Классификация организаций (предприятий)
В целях формирования эффективного менеджмента возникает объективная необходимость классификации организаций (предприятий) по тем или иным признакам.
Например, организации можно классифицировать:
по размерам (по степени концентрации) – микроорганизации, малые, средние, крупные;
по форме собственности – государственные, частные и смешанные (кооперативные);
по целям – коммерческие и некоммерческие;
по организационно-правовым формам. Согласно Гражданскому кодексу в республике необходимо различать следующие правовые формыорганизаций: индивидуальный предприниматель без образования юридического лица; полное товарищество; коммандитное товарищество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество; производственный кооператив; унитарное предприятие; некоммерческая организация; крестьянское (фермерское) хозяйство;
по участию иностранного капитала (форме инвестирования) – совместные, иностранные и зарубежные. Согласно законодательству совместным предприятием на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. Иностранным предприятием является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 %. Зарубежное предприятие представлено национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране;
по отраслевой принадлежности – относящиеся к сфере материального производства – промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, предприятия связи; относящиеся к сфере нематериального производства – предприятия торговли, банки, учреждения культуры и т. д.;
по количеству видов (структуре производимой продукции) – многопрофильные (универсальные), специализированные, комбинированные (смешанные), узкоспециализированные (производящие ограниченное число видов продукции).
2.3. Состав и содержание работ, выполняемых в процессе
Создания предприятия
Создание предприятия основывается на определенных законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:
• возникновение идеи о создании нового предприятия (организа-ции), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
• изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
• изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
• подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);
• подбор соучредителей предприятия (организации);
• определение финансовых источников, необходимых для форми-рования уставного капитала (уставного фонда);
• разработка учредительных документов и бизнес-плана;
• проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
• осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;
• изготовление печатей, штампов;
• постановка на учет в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др.
Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.
Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от их организационно-правовой формы: устав и учредительный договор.
В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться:
• наименование юридического лица;
• местонахождение;
• цели и предмет деятельности;
• порядок управления деятельностью;
• размер и состав уставного фонда;
• порядок образования имущества;
• условия и порядок распределения прибыли и убытков;
• порядок реорганизации и ликвидации и др.
Кроме того, в учредительных документах юридического лица должны быть перечислены виды экономической деятельности, которые будут осуществляться данным субъектом хозяйствования, и соответствующие им коды.
Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности представляет собой набор группировок, распределенных по четырем уровням классификации, по которой первые три уровня (разделы, группы, классы), т. е. группировки, имеющие 2-, 3-, 4-значные коды, соответствуют классификации видов экономической деятельности Европейского сообщества, а четвертый уровень (подклассы), т. е. группировки с 5-значными кодами, является национальным уровнем. При этом нижестоящий уровень целиком включается в вышестоящий.
Уставные документы оформляются в нескольких экземплярах, сшиваются, подписываются учредителями и нотариально заверяются.
Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах свое наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия.
Сущность государственной регистрации состоит в том, что государственный орган проверяет, соответствует ли процедура создания юридического лица, а также само юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона. Регистрация юридических лиц регулируется специальным законодательством.
Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признается незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.
Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации и перерегистрации, ее техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.
Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган следующие документы:
– заявление о государственной регистрации,оформленное в установленном порядке;
– учредительные документы (устав или учредительный договор) в двух экземплярах, без нотариального засвидетельствования, его электронную копию;
– легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны его учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, для учредителей, являющихся иностранными организациями;
– копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
– оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
– оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.
До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов собственник имущества, учредители создаваемой коммерческой организации должны:
– согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации;
– определить предполагаемое местонахождение организации;
– принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор);
– сформировать уставный.
На дату осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), уставные фонды коммерческих организаций должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами), если иное не установлено законодательными актами.
Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
100 базовым величинам – для закрытых акционерных обществ;
400 базовым величинам – для открытых акционерных обществ.
Коммерческие организации самостоятельно определяют размер уставных фондов, за исключением ОАО и ЗАО (согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»).
