Рецензент: Т. И. Белоусова, канд. экон. наук, доцент

МИКРОЭКОНОМИКА

ПРАКТИКУМ

направление080100.62 Экономика

профиль«Экономика предприятий и организации»

Чита

2012
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

Практикум по дисциплине «Микроэкономика», разработан ст. преподавателем кафедры экономики Т. Д. Бахар в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Рецензент: Т. И. Белоусова, канд. экон. наук, доцент

Практикум по дисциплине «Микроэкономика» для студентов направления 080100.62 Экономика профиль«Экономика предприятий и организаций» обсужден на заседании кафедры экономики. Протокол № 3 от 15.11.2012.

Практикум по дисциплине «Микроэкономика» для студентов направления 080100.62 Экономика профиль «Экономика предприятий и организаций» обсужден и рекомендован к изданию методическим советом по циклу экономических дисциплин. Протокол № 3 от 28.11.2012.

Практикум: «Микроэкономика» для студентов направления 080100.62 Экономика профиль «Экономика предприятий и организаций» / сост. Т. Д. Бахар. – Чита: ЗИП СибУПК, 2012. – 86 с.

© Забайкальский институт

предпринимательства, 2012

Содержание

Введение ………………………………………………………...
Содержание практических (семинарских) занятий ………….
   
Библиографический список ……………………………………
Примерный перечень заданий по видам контроля …………..
   

Введение

Дисциплина «Микроэкономика» входит в профессиональный цикл основной образовательной программы направления 080100.62 Экономика.

Цель изучения «Микроэкономики» – формирование у студентов теоретической и информационной базы современного экономического мышления, навыков анализа сложных явлений и процессов на микроуровне.

Основными задачами дисциплины являются:

- дать студентам необходимые теоретические и практические знания о закономерностях функционирования современной экономики на микроуровне;

- научить проводить анализ экономический явлений, процессов во взаимосвязи на микроуровне;

- творчески использовать полученные знания в процессе последующего обучения и практической работы.

В результате изучения микроэкономики выпускник должен:

знать:

- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты микроэкономики;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;

уметь:

- анализировать экономически явления и процессы во взаимосвязи;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности;

иметь навыки:

- построения экономических моделей, прогнозирования на основе стандартных теоретических моделей поведения экономических агентов на микроуровне;

- самостоятельной творческой работы с информацией необходимой для повышения своей квалификации.

Практикум разработан в соответствии с рабочей программой и включает: темы практических (лабораторных) занятий; их содержание, узловые вопросы, ситуационные задания, задачи, темы рефератов; перечень рекомендуемой литературы; примерный перечень заданий по видам контроля, включающий список вопросов для подготовки к экзамену.

Содержание практических (Лабораторных)

Занятий

Тема 3. Экономические блага и граница области

Лабораторное занятие

1. С использованием программы Microsoft Excel постройте графики спроса и предложения на основе шкалы спроса и предложения товара и определите равновесную цену (pE) и равновесный объем продаж (SE).

Цена, ден. ед. Объем спроса, ед. Объем предложения, ед.

5. По данным, приведенным в таблице 9, используя программу Microsoft Excel, постройте графики спроса и предложения на рынке товара Х.

Таблица 9

Спрос и предложение товара Х

1 Цена товара, руб.
2 Объем спроса, шт.
3 Объем предложения, шт.

Выполните следующие задания:

а) определите значение равновесной цены pE;

б) определите равновесный объем предложения товара Х;

в) покажите на графике величину избытка товара Х при цене 60 руб., и определите, чему он равен;

определите, при какой цене дефицит составит 4 ед. товара Х; покажите его на графике.

6. В таблице 10 приведена шкала спроса и предложения тостеров.

Таблица 10

Шкала спроса и предложения тостеров

Цена, руб. Объем спроса, шт. Объем предложения, шт.
1 2 3

С использованием программы Microsoft Excel постройте графики спроса и предложения. Найдите равновесную цену и равновесный объем продаж.


