Формирование направлений совершенствования оценки эффективности деятельности отдельного подразделения таможенных органов

Имеется достаточно проблем в комплексной оценке результативности таможенной деятельности. Во-первых, показатели, не до конца зависящие от деятельности самих таможенных органов, не могут в полной мере давать оценку таможенной деятельности. К ним можно отнести пропускную способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска и количество принятых предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Для устранения данного недостатка, по мнению экспертов, необходимо выявление главных аспектов, оказывающих влияние на продуктивность таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. К таким факторам можно отнести обособленность решения должностных лиц таможенных органов от обязанности выполнения плана. Во-вторых, некорректная попытка служить универсальным инструментом оценки на всех уровнях иерархии: если таможенный пост и таможня непосредственно привлечены в осуществление таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, то уровень регионального управления предполагает деятельность по организации и управлению работы всех подчиненных таможен соответствующего региона.

Уровень центрального аппарата ФТС, помимо задач, возложенных на региональные управления (но в масштабах всей России), предполагает также и законотворческую деятельность, а также воздействие на таможенную политику государства. По вышеуказанным причинам деятельность таможенных органов разного уровня управления не может оцениваться по идентичным показателям. В качестве решения проблемы предлагаем деятельность таможенных органов на каждом уровне иерархии оценивать обособленно, в соответствии с целями и задачами, разными для каждого уровня.

Также следует видоизменить существующие критерии и выработать качественно новую систему оценки результативности таможенной деятельности, которая охватила бы все иерархические ступени подразделений таможенных органов в отдельности и дала бы истинную аналитическую информацию таможенной деятельности. В третьих, коррупция, как фактор наиболее «паразитирующий» на эффективности системы таможенных органов.

Таможенную службу довольно часто приводят в качестве примера в качестве наиболее коррумпированной. Учитывая важнейшую роль, которую играет таможенная служба в сборе доходов, расширению торговли, обеспечении национальной безопасности и защите общества, факт коррупции в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического роста страны и перспективы национального развития.

В целях профилактики коррупции, по мнению экспертов, можно предложить некоторые обязательные мероприятия. Для должностных лиц необходимо представление сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера; сообщать начальнику таможенного органа (представителя нанимателя), обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц для склонения его к совершению коррупционных правонарушений; не нарушать кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов. Для начальников структурных подразделений, таможенных постов: проверять своевременное представление подчиненными должностными лицами сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, создавать нетерпимость к коррупционному по- ведению в структурном подразделении (таможенном посте) (во время повседневной деятельности и профессиональной подготовки).

В четвертых, квантификация и формализация показателей результативности, как сложнейшая проблема при планировании деятельности государственных служащих и осуществлении оценки эффективности с целью установления уровня вознаграждения.

Оценивать количественные показатели результативности лучше при проведении мониторинга, к тому же, они служат гарантией объективности и независимости оценок от субъективного отношения руководителей к подчиненным [1].

В данных условиях необходима кардинальная трансформация как самой системы показателей, так и процедуры оценки эффективности деятельности таможенных органов на основе следующих императивов. Стратегическим приоритетом оценки эффективности деятельности таможенных органов должно стать обеспечение объективной основы для принятия обоснованных управленческих решений и осуществления контроля за их исполнением, выявления ключевых факторов, влияющих на эффективность таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действующие показатели оценки эффективности деятельности таможенных органов и их структурных подразделений представляют собой систему, имеющую большую значимость в практической деятельности Федеральной таможенной службы. Они в определенной мере отражают стратегические цели, стоящие перед таможенными органами, большинство соответствующих задач и функций, установленных государством, и являются индикаторами достижения оперативных целей и задач. Такая система позволяет выявлять проблемы в деятельности таможенных органов, принимать новые рациональные и эффективные управленческие решения. При этом, действующая система показателей, как и любая другая система, требует постоянного анализа и оценки, имеет свои слабые места в практическом применении и должна постоянно модернизироваться и развиваться.

Современная система показателей имеет свою нормативную правовую основу. Ее составляют: Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Постановление Правительства России от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга», а также приказы ФТС России, устанавливающие перечень контрольных и аналитических показателей деятельности таможенных органов. Непосредственно для таможни значения показателей устанавливаются приказами Регионального таможенного управления. В их числе и приказы об аналитических и контрольных показателях эффективности деятельности таможенных органов. Такие показатели должны соответствовать целям и задачам, поставленным ФТС России. Однако на практике не все аналитические и контрольные показатели соотносятся с целями и задачами таможни.

Проведя анализ системы оценки эффективности деятельности таможенных органов, можно сделать вывод о том, что ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности становится создание непредвзятой и комплексной системы показателей, которые будут отражать не только выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, но и позволят сконцентрировать внимание государственных служащих на основных приоритетах таможенной службы.

Повышение эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности предполагает необходимость смещения приоритетов системы в сторону оценки эффективности создания таможенными органами институциональных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности. Основным требованием к оценке деятельности таможенных органов должна стать направленность показателей на оценку эффективности содействия таможенных органов развитию внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, и качественный анализ эффективности контрольной работы таможенных органов, с другой.

Реализация данной задачи должна осуществляться как путем выделения новых показателей эффективности деятельности, объективно отражающих тенденции и результаты внедрения современных информационных технологий, сокращения сроков проведения таможенного контроля, так и повышение их удельного веса в общей системе показателей. Качественная трансформация оценочных инструментов позволит переориентировать механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на реализацию задач содействия развитию внешней торговле, минимизацию издержек участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении внешнеторговых операций, ускорение процедур таможенного контроля и внедрение перспективных таможенных технологий.


Наши рекомендации