (1571-1641 г.).

Активную меркантилистскую политику в России проводил Петр I. Основная идея меркантилистов заключалась в следующем: государство должно контролировать внешнюю торговлю, что бы обеспечить приток в страну золота и серебра. Государство должно проводить политику протекционизма– т.е. защиту национального товаропроизводителя, в частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт своей продукции.

Меркантилизм «захватил» многие страны Европы. Продлился с XVI-XVIII в.

Следующим учением стала школа физиократов (Физиократия (с греч.) - природовластие).

Наиболее известным представителем школы является Франсуа Кенэ (1694-1774). Это учение возникло как реакция на меркантилизм, т.е. государство должно обращать внимание не на внешнюю торговлю, а на развитие земледелия.

С конца XVIII и до конца XIX в. Господствующей школой в экономической науке стала Классическая политическая экономия.Наиболее известными представителями этого учения стали: Адам Смит (1723-1790 г.), Давид Рикардо (1772-1823 г.) которые утверждали, что в основе экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создается трудом, независимо от отрасли производства, рост богатства страны зависит от роста производительности труда, а она, в свою очередь, во многом зависит от разделения труда и его специализации. Классики политической экономии придерживались определенной системы общих предпосылок. Главными из них были концепция «Экономического человека» и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения – стремление к собственной выгоде. А религия, нравственность, традиции, культура в расчет не берутся.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление, что экономические законы действуют подобно законам природы, в обществе стихийно, сама по себе, устанавливается «Естественная гармония». Государство не должно вмешиваться в экономику, торговля должна быть свободной, без ограничений экспорта и импорта. Такая политика называется фритредерство.

С середины XIX в. действует школа под названием «Марксизм», по имени основателя Карла Маркса (1818-1883). Главным трудом Карла Маркса был «Капитал». Он настаивал, что определяющей ролью в экономической системе являются социально-экономические отношения. Маркс доказал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Он развил трудовую теорию стоимости, на базе которой была создала теория прибавочной стоимости, как источника прибыли. К. Маркс создал метод материалистической диалектики.

Во второй половине XIX в. начинает развиваться неоклассическая экономическая теория. Наиболее известный её представитель – английский ученый Альфред Маршалл (1842-1924 г.), в своих работах он опирался и на идеи классической теории, и на идеи маржинализма – это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX в. Маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность, предельная производительность. Эти понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы, при объяснении многих других явлений (маржиналисты – Вальрас, Менгер, Визер и многие другие). А Маршалл настаивал, что цена любого блага определяется соотношением спроса и предложения.

В середине XX века, в период Великой депрессии, возникло следующее учение – Кейнсианство, по имени основателя Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), главным его произведением считается «Общая теория занятости, процента и денег», в 1936 г. Кейнса можно считать основателеммакроэкономики.

Кейнс доказал, что рыночная экономика не может быть саморегулируемой, не может обеспечить «эффективный спрос», достаточный, чтобы использовать полностью имеющееся ресурсы. Необходимо регулировать экономику при помощи бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно снижать налоги и увеличивать государственные расходы. В экономической политике стран Запада Кейнсианство было господствующим направлением до конца 1970-х годов.

На рубеже XIX-XX в. возник институционализм. Возник он в США, но стремительно распространился по всему свету. Упор делается на такие институты, как семья, государство, право, нравственные нормы, профсоюзы. И институционалисты утверждают, что экономика не способна саморегулироваться. Самым известным представителем этой школы является Джон Кеннет Гэлбрейт (1908-2006 г.), главным оппонентом и кейнсианста и институционализма является монетаризм, главным идеологом которого является Милтон Фридман (1912-2006 г.). Монетаристы утверждают, что на экономическое развитие оказывает решающее влияние денежная масса. Рост национального дохода зависит от роста денежной массы.

Роль государства сводится к контролю над денежной массой, находящейся в обращении и в запросах, для достижения сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен.