Ситуационные задания:

1. Равновесная цена товара – это:

а. цена, выше той, которая создает избыточный спрос;

б. цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка;

в. цена, установленная правительством;

г. все выше перечисленное справедливо.

2. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцом:

а. вызывает увеличение равновесного объема рынка;

б. вызывает увеличение объема предложения;

в. вызывает сокращение равновесного объема рынка;

г. изменяет конфигурацию линии спроса.

3. Равновесие называется устойчивым, если:

а. в экономической системе, выведенной из состояния равновесия, возникают силы, возвращающие систему в исходное состояние;

б. экономическая система очень часто выходит из состояния равновесия;

в. экономическая система очень быстро приходит в состояние равновесия;

г. исходное состояние системы устойчиво.

4. Когда потолки цен устанавливаются ниже равновесной цены, возникает:

а. дефицит;

б. избыток предложения;

в. изменение предложения;

г. изменение спроса.

5. Обычно избыток предложения:

а. оказывает повышающее давление на цену;

б. оказывает понижающее давление на цену;

в. не оказывает никакого воздействия на цену;

г. стимулирует покупателей приобретать товар.

6. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется:

а. законом предложения

б. законом спроса

в. условием рыночного равновесия

г. законом убывающей предельной производительности

7. Излишек потребителя – это:

а. сумма денег, которую потребители платят за товар;

б. разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и его рыночной ценой;

в. разница между минимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и его рыночной ценой;

г. сумма денег, которую производители получают за реализованный товар.

Лабораторное занятие

На основании данных таблицы 12 определить общую и предельную полезность и заполнить таблицу.

Таблица 12

Общая и предельная полезность товаров А, Б, В

Количество единиц товара А Б В
TU MU TU MU TU MU
1 2 3 4 5 6 7
     
     
     
     
     

С использованием программы Microsoft Excel постройте графики, отражающие динамику общей и предельной полезности.

Ситуационные задания:

1. Полезность – это:

а. свойство блага приносить пользу потребителю;

б. субъективная полезность, приписываемая благам людьми;

в. обладание полезными людям благами;

г. объективное свойство блага, делающее его объектом.

2. Кривая безразличия:

а. упорядочивает наборы благ в порядке возрастания их общей полезности;

б. упорядочивает наборы благ в порядке убывания их общей полезности;

в. соединяет точки, показывающие, какое количество одного блага имеет полезность, равную полезности данного количества другого блага;

г. соединяет точки, определяющие наборы благ, имеющих одинаковый уровень полезности.

3. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

а. отношение предельных полезностей приобретаемых товаров к их ценам у потребителя, находящегося в равновесии, всегда одинаково;

б. полезность приобретаемых товаров убывает по мере роста дохода потребителя;

в. полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров;

г. общая полезность товара растет по мере увеличения потребления данного товара.

4. Для товаров низшего качества «эффект дохода» и «эффект замены»:

а. положительны;

б. отрицательны;

в. «эффект дохода» положительный, «эффект замены» отрицательный.

5. Закон индивидуального спроса является следствием:

а. рационального поведения потребителя;

б. убывания предельной полезности от потребления данного блага;

в. убывания общей полезности от потребления данного блага;

г. независимого поведения потребителя.

6. Если изменится доход потребителя, то:

а. произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии;

б. бюджетная линия не изменит своего положения;

в. бюджетная линия сдвинется, но не обязательно параллельно;

г. бюджетная линия повернется по часовой стрелке.

7. Пятое съеденное мороженное принесет меньше удовлетворения, чем первое. Это пример:

а. действия закона спроса;

б. уменьшение предельной полезности;

в. наличие избытка товара;

г. наличие дефицита товара.

8. Общая полезность – это:

а. уровень полезности, достигаемый при потреблении данного объема благ;

б. сумма полезностей всех возможных способов использования данного блага;

в. уровень полезности, на который стремится выйти потребитель.

уровень полезности, выше которого потребителю не позволяет подняться его доход.

