Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций)

В составе розничной торговой сети выделяют два основных вида пунктов продажи – магазины и мелкорозничную торговую сеть. Их роль в торговом обслуживании и организационные формы довольно неоднозначны.

В состав мелкорозничной торговой сети входят палатки, киоски, передвижные пункты, продажи, торговые автоматы, лотки. Эти пункты продажи реализуют ограниченный ассортимент товаров, не имеют торгового зала, не оказывают покупателям дополнительных торговых услуг, что существенно снижает уровень торгового обслуживания. В то же время мелкорозничная торговая сеть позволяет торговому предприятию с наименьшими затратами ресурсов приблизить товары к покупателю и мобильно организовать их реализацию в удобном для покупателей месте и в удобное для них время. В составе пунктов продажи торгового предприятия мелкорозничной торговой сети отводится вспомогательная роль, так как она не может самостоятельно обеспечить реализацию целей и задач его стратегического развития.

Основную роль в составе пунктов продажи товаров, создаваемых торговым предприятием, играют магазины. Их главным отличительным признаком от других пунктов продажи является наличие торгового зала, в котором организуется процесс непосредственного обслуживания покупателей. В то же время, несмотря на этот объединяющий признак, магазины существенно различаются между собой по многим количественным и качественным параметрам, что определяет необходимость предварительной их классификации. Такая классификация магазинов должна быть увязана с основными аспектами намечаемой деятельности торгового предприятия, и в первую очередь, с регионом деятельности, сегментом потребительского рынка, избранной рыночной нишей, объемом деятельности.

Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru Рассмотрим основные разновидности магазинов в разрезе отдельных классификационных признаков, положенных в основу современных принципов организации розничной торговой сети.

1. По составу основного контингента обслуживаемых покупателей все магазины принято подразделять на две основные группы: а) магазины, обслуживающие городских жителей (создаваемые в городах и поселках городского типа); б) магазины, обслуживающие сельских жителей (создаваемые в сельских населенных пунктах). Рассматривая такое разделение магазинов, принятое в практике организации розничной торговой сети, следует обратить внимание на определенную его условность. Так, до 30 % (а в некоторых регионах с хорошо развитыми внутрирегиональными транспортными связями и более) объёма своих покупок сельские жители совершают в настоящее время в городах, где обеспечен более широкий ассортимент товаров и созданы лучшие условия для их приобретения. В то же время и городские жители совершают часть своих покупок товаров в сельских населенных пунктах, проводя в них отпуск, приезжая в гости, выезжая на садовые и огородные участки и т.п. Однако, открывая магазин, всегда следует ориентироваться на основной контингент населения, который будет совершать в нем свои покупки.

2. По характеру размещения на территории населенного пункта подразделяются на две группы:

¾ магазины, размещаемые в жилой зоне или, как сейчас принято называть такие зоны, «спальные районы»;

¾ магазины, размещаемые в местах общегородского значения (деловой квартал).

Магазины первой группы призваны удовлетворять наиболее массовые и постоянные потребности в товарах. Размещая такие магазины, необходимо учитывать основные направления пешеходных маршрутов внутри жилой застройки. К районам жилой зоны и жилой застройки относятся микрорайоны, где проживает от 5 до 25 тыс. жителей.

Магазины второй группы призваны удовлетворять периодические и эпизодические потребности покупателей в товарах и услугах. Главным фактором для покупателей здесь является широта ассортимента предлагаемых товаров и обеспечение транспортной доступности при размещении магазинов.

3. По формам товарной специализации магазины подразделяются на следующие основные группы:

¾ специализированные;

¾ неспециализированные;

¾ универсальные.

Выбор товарного профиля магазина должен быть экономически оправдан. При выборе товарного профиля магазина следует учитывать такие факторы, как характер спроса надбавок, объём и структуру товарооборота города, развитие городского транспорта, уровень конкуренции.

4. Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru По методу продажи товаров магазины подразделяются на следующие группы:

¾ магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей;

¾ магазины, реализующие товары по методу самообслуживания;

¾ магазины, реализующие товары по образцам и каталогам.

Выбор технологии торгового обслуживания покупателей определяется спецификой ассортимента реализуемых товаров и необходимостью обеспечения сохранности товаров.

Выбор определяющего метода продажи товаров формирует основы торгово-технологического процесса магазина и уровень обслуживания покупателей. Кроме того, он существенно влияет на численность персонала магазина, размер товарных запасов, уровень расходов, связанных с доставкой товаров и другие показатели, определяющие эффективность деятельности торгового предприятия.

5. По ценовым уровням реализуемых товаров магазины подразделяются на такие основные группы:

¾ магазины среднего уровня цен;

¾ магазины низких цен;

¾ элитные магазины с наиболее высоким уровнем цен.

Эта относительно новая для нашей практики система классификации магазинов вызвана углублением дифференциации денежных доходов населения на стадии перехода к рыночной экономике. Следует ожидать, что по мере продвижения к развитой рыночной экономике