Цель экономической деятельности людей – нахождение наиболее эффективных способов удовлетворения их безграничных потребностей ограниченными ресурсами.

Потребности– это выражение нужды, недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Широко известна группировка потребностей Абрахама Маслоу:

- Потребность в саморазвитии.

- Потребность в уважении.

- Потребность в социальных контактах.

- Потребность в безопасности и самосохранении.

- Физиологические потребности.

Экономические потребности можно удовлетворить с помощью экономических благ. Экономические блага – произведенные товары и услуги. Ограниченность ресурсов вызывает необходимость решать вопрос о поиске лучшего сочетания факторов производства, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей, то есть порождает проблему выбора, которая возникает не только перед национальной экономикой, но и перед каждой фирмой, перед конкретным человеком. Отражением этой проблемы и являются главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Ответы на эти вопросы зависят от существующей в стране экономической системы.

Экономическая система – это совокупность организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. Характер системы зависит от собственности на факторы производства и от механизма взаимодействия хозяйствующих объектов.

Типы экономических систем:

1. Традиционная – была характерна для стран средневековой Западной Европы, сегодня она существует в слаборазвитых странах.

2. Командная (плановая) – всеми сферами управляет государство. Минус её – не всегда учитываются потребности населения. Была характерна для СССР.

3. Рыночная – ответы на все вопросы экономики дает рынок.

В чистом виде такая экономика не существует, т.к. государство обязательно должно выполнять регулирующие функции.

4. Смешанная – такая экономка, которая регулируется рыночным механизмом и государством.

5. Переходная – такая экономика характерна для стран, осуществляющих переход от плановой к смешанной, в том числе России.

Перед любым обществом стоит ряд проблем, которые зависят от экономического и политического развития. Поэтому, прежде всего, требуется реализовать жизненно важные экономические цели, такие как:

1. Экономический рост;

2. Полная занятость;

3. Экономическая эффективность;

4. Стабильный уровень цен;

5. Справедливое распределение доходов;

6. Экономическая свобода;

Экономическая свобода– это широта хозяйственного поведения субъектов экономики, свобода выбора ими форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, способов распределения доходов, потребления материальных благ. Экономическая свобода реализуется на базе законодательных государственных норм и не отделима от экономической ответственности граждан.

Правовую основу экономической системы создает собственность.

Собственность представляет собой исторически обусловленную форму присвоения материальных благ и услуг. Включает в себя юридический и экономический аспекты. Основными формами собственности являются частная и общественная (государственная, муниципальная).

Конкуренция (от. латинского конкурере – столкновение) – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли. Именно конкуренция помогает решить главные вопросы экономики: Что? Как? Для кого производить?

Продавцы используют разные методы конкурентной борьбы:

- добросовестная:

- ценовая;

- неценовая;

- недобросовестная:

- промышленный шпионаж;

- ложная реклама;

- демпинг;

и другие

Недобросовестная конкуренция запрещена законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают два типа рынка:

1. Рынок совершенной конкуренции, его основные черты:

- Значительное число продавцов и покупателей;

- Все продавцы реализуют стандартную продукцию;

- Любой производитель может свободно начать производство любого товара. Или легко покинуть рынок;

- Цена стабильна и отдельный продавец не может влиять на неё;

- Продавцы и покупатели имеют одинаковую информацию;

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, мы имеем дело с несовершенной конкуренцией.

2. Рынок несовершенной конкуренции – подразделяется на три типа:

1 - Чистая монополия – на рынке представлена одна фирма и полностью контролирует рынок;

2 - Олигополия – на рынке со множеством покупателей функционирует несколько производителей. Что бы не ввязаться в ценовую войну (а это благо для потребителя!) олигополисты вынуждены договариваться о ценах, чаще всего этот сговор «наносит удар» по потребителю.

3 - Монополистическая конкуренция – большое количество производителей однотипного товара не могут контролировать рынок. При такой конкуренции сговор продавцов практически невозможен.