9. Предельная полезность – это:

а. максимальный уровень полезности, который хочет получить потребитель;

б. полезность, которую потребитель получает от потребления дополнительной единицы блага;

в. максимальная полезность, которую можно получить при потреблении данного количества блага;

г. максимальный уровень полезности, которого можно достигнуть при расходовании данной суммы денег.

10.Товар Гиффена – это;

а. товар, спрос на который падает при росте денежного дохода потребителя;

б. товар, спрос на который растет при росте цены этого товара;

в. товар, спрос на который растет при падении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;

г. товар, спрос на который не изменяется при изменении цены этого товара.

11. Алмазы имеют более высокую цену, чем вода, потому что:

а. общая полезность алмаза выше общей полезности воды;

б. общая полезность воды выше общей полезности алмазов;

в. при данном объёме потребления предельная полезность алмазов выше, чем предельная полезность воды;

г. покупатели готовы в сумме платить больше за алмазы, чем за воду.

Лабораторное занятие

1. На основании данных таблицы 22 определить постоянные, переменные и предельные издержки. С использованием программы Microsoft Excel постройте график, зависимости затрат от выпуска продукции.

Таблица 22

Зависимость затрат от выпуска продукции

Q, шт TC, тыс. руб. FC VC MC
1 2 3 4 5
     
     
     
     
     

2. Определить валовые затраты используя данные таблицы 23. С использованием программы Microsoft Excel постройте график, зависимости затрат от выпуска продукции.

Таблица 23

Динамика выпуска продукции и затрат

Q, шт FC, тыс. руб. VC, тыс. руб. TC, тыс. руб.
1 2 3 4
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Ситуационные задания:

1. Валовые затраты (TC) – 1000 тыс. руб., постоянные (FC) – 300, переменные затраты составляют (тыс. руб.):

а. 700;

б. 1300;

в. 1000;

г. 300;

2. Средние издержки – это:

а. затраты на единицу продукции;

б. сумма средних постоянных и средних переменных издержек;

в. валовые издержки на единицу продукции;

г. сумма средних постоянных издержек;

д. сумма средних переменных издержек.

3. Расходы на оплату электроэнергии (производственные цели) являются затратами:

а. переменными;

б. предельными;

в. постоянными;

г. валовыми;

д. общецеховыми;

4. Расходы на сырье, материалы являются затратами:

а. переменными;

б. предельными;

в. постоянными;

г. валовыми;

д. общецеховыми.

5. Постоянные затраты – это расходы предприятия:

а. не зависящие от объема производства (реализации);

б. прямо пропорциональные объему производства (реализации);

в. общие (валовые) издержки;

г. не зависящие от структуры производства (реализации);

д. предельные издержки.

6. Расходы на оплату труда основной категории работников (рабочих) относятся к затратам:

а. переменным;

б. предельным;

в. постоянным;

г. зависящих от объема производства (реализации);

д. не зависящих от объема производства (реализации).

7. Постоянные затраты – 200 тыс. руб., переменные затраты – 100 тыс. руб., валовые затраты составляют (тыс. руб.):

а. 300;

б. 100;

в. 200;

г. 20000.

8. Переменные затраты имеют следующее обозначение:

а. TC;

б. MC;

в. VC;

г. FC.

9. Постоянные затраты – 200 тыс. руб., переменные затраты – 100 тыс. руб., объем выпуска – 150 ед., средние валовые затраты составляют (тыс. руб.):

а. 2;

б. 2000;

в. 450.

10. Валовые затраты составляют (тыс. руб.): TC1 – 5, TC2 – 6, TC3 – 9, TC4 – Предельные затраты на производство третьей единицы продукции составят:

а. 2;

б. 3;

в. 1.

11. Средние переменные затраты имеют следующее обозначение:

а. АTC;

б. АMC;

в. АVC;

г. АFC.

12. TC3 – 10 тыс. руб., МC4 – 2 тыс. руб. Валовые затраты на производство четырех единиц продукции составят (TC4):

а. 2;

б. 8;

в. 12;

13. Средние постоянные затраты имеют следующее обозначение:

а. АTC;

б. АMC;

в. АVC;

г. АFC.

