Классификация организаций (предприятий)

В современном обществе действует множество разнообразных организаций. Их взаимодействие определяет специфику общественной структуры, формирует социальный фон жизни современного человека. Организации определяют уровень развития современного общества.

Организации могут быть классифицированы по следующим признакам (рис. 3.3):

  • организационно-правовая форма (ОПФ) (рис. 3.4);
  • форма собственности:
    • частная;
    • государственная;
    • муниципальная;
    • общественная;
  • целевое назначение:
    • производство продукции;
    • выполнение работ;
    • оказание услуг;
  • широта производственного профиля:
    • специализированные;
    • диверсифицированные;
  • характер сочетания науки и производства;
    • научные;
    • производственные;
    • научно-производственные;
  • число стадий производства:
    • одностадийные;
    • многостадийные;
  • расположение предприятия:
    • на одной территории;
    • на одной географической точке;
    • на разных географических точках.

Юридическое лицо - это организация, которая:

  • имеет обособленное имущество в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;
  • отвечает имуществом по своим обязательствам;
  • может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
  • может быть истцом и ответчиком в суде;
  • имеет самостоятельный баланс или смету.

Классификация организаций (предприятий) - student2.ru

Классификация организаций по ряду признаков

Классификация организаций (предприятий) - student2.ru

Классификация организаций по ОПФ в РФ

Коммерческие организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

Предприятие может принадлежать к различным формам собственности. Законодательство допускает существование следующих форм собственности: частная собственность; государственная собственность; собственность общественных организаций и объединений; смешанная собственность; собственность совместных предприятий.

Предприятия всех типов собственности и организационно-правовых форм могут осуществлять коммерческую деятельность в различных видах. По основной сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп:

· производственные предприятия, выпускающие промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию;

· предприятия, производящие услуги за плату. К ним относятся мастерские, аудиторские и юридические фирмы и т.п.;

· предприятия, занятые посредничеством (торговлей, биржевой деятельностью) и инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау);

· предприятия, занятые сдачей в пользование (кредит, лизинг, аренду, траст) имущества.

Российскими и международными стандартами при регистрации предприятия предусмотрено обязательное определение отраслевой принадлежности. При определении отраслевой принадлежности предприятие относят к той или иной отрасли исходя из того вида деятельности, который на момент регистрации является преобладающим.

В рамках любой отрасли действуют предприятия, которые в зависимости от размеров могут быть отнесены к мелким, крупным или средним.

Для производственных предприятий и фирм услуг критерием отнесения их к той или иной группе может быть объем производимой продукции или услуг. Для снабженческо-сбытовых и торговых фирм – оборот реализации. Но в современных условиях наиболее приемлемым признаком, характеризующим размеры предприятия, является численность его персонала.

Типология стратегий. (Типология стратегий по степени обобщенности, уровню реализации и этапам формирования. Функциональные стратегии. Базисные (эталонные) стратегии. Конкурентные стратегии).

Стратегия — долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

  1. Классификация стратегий
  1. По степени обобщенности:

- Генеральная – определяет деятельность организации в целом (например, стратегия диверсификации)

- Вспомогательная – связана с реализацией генеральной стратегии

- Второстепенная – имеет самостоятельное значение, связанное с развитием организации. Часто это функциональная стратегия (например, повышение качества персонала)

- Комплексная – предполагает интеграцию нескольких взаимосвязанных стратегий (например, в области учета).

- Ситуационная – для решения определенной ситуации.

  1. По уровню реализации:

- Стратегия уровня организации в целом (финансовая, PR-стратегия, стратегия совершенствования уровня административного управления)

- Стратегия уровня подразделения (стратегии совершенствования техники и технологии)

- Стратегия уровня рабочего места (стратегия повышения квалификации кадров, стратегия совершенствования организации труда)

  1. По области реализации – функциональные:

- технологические,

- финансовые,

- в области управления персоналом,

- маркетинговые и т.д.).

  1. По этапам формирования:

- Стратегии продвижения и реализации изготовленных товаров (сбытовая, рекламная, PR, маркетинговая (для сбыта), развития рынка).