Существуют и другие типы рыночных структур:

- Монопсония – при множестве продавцов наблюдается один покупатель (например, рынок труда или рынок вооружения);

- Двусторонняя монополия – на рынке существует один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист);

- Монополия, использующая ценовую дискриминацию – фирма, продающая товар разным категориям покупателей по разным ценам. Дискриминация делится на две группы:

1. Изменение цены в зависимости от объема продаж;

2. Изменение цены в зависимости от территориальной принадлежности покупателя, по сезону и т.д.

Проверочные вопросы по теме №1

1. Что изучает экономика?

2. На достижения каких целей должна быть направлена экономическая политика государства?

3. Что такое потребности и от чего они зависят?

4. Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов?

5. Что создает правовую основу любой экономической системы?

6. Что такое собственность? Что такое общественная собственность?

7. Что такое экономическая система?

8. Какая экономика присуща России на рубеже веков (XX-XXI в.)?

9. Что такое экономическая свобода?

10. Что такое конкуренция?

11. Какие существуют типы конкуренции?

12. Какие методы конкурентной борьбы существуют?

13. Назовите страны с рыночной экономикой?

14. Что такого олигополия? Что такое монопсония?

15. Для чего применяется ценовая дискриминация?

16. Что такое фритредерство?

17. Назовите представителей физиократической школы? Назовите представителей меркантилизма?

18. В чем заключается сущность институционализма?

19. Что такое экономическое благо?

20. Кто создал метод материалистической диалектики?

Тема №2

Семейный бюджет

- Доходы и расходы семьи.

- Страхование.

- Рациональный выбор потребителя

Семейный бюджет – это финансовый план семьи. Народная мудрость гласит «Из худого кармана последний грош валится!», «Копейка рубль бережет». Планирование своих расходов заставляет нас жить «по средствам».

Все семейные доходы делятся на два вида:

1. Денежные доходы:

- Заработная плата, премии, доплаты;

- Пенсии, пособия, стипендии и другие страховые выплаты;

- Вознаграждения за нетрудовую деятельность, например, донорство, алименты и др.

- Продажа сельскохозяйственной продукции, получение дивидендов, доходы от аренды имущества и др.

2. Натуральные доходы:

Традиционно выделяют три типа семейного бюджета:

а). Совместный;

б). Совместно-раздельный;

в). Раздельный;

Страхование – особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различных опасностей (т.е. отношения между страховщиком – тем, кто страхует и страхователем – тем, кто страхуется).

Функции страхования:

1. Рисковая – она отражает основное назначение страхования – защиту от рисков. По окончанию действия договора, страховые взносы страхователю не возвращаются;

2. Инвестиционная – за счет временно свободных средств страховых фондов происходит инвестирование экономики;

3. Предупредительная – за счет части средств страховых фондов финансируются мероприятия по уменьшению страхового риска (например, противопожарные мероприятия);

4. Сберегательная – происходит накопление по договорам страхования определенных страховых сумм (например, страхование на дожитие);

5. Контрольная – т.е. контроль за правильным соблюдением страховых операций.

Виды страхования

1. Личное;

2. Имущественное;

3. Страхование ответственности;

Формы страхования

1. Обязательное – например, автогражданская ответственность;

2. Добровольное – всегда ограничено по срокам, действует на добровольных началах. Неуплата страховых взносов ведет к прекращению договора.

Рыночный спрос

Рыночный спрос складывается на основе решений, формируемых множеством отдельных лиц, каждое из которых выбирая товары, ставит перед собой определенную цель, исходя из своей покупательной способности приобрести такое количество, которое бы принесло ему максимальное удовлетворение от их использования.

Рациональный потребитель при имеющемся бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, распределяя свой доход так, что бы соотношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были бы равны.

Проверочные вопросы по теме №2

1. Что такое семейный бюджет?

2. Что относится к натуральным доходам?

3. Какие типы семейного бюджета существуют?