14. АFC равны 2 тыс. руб., объем производства 10 ед., VC составляют 80 тыс. руб. Валовые затраты (TC) составляют (тыс. руб.):

а. 82;

б. 100;

в. 820;

15. АVC равны 5 тыс. руб., объем производства – 20 ед., ТC составляют 800 тыс. руб. Средние постоянные затраты (АFC) составят (тыс. руб.):

а. 40;

б. 45;

в. 35.

16. TC5 – 10 тыс. руб., МC4 – 0,5 тыс. руб. Валовые затраты на производство четырех единиц продукции составят (TC4):

а. 20;

б. 9,5;

в. 11,5.

17. Средние переменные затраты на производство десяти единиц продукции (АVC10 ) составляют 1 тыс. руб., средние валовые затраты (АТC10) – 3 тыс. руб. Постоянные затраты (TC) на весь выпуск продукции составят (тыс. руб.):

а. 20;

б. 4;

в. 3.

18. Средние переменные затраты на производство десяти единиц продукции (АVC10 ) составляют 1 тыс. руб., средние валовые затраты (АТC10) – 3 тыс. руб. Средние постоянные затраты (АFC) составят (тыс. руб.):

а. 20;

б. 4;

в. 2.

19. Средние постоянные затраты на производство пяти единиц продукции (АFC5 ) составляют 2 тыс. руб., средние переменные затраты (АVC5) – 3 тыс. руб. Валовые затраты (ТC) на весь выпуск составят (тыс. руб.):

а. 5;

б. 25.

20. В условиях совершенной конкуренции предельные затраты:

а. больше цены;

б. меньше цены;

в. равны цене.

21. Экономические издержки – это:

а. расходы на производство продукции при наиболее выгодном использовании ресурсов;

б. затраты при наиболее эффективном способе производства данного продукта;

в. издержки при наиболее выгодном из всех возможных способов использования ресурсов.

22. Альтернативные издержки – это:

а. трудоемкость изготовления единицы продукции;

б. общая сумма затрат на изготовление продукции;

в. количество другого продукта, которым необходимо пожертвовать, чтобы увеличить объем производства данного продукта на единицу;

г. издержки на изготовление единицы продукта при использовании альтернативного технологического процесса

23. При любом данном объеме выпуска общие издержки равны:

а. ATC – AVC;

б. AVC*Q;

в. ATC*Q.

24. Чтобы найти постоянные затраты необходимо:

а. из средних общих затрат вычесть средние переменные затраты;

б. из общих затрат вычесть переменные;

в. из общих затрат вычесть переменные и разделить на объем выпуска;

г. из постоянных затрат вычесть переменные.

25. Неявные издержки – это:

а. бухгалтерские издержки;

б. экономические издержки;

в. издержки упущенных возможностей;

г. альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы.

Лабораторное занятие

Определите оптимальный размер затрат (издержки обращения) для фирмы, реализующей холодильники на планируемый период двумя методами: методом сопоставления валовых показателей и методом сопоставления предельных показателей (расчеты оформите в таблицах 26 и 27).

В регионе, кроме данной фирмы, реализацией холодильников занимаются еще несколько торговых организаций. Сложившаяся рыночная цена реализации холодильников 5850 руб. Сумма постоянных издержек обращения по реализации холодильников составляет 4095 руб.

Таблица 26

Определение оптимального размера издержек обращения

и объема продаж методом сопоставления

валовых показателей, руб.

Объем реализации холодильников, шт. Выручка Постоянные издержки обращения Переменные издержки обращения Валовые издержки обращения Валовая прибыль
1 2 3 4 5 6
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Таблица 27

Определение оптимального размера издержек обращения

и объема продаж методом сопоставления

предельных показателей, руб.

Объем реализации холодильников, шт. Валовая прибыль Валовые издержки обращения Предельный доход от реализации Предельные издержки обращения Предельная прибыль
1 2 3 4 5 6
         
         
         
         
         
         
         
         
         

С использованием программы Microsoft Excel постройте графики, отражающие динамику рассчитанных показателей.