- Стратегии изготовления товара в максимальном соответствии с требованиями потребителя (стратегия развития продукта, стратегия модификации, маркетинговая (для производства)

- Стратегии обеспечения эффективности изготовления продуктов (стратегия повышения фондоотдачи, снижения фондоемкости, материало-, энергоемкости)

- Стратегии роста потенциала производства (технического, кадрового, организационного, финансового, инновационного, информационного, культурного и т.д.)

Классификация стратегий по функциональным направлениям деятельности

С этих позиций стратегии можно разделить на:

• функциональные стратегии, ориентированные на внутреннюю сферу деятельности компании;

• функциональные стратегии, проявляющиеся в основном во внешней сфере.

К первому виду относятся стратегические решения в области:

• планирования;

• контроля;

• координации;

• структурного построения;

• мотивации;

• технологические;

• информационного обеспечения.

Внутренние стратегии в большей степени связаны с оперативными действиями компании по приведению состояния фирмы в соответствие с изменениями во внешней среде и подробно рассматриваются в литературе по операционному менеджменту.

Ко второму виду относятся следующие стратегии:

• инвестиционные;

• ресурсообеспечения;

• политические;

• экологические;

• маркетинговые.

Базисные (эталонные) стратегии.

Данные стратегии можно классифицировать в зависимости от состояния или изменения одного или нескольких из четырех элементов: продукта, рынка, конкурентной позиции, технологии. Выделяется четыре группы таких стратегий:

· стратегии концентрированного роста,

· стратегии интегрированного роста,

· стратегии диверсифицированного роста,

· стратегии сокращения.

К стратегиям концентрированного роста можно отнести стратегии, связанные с изменением продукта и/или рынка и не затрагивающие другие элементы. Данная стратегия актуальна, когда фирма еще не исчерпала полностью возможности, связанные с ее това­рами на существующих рынках, и может укрепить свои позиции. В то же время компания рассматривает возможности выхода на новые рынки. При этом она пытается улучшить свой товар или начать производить новый, не меняя отрасли.

Стратегии интегрированного роста оправданны, когда фирма может развивать производство и повышать рентабельность, контролируя стратегически важные для нее звенья в цепи производства и продажи товаров. Данные стратегии связаны с расширением фирмы путем добавления новых структур. Фирма может осуществлять интегрирован­ный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом и в том, и в другом случае происходит изменение положения компании внутри отрасли. Ориентация на интеграционные стратегии имеет смысл только в том случае, если их реализация приводит к усилению конкурентных позиций фирмы.

Стратегии диверсификации. Данные стратегии связаны прежде всего с состоянием или изменениями продукта, рынка, отрасли, конкурентной позиции, технологии. Вопрос о начале диверсификации зависит частично от возможности роста компании в ее настоящей отрасли, частично — от ее конкурентных позиций. Стратегии развития через диверсификацию оправданны в том случае, если:

• существующий вид деятельности фирмы представляет мало воз­можностей для роста или обеспечения рентабельности;

• позиции конкурентов очень сильные или базовый рынок находится в стадии спада;

• новый бизнес может обеспечить достижение синергетического эффекта;

• фирма обладает достаточными финансовыми ресурсами для ин­вестирования в различные сферы бизнеса.

Стратегия сокращения (свертывания) предполагает продажу хозяйст­венного подразделения или выделения его в самостоятельную структур­ную единицу. От данного подразделения материнская компания либо отказывается вообще, либо сохраняет лишь частичный контроль. Часто эта стратегия реализуется тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо более соответствующих целям фирмы видов деятельности.

Классификация конкурентных стратегий по М. Портеру

М. Портер выделяет пять вариантов стратегий, позволяющих фирме добиться усиления конкурентных позиций.

1. Стратегия лидерства по издержкам предусматривает снижение полных издержек производства товара или услуги.

2. Стратегия широкой дифференциации направлена на придание това­рам компании специфических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов.

3. Стратегия оптимальных издержек дает возможность фирме пред­ложить своим покупателям более ощутимую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации. Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные (насколько возможно низкие) издержки и цены по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов.

4. Сфокусированнаястратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентирована на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства.

5. Сфокусированнаястратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит своей целью обеспечение представителей выбранного сегмента товарами и услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.

Наши рекомендации