Производственных возможностей
План семинарского занятия:
1. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей.
2. Экономические и неэкономические блага: понятие и классификация.
3. Экономические потребности и их классификация.
4. Закон Энгеля.
5. Закон возвышения потребностей.
6. Экономические ресурсы и их виды.
7. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость.
8. Экономический выбор. Основные экономические проблемы.
9. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей, альтернативной стоимости). Закон убывающей отдачи.
Задачи:
1. Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух телевизоров.
2. На основании данных таблицы 1 построить кривую производственных возможностей.
Таблица 1
Альтернативные производственные возможности
производства товаров гражданского и военного назначения
Вид продукта | Альтернативные производственные возможности | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
танки | |||||
станки |
3. На дачном участке Вы выращиваете клубнику. Обрабатывая участок в одиночку Вы собираете урожай 60 кг. ягод. Если привлекаете к этому занятию жену, то урожай будет выше на 40 кг. Работая вместе с женой и со своим ребенком, Вы получите 120 кг. А если с Вами будет трудиться и теща, то урожай получится 145 кг. Какой предельный продукт Вы получите, если каждый раз привлекаете дополнительную единицу труда? Составьте таблицу, отразив в ней количество труда, общий и предельный продукт. Постройте график динамики предельного продукта.
4. На основании комбинаций производства благ А и Б, которые условная экономика может произвести одновременно, построить кривую производственных возможностей данной двухотраслевой экономики.
Благо А | Благо Б |
Ответьте на следующие вопросы:
1) Можно ли при данных производственных возможностях пообещать населению 3 ед. блага А и 20 ед. блага Б одновременно;
2) Чему равна альтернативная стоимость первой единицы блага А, будет ли третья единица блага А стоить столько же;
3) Чему равна альтернативная стоимость 33-х единиц благ Б, можно ли утверждать, что 33-я единица блага Б стоит столько же?
Ситуационные задания:
1. Выделите из представленного перечня блага и анти-блага, поясните свой выбор:
а. воздух;
б. вода в реке;
в. наркотики;
г. выхлопные газы от автомобиля;
д. выращивание фруктов, овощей.
2. Какое из перечисленных благ можно отнести к конечному:
а. масло растительное в бутылках;
б. масло растительное в бочках;
в. пиломатериал;
г. колеса для автомобилей;
д. телевизор.
3. Разделите блага на товары и услуги, приведите примеры:
а. благо сначала производится, а потом потребляется;
б. благо производится и потребляется одновременно;
в. благо можно накапливать;
г. благо нельзя взвешивать, складировать, хранить.
4. Посредством, каких благ, по Вашему мнению, удовлетворяются следующие потребности:
а. голод, жажда;
б. безопасность для жизни;
в. поддержание статуса в обществе;
г. самореализация, самоуважение.
5. Согласитесь или опровергните следующие утверждения:
а. ресурсы ограничены, а потребности безграничны;
б. на самом деле ресурсы безграничны, т.к. процесс их открытия бесконечен;
в. потребности напротив ограничены, поскольку существуют физические пределы их насыщения.
6. Как технический процесс влияет на положение кривой производственных возможностей, кривой трансформации. Покажите это графически.
7. Цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен – это:
а. рыночная цена;
б. альтернативная стоимость;
в. предельные издержки;
г. потребительная стоимость;
д. меновая стоимость.
8. Закон возрастания альтернативных издержек действует, если КПВ имеет?
а. выпуклую форму;
б. форму прямой;
в. вогнутую форму;
г. любую форму.
9. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:
а. с уменьшением производства другого вида продукта;
б. с ростом производства другого продукта;
в. с постоянным объемом производства др. вида продукта;
г. возможен любой из этих вариантов.
10. Если экономическая система находится в состоянии, характеризующимся точкой на КВП, то это означает, что:
а. национальная экономика находится на спаде своего экономического развития;
б. национальная экономика не может увеличить объем производства ни одного из производимых товаров;
в. национальная экономика неэффективно использует располагаемые ресурсы;
г. национальная экономика не может увеличить объем производства какого-либо товара, не поступившись другим.