Покажите на графике значение наиболее выгодного объема реализации, дохода и издержек (по первому и второму методу), приняв в качестве критерия оптимальности максимум прибыли.

Предложите мероприятия по достижению оптимального уровня затрат фирмы.

Ситуационные задания:

1. Какой из нижеперечисленных доходов называют предельным:

а. выручку от реализации всей продукции;

б. приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции;

в. доход, рассчитанный на единицу проданной продукции.

2. Назовите концепции и их представителей, в которых утверждается, что прибыль это:

а. доход новаторов;

б. плата за риск и неопределённость результатов предпринимательской деятельности;

в. вычет из продукта труда рабочего;

г. доход от всех факторов производства;

д. превращённая форма прибавочной стоимости, созданной наёмным трудом;

е. разница между ввезёнными и вывезенными из страны деньгами в результате внешней торговли.

3. Валовой доход – это:

а. выручка от реализации – бухгалтерские издержки;

б. стоимостное выражение всей производимой продукции;

в. доход, полученный от реализации всей продукции;

г. выручка от реализации – экономические издержки.

4. Прибыль предприятия может быть рассчитана как:

а. доходы минус налоги и амортизация;

б. доход минус заработная плата;

в. доход минус затраты на сырье и материалы;

г. доход минус совокупные издержки;

5. Если предпринимательская фирма получает нулевую экономическую прибыль, то это значит, что:

а. она не покрывает бухгалтерскую прибыль;

б. фирма не получает и бухгалтерскую прибыль;

в. все утверждения верны.

Тема 15. Конкурентная структура рынка:

Совершенная конкуренция

План семинарского занятия:

1. Типы конкурентной структуры рынка.

2. Модель поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.

3. Основные показатели совершенно конкурентной фирмы.

4. Условия равновесия конкурентной фирмы в коротком периоде.

5. Сопоставление валовых показателей фирмы, предельных издержек и предельной выручки.

6. Предложение фирмы и отрасли в коротком периоде.

7. Краткосрочное равновесие конкурентного рынка.

8. Конкурентный рынок в длительном периоде. Условия долгосрочного равновесия отрасли и фирмы.

9. Кривая отраслевого предложения в длительном периоде: отрасли с постоянными, убывающими и возрастающими издержками производства.

10. Теоретическое и практическое значение модели рынка совершенной конкуренции, ограничения модели.

Задачи:

1. Почему фирму на рынке называют «ценополучателем» или «приспособительной» фирмой. За счет чего такая фирма может полу­чать прибыль?

2. Вы – совершенный конкурент. Если рыночная цена на яблоки установилась на уровне 70 руб. за кг., каков будет Ваш предельный доход при объеме продаж 150 кг., 50 кг., 2 кг. Каков при этом будет средний доход?

3. Проанализируйте рис. 5. Поясните, почему в условиях чистой (совершенной конку­ренции), валовая выручка прямо пропорциональна количест­ву продаваемого товара?

Рецензент: Т. И. Белоусова, канд. экон. наук, доцент - student2.ru

4. На основании данных таблицы 28, определить, будет ли фирма при совершенной конкуренции производить продукцию при цене 150 руб. за ед. Какой объем производства она выберет, что станет ее задачей: максимизация прибыли или минимизация убытков?

Таблица 28

Зависимость затрат и выручки от динамики выпуска

конкурентной фирмой

Показатели Значение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Q, тыс. шт.
VC, тыс. руб.
FC, тыс. руб.                  
TC, тыс. руб.                    
TR, тыс. руб.                    
MC, тыс. руб.                    
R, тыс. руб.                    

4. В условиях совершенной конкуренции рыночная цена товара равна 5 руб. за единицу. Определите общий доход, полученный фирмой от продаж 30 ед. и 50 ед. данного товара. Чему равен предельный доход фирмы от продажи 30-й и 50-й ед. товара?

