Производственных возможностей

План семинарского занятия:

1. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей.

2. Экономические и неэкономические блага: понятие и классификация.

3. Экономические потребности и их классификация.

4. Закон Энгеля.

5. Закон возвышения потребностей.

6. Экономические ресурсы и их виды.

7. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость.

8. Экономический выбор. Основные экономические проблемы.

9. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей, альтернативной стоимости). Закон убывающей отдачи.

Задачи:

1. Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух телевизоров.

2. На основании данных таблицы 1 построить кривую производственных возможностей.

Таблица 1

Альтернативные производственные возможности

производства товаров гражданского и военного назначения

Вид продукта Альтернативные производственные возможности
А Б В Г Д
1 2 3 4 5 6
танки
станки

3. На дачном участке Вы выращиваете клубнику. Обрабатывая участок в одиночку Вы собираете урожай 60 кг. ягод. Если привлекаете к этому занятию жену, то урожай будет выше на 40 кг. Работая вместе с женой и со своим ребенком, Вы получите 120 кг. А если с Вами будет трудиться и теща, то урожай получится 145 кг. Какой предельный продукт Вы получите, если каждый раз привлекаете дополнительную единицу труда? Составьте таблицу, отразив в ней количество труда, общий и предельный продукт. Постройте график динамики предельного продукта.

4. На основании комбинаций производства благ А и Б, которые условная экономика может произвести одновременно, построить кривую производственных возможностей данной двухотраслевой экономики.

Благо А Благо Б

Ответьте на следующие вопросы:

1) Можно ли при данных производственных возможностях пообещать населению 3 ед. блага А и 20 ед. блага Б одновременно;

2) Чему равна альтернативная стоимость первой единицы блага А, будет ли третья единица блага А стоить столько же;

3) Чему равна альтернативная стоимость 33-х единиц благ Б, можно ли утверждать, что 33-я единица блага Б стоит столько же?

Ситуационные задания:

1. Выделите из представленного перечня блага и анти-блага, поясните свой выбор:

а. воздух;

б. вода в реке;

в. наркотики;

г. выхлопные газы от автомобиля;

д. выращивание фруктов, овощей.

2. Какое из перечисленных благ можно отнести к конечному:

а. масло растительное в бутылках;

б. масло растительное в бочках;

в. пиломатериал;

г. колеса для автомобилей;

д. телевизор.

3. Разделите блага на товары и услуги, приведите примеры:

а. благо сначала производится, а потом потребляется;

б. благо производится и потребляется одновременно;

в. благо можно накапливать;

г. благо нельзя взвешивать, складировать, хранить.

4. Посредством, каких благ, по Вашему мнению, удовлетворяются следующие потребности:

а. голод, жажда;

б. безопасность для жизни;

в. поддержание статуса в обществе;

г. самореализация, самоуважение.

5. Согласитесь или опровергните следующие утверждения:

а. ресурсы ограничены, а потребности безграничны;

б. на самом деле ресурсы безграничны, т.к. процесс их от­крытия бесконечен;

в. потребности напротив ограничены, поскольку сущест­вуют физические пределы их насыщения.

6. Как технический процесс влияет на положение кривой производственных возможностей, кривой трансформации. Покажите это графически.

7. Цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен – это:

а. рыночная цена;

б. альтернативная стоимость;

в. предельные издержки;

г. потребительная стоимость;

д. меновая стоимость.

8. Закон возрастания альтернативных издержек действует, если КПВ имеет?

а. выпуклую форму;

б. форму прямой;

в. вогнутую форму;

г. любую форму.

9. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

а. с уменьшением производства другого вида продукта;

б. с ростом производства другого продукта;

в. с постоянным объемом производства др. вида продукта;

г. возможен любой из этих вариантов.

10. Если экономическая система находится в состоянии, характеризующимся точкой на КВП, то это означает, что:

а. национальная экономика находится на спаде своего экономического развития;

б. национальная экономика не может увеличить объем производства ни одного из производимых товаров;

в. национальная экономика неэффективно использует располагаемые ресурсы;

г. национальная экономика не может увеличить объем производства какого-либо товара, не поступившись другим.

Наши рекомендации