Подача документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что субъект хозяйствования будет зарегистрирован. Существуют законодательно установленные основания для отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования. К ним относятся:
• расположение юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица;
• нарушение установленного порядка создания предприятия;
• несоответствие учредительных документов требованиям законо-дательства;
• непредставление полного перечня документов, предусмотренных законодательством, и др.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
При принятии решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования сведения о нем вносятся в Единый государственный регистр и выдается свидетельство о регистрации.
Таким образом, чтобы зарегистрировать в Беларуси коммерческую организацию, необходимо:
1. определить организационно-правовую форму субъекта предпринимательской деятельности (унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество и др.). Коммерческие организации могут самостоятельно определять размер уставного фонда, который объявляется в белорусских рублях.
Минимальный уставный фонд закреплен только для акционерных обществ. Он устанавливается в белорусских рублях исходя из размера базовой величины (на день предоставления документов в регистрирующий орган): для ЗАО – 100 базовых величин; для ОАО – 400 базовых величин. Иностранные компании, работающие на белорусском рынке, предпочитают создавать унитарные предприятия.
2. согласовать название будущей компании с регистрирующим органом (в рамках электронной регистрации этот этап проходит одновременно с регистрацией);
3. найти помещение (юридический адрес);
4. сформировать органы управления и утвердить уставные документы;
5. уплатить госпошлину за регистрацию;
6. подать документы в регистрирующий орган и пройти государственную регистрацию. Регистрируются предприятия в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пакет документов для государственной регистрации можно предоставить в регистрирующий орган лично или через веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (необходима электронная цифровая подпись).
7. изготовить печать компании;
8. оформить трудовые отношения с руководящими работниками (в т.ч. главным бухгалтером);
9. открыть расчетный счет в банке;
10. для ЗАО и ОАО – пройти дополнительный этап, связанный с выпуском акций.
Заявительный порядок регистрации юридических лиц действует в Беларуси с 1 февраля 2009 года. Процесс включает государственную регистрацию (при регистрации автоматически осуществляется постановка на учет в налоговых органах, структурах государственной статистики, Фонде социальной защиты населения); изготовление печати компании; открытие банковского счета.
По времени процедура регистрации юридического лица осуществляется в день подачи документов – на уставе (учредительном договоре) компании ставится штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации; не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов – выдается свидетельство о государственной регистрации; в течение пяти рабочих дней – выдается документ, подтверждающий постановку на учет (автоматически) в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
Процесс занимает больше времени у акционерных обществ, которые должны зарегистрировать свой выпуск акций в Государственном реестре ценных бумаг.
Благодаря принимаемым мерам по созданию привлекательного делового климата – совершенствованию системы налогообложения, упрощению процедур регистрации собственности и компаний и т.д. – Беларусь в мировом рейтинге «Ведение бизнеса» с 2006 года поднялась со 120-й строки на несколько десятков позиций, а по ряду индикаторов занимает лидирующие места. В настоящее время по показателю «Регистрация предприятий» мирового рейтинга «Ведение бизнеса»-2016 Беларусь занимает 12-ю позицию из 189 государств.
После государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать деятельность путем проведения следующих действий:
• в 10-дневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения;
• зарегистрироваться в органах статистики с присвоением кодов видов деятельности;
• выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установлен-ном порядке и размере уставный фонд;
• стать на учет в Фонд социальной защиты населения;
• нанять квалифицированный персонал;
• заключить договоры аренды административных и производственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные договоры;
• обеспечить движение денежных средств по расчетному счету в срок не позднее 3 месяцев со дня его открытия;
• разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу бухгалтерских документов и отчетности.
Кроме того, субъекты хозяйствования обязаны:
• своевременно уплачивать налоги и сборы;
• обеспечивать надлежащий учет деятельности;
• обеспечивать безубыточную деятельность;
• контролировать состояние чистых активов по отношению к уставному фонду и своевременно принимать решения об уменьшении либо увеличении уставного фонда;
• вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные документы при изменении состава участников, смене юридического адреса, изменении размера уставного фонда и др.