Ситуационные задания:

1. Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с:

а. кривой предельной и средней выручки;

б. кривой общей выручки;

в. кривой общих затрат;

г. кривой предельных затрат.

2. Что из нижеперечисленного не является условием совершенной конкуренции:

а. свобода входа на рынок;

б. свобода выхода с рынка;

в. диверсификация (разнообразие) производства;

г. большое число продавцов и покупателей?

3. Совершенная конкуренция не предполагает:
а. большое число производителей;

б. сильное государственное вмешательство в экономику;

в. свободное предпринимательство;

г. все перечисленное верно.

4. Точка безубыточности графически соответствует точке пересечения кривых:

а. средних издержек и цены;

б. валовых издержек и валового дохода;

в. средних издержек и валовых издержек;

г. предельных издержек и средних издержек.

5. На рынке совершенной конкуренции при известных спросе и предложении в точке равновесия объем продаж:

а. минимальный;

б. может быть увеличен при установлении цены ниже равновесной;

в. может быть увеличен при установлении цены выше равновесной;

г. максимальный.

6. Решив начать производство, любая фирма, максимизирующая прибыль, должна производить такое кол-во товара, при котором:

а. средние издержки минимальны;

б. общий доход максимален;

в. ATR=ATC;

г. MR=MC.

7. В коротком периоде фирма с целью максимизировать прибыль или минимизировать убытки не должна производить товар, если:

а. цена меньше, чем минимальные средние переменные издержки;

б. цена меньше, чем минимальные переменные издержки;

в. цена меньше, чем средние постоянные издержки;

г. минимальные средние издержки меньше, чем предельные издержки.

8. Конкуренция – это:

а. борьба производителей за получение наивысшей прибыли

б. движущая сила рынка;

в. экономическая состязательность за достижение наилучших результатов;

г. борьба покупателей за право покупать товары по более низким ценам;

д. все ответы верны.

Тема 16. Монополия

План семинарского занятия:

1. Характеристика чистой монополии как рыночной струк­туры несовершенной конкуренции.

2. Причины возникновения монополии.

3. Виды монопольных структур.

4. Максимизация прибыли монопольными фирмами: опреде­ление цены и объемов производства.

5. Последствия чистой монополии.

6. Ценовая дискриминация.

Задание:напишите реферат на выбранную тему (реформирование естественных монополий; неценовая конкуренция и ее последствия; синдикат как характерная форма монополистических объединений в дореволюционной России; формы монополии и их эволюция; монопольная прибыль: сущность, источники, границы).

Задачи:

1. Вы – «чистый» монополист. При цене 100 руб., Вы продадите 1 ед. продукции, снизив ее до 95 руб. – продадите 2 ед. Последовательно снижая цену на 5 руб. при каждом расширении сбыта на одну дополнительную единицу, какой Вы будете получать валовой, предельный доход. Составьте таблицу, постройте график валового дохода.

2. Монополист увеличил выпуск продукции с 6 тыс. шт. до 8 тыс. шт. в месяц. Как изменится его прибыль, если установится функция спроса:

Qd = 14000 – Р,

где Р – цена.

3. Полные издержки TC = 10 + 2Q2. Объем производства Q* = 28 - 2P. Найти прибыль монополии.

4. Сформулируйте условие максимизации прибыли монополиста и определите оптимальный объем выпуска на основе данных таблицы 29.

Таблица 29

Определение оптимального объема выпуска монополистом, руб.

Q, шт. p TC TR R MC MR
1 2 3 4 5 6 7
       
       
       
       
       

5. На рис. 6 графически изображено поведение фирмы на рынке монополии. Проанализируйте понятие монополии, предложенный график (рис. 6) и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

а. до какого предела монополист может поднимать цену на свой товар? услуги?

б. какие отрицательные и положительные моменты сущест­вуют для монополиста - продавца при постоянном росте цен на свой товар?