4. Что такое страхование?

5. Функции страхования и виды страхования – это одно и то же?

6. Что значит имущественное страхование?

7. Какие формы страхования бывают?

8. Неуплата страховых взносов ведет к:

а) прекращению договора;

б) пролонгации договора;

в) штрафам;

9. Кого называют рациональным потребителем?

Тема №3

Рыночная экономика

- Рыночный механизм. Рыночное равновесие.

- Экономика фирмы: цели, организационные формы.

- Производство.

- Производительность труда.

- Издержки производства. Выручка.

- Ценные бумаги

Исторический опыт подсказывает, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной прежде всего потому, что она требует наименьших издержек при решении основных проблем экономики. Её преимуществами, в сравнении с командной, являются:

- свобода выбора потребителей и производителей;

- отсутствие хронического дефицита;

- создание стимулов к труду;

- эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества.

Но даже «идеальному» рынку присущи негативные черты:

- инфляция, безработица, цикличность производства;

- неравенство в доходах;

- ориентация на индивидуальные, а не общественные потребности;

- низкая способность к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды;

- монополизация рынка;

Для того, что бы снижать негатив, необходимо государственное регулирование. К основным функциям государства относятся:

- обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;

- защита конкуренции;

- система прогрессивного налогообложения;

- контроль и регулирование уровня занятности, цен, темпов роста;

- финансирование производства необходимых населению товаров и услуг.

Особенность рыночного механизма такова, что он автоматически поддерживает рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают.

Если рынок находится в равновесии, потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка потребителя представляющего собой разность между максимальной ценой, которую покупатель готов заплатить, и той ценой, которую он заплатил (равновесной ценой).

Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и спросом имеется обратная зависимость. Кроме цен на спрос влияют:

- предпочтение покупателей, их доходы;

- цены других продавцов на аналогичные или другие товары;

Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называют эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности.

Предложение тоже зависит от цены. Между ними существует прямая зависимость. Важный не ценовый фактор, влияющий на предложение – издержки производства. Степень изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит от времени, которое есть у производителя, чтобы отреагировать на изменение цены. Рыночное равновесие– такая ситуация на рынке, при которой спрос равен предложению. Цена, при которой достигается рыночное равновесие, называется ценой рыночного равновесия.

Среди трех основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики: государство, предприятие, домохозяйство именно предприятиям отводится главенствующая роль.

Предприятие– это обособленный хозяйствующий субъект, где происходит соединения факторов производства для изготовления продукции и оказания услуг с целью получения прибыли.

Основополагающими признаками для классификации хозяйствующих субъектов являются: форма собственности и организационно-правовая форма под которой подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия и способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятиями и другими хозяйствующими субъектами и органами государственной власти.

Преобладающей формой в рыночной экономике является фирма– т.е. объединение предпринимателей, которое функционирует как разного рода товарищества:

- Полное товарищество (Товарищество с неограниченной ответственностью)

- Товарищество с ограниченной ответственностью – отвечает по своим обязательствам лишь в пределах заявленного имущества;

- Коммандитное (на вере) товарищество включает действительных членов и членов-вкладчиков.

Основными целями фирмыкак правило являются:

- занять лидирующее положение в отрасли;

- повысить прибыльность своих операций;

- завоевать или удержать большую часть рынка;

- добиться повышения качества своего товара;

Миссиейназывают общую цель, вызывающую у работников совместные устремления к чему-то.

При формировании целей обязательно проводится анализ среды существования, что представляет собой процесс определения важнейших элементов внутренней и внешней среды, которая оказывает влияние на деятельность фирмы, на процесс производства продукции.

Производство – это процесс создания разных видов экономического продукта.

Различают следующие типы производства:

- единичное;

- серийное;

- массовое;

Единичное - характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий.

Серийное - характеризуется производством ограниченного ассортимента.

Массовое - характеризуется выпуском отдельных видов продукции в больших количествах на узкоспециализированных рабочих местах, на протяжении длительного времени.