Рецензент: Т. И. Белоусова, канд. экон. наук, доцент - student2.ru

Ситуационные задания:

1. В условиях монополии:

а. предельная выручка равна цене;

б. предельная выручка меньше цены;

в. предельная выручка больше цены;

г. предельные затраты равны цене.

2. Кривая спроса на продукцию монополиста:

а. имеет отрицательный доход;

б. имеет положительный наклон;

в. является вертикальной линей;

г. является горизонтальной линией.

3. Монополия – это когда:

а. существует практически неопределимые входные барьеры в отрасль;

б. существует небольшое кол-во конкурирующих фирм;

в. отсутствует контроль над ценами;

г. имеется только одна крупная фирма.

4.Какие основные черты присущи «монопсонии» приведите пример такой структуры рынка.

5. Можно ли назвать монополистом автора песен (композито­ра, поэта), если его авторские права на них зарегистрирова­ны?;

6. Какие «входные» барьеры возникнут, если Вы захотите от­крыть фирму по производству автомобилей:

а. финансовые;

б. получение лицензии;

в. связь с исполнительной и законодательной базой;

г. нечестная конкуренция;

д. эффект масштаба;

е. неограниченный рынок сбыта;

ж. низкая себестоимость автомобиля.

Объясните, почему отобранные Вами причины, будут барьерами?

7. Наблюдая за продавцом черешни на рынке, Вы обнаружи­ли, что разным покупателям он называет разную цену за ки­лограмм (от 400 руб. до 100 руб.). Почему? Что пытается оп­ределить продавец (в терминах микро экономики), называя различные цены? Если Вы купите черешню за 100 руб. за 1 кг., означает ли это, что торговец всем остальным будет про­давать её по этой цене?

Таблица 34

Показатели доли продаж фирм на товарных рынках А и В

Товарный рынок А, показатель ценовой эластичности спроса (-2) Товарный рынок В, показатель ценовой эластичности спроса (-3)
Фирма Доля (в %) Фирма Доля (в %)

Интерпретируйте полученные результаты.

Ситуационные задания:

1. Олигополия предполагает, что:

а. олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;

б. олигополисты вступают в сговор друг с другом;

в. олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества;

г. могут использовать все выше перечисленные модели поведения.

2. Монополистическая конкуренция характеризуется, что:

а. фирмы не могут входить и выходить с рынка;

б. на рынке действует ограниченное число фирм;

в. фирмы, действующие на рынке, выпускают разнообразную продукцию.

3. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а. совершенной конкуренцией;

б. монополистической конкуренцией;

в. монополией;

г. олигополией.

4. Продажа одинаковой продукции разным покупателям по разным ценам – это:

а. научно – техническое соперничество;

б. ценовая дискриминация;

в. неценовая дискриминация;

г. промышленно – производственное соперничество.

5. Допустим, что в отрасли существует всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма - олигополист предпочтет максимизировать прибыль? Объ­ясните почему?

а. повышением цен на свой товар;

б. улучшением качества своих товаров;

в. активной рекламной политикой;

г. снижением цены на свою продукцию;

д. снижением издержек;

е. разработкой и принятием явного или неявного соглаше­ния о совместной ценовой политике и разделе рынка сбыта.

6. Часто можно слышать утверждение, что так называемый «мелкий бизнес» - это есть субъект монополистической кон­куренции с дифференциацией продукта. Насколько коррект­но это утверждение? Что общего между следующими фирмами:

а. мелкая сельскохозяйственная фирма, выращивающая овощи;

б. малое предприятие, выпускающее оригинальные статуэт­ки из кости мамонта;

в. малая норвежская фирма (100 чел.) «Ка Ме Ва» покры­вающая 30% мировой потребности в гребных винтах для военных кораблей.

Целесообразно ли, с Вашей точки зрения, проводить ликвидацию монополии на услуги железнодорожного транспорта, кабельного телевидения, газо- и теплоснабжения?

7. В отношении, каких из ниже перечисленных случаев было
бы целесообразно применять антимонопольное законодательство:

а. происходит слияние страховой компании и авто сер

Наши рекомендации