Категории производства:

- сельскохозяйственное;

- промышленное;

Современное производство включает в себя не только материальную сферу, но и социальную: образование, культуру и т.д.

Постоянно повторяющийся процесс производства называется общественным воспроизводством, стадиями которого является:

- производство;

- распределение;

- обмен;

- потребление.

К факторам производства принято относить:

- труд;

- землю;

- капитал;

- предпринимательскую деятельность;

Производство включает две стороны:

1. Производительные силы, т.е. совокупность средств производства и людей, которые их используют, обладая рабочей силой (способностью к труду);

2. Производственные отношения, которые характеризуют взаимодействие людей в процессе производства;

Единство производительных сил и производственных отношений составляют способ производстваматериальных благ, который определяет характер общества.

Результатом производства является экономический продукт(продукция или изделия, товар, работа, услуга), выпуск которого существенно зависит от уровня производительности труда.

Производительность труда –это способность производить определенное количество материальных благ или услуг в единицу времени.

Уровень производительности труда характеризуется показателями выработки(объем или количество произведенной продукции в единицу времени) и трудоемкости(время, затраченное на производство продукции).

На уровень производительности труда оказывают влияние огромное количество факторов, которые объединяют в следующие группы:

- организационные;

- материально-технические;

- социально-экономические;

- факторы, зависящие от изменения объема или структуры производства.

Издержками производствами называют затраты не производство продукции в течение определенного периода.

Выручкойназывается количество денежных средств или благ, получаемое компанией за определенный период её деятельности, за счет продажи товаров и услуг.

Ценная бумага– это особая форма существования капитала наряду с его существованием в денежной, производительной и товарной формах. Суть её состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые зафиксированы в форме ценной бумаги.

Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций:

- перераспределяет денежные средства между отраслями экономики, странами, слоями населения, населением и государством и т.д.

- обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала;

- предоставляет определенные дополнительные права её владельцам, помимо права на капитал;

и другие.

Главное свойство ценной бумаги – (ликвидность) возможность обмена на деньги в различных формах: путем погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки и т.д.

Развитие рыночных отношений привело к появлению новой формы существования ценной бумаги – безбумажной (бездокументарной) форме. Это отражено в Гражданском Кодексе РФ. Виды ценных бумаг: акция, облигация, вексель, опцион, депозитарная расписка, чек и некоторые другие. Виды акций: именные, винкулированные, основные, привилегированные, акции на предъявителя, акции без номинальной стоимости.

Самым безопасным вложением средств на фондовом рынке является вложение в облигации, хотя оно приносит небольшой доход.

Виды облигаций:

1. По эмитентам:

- государственные;

- муниципальные;

- корпоративные;

- облигации иностранных заемщиков

2. По типу дохода:

- дисконтная (бескупонная);

- облигации с фиксированной процентной ставкой;

- с плавающей процентной ставкой

3. По конвертируемости:

- конвертируемые;

- неконвертируемые.

Проверочные вопросы по теме №3

1. Плюсы и минусы рыночной экономики – назовите их;

2. В чем заключается особенность рыночного механизма?

3. Что означает рыночное равновесие?

4. Какая цена называется ценой рыночного равновесия?

5. Что называют предприятием?

6. Сформулируйте цели фирмы;

7. Сформулируйте миссию организации (какой-либо);

8. Что называют производством?

9. Назовите типы производства;

10. Назовите категории производства;

11. Что называют производительными силами?

12. Назовите факторы производства и стадии воспроизводства;

13. Что называют издержками производства?

14. Что такое выручка?

15. Что называют производительностью труда?

16. Какие факторы виляют на уровень производительности труда?

17. Какие показатели характеризуют уровень производительности труда?

18. Что называют ценной бумагой?

19. Назовите виды ценных бумаг;

20. Назовите главное свойство и функции ценной бумаги;

Тема №4

Наши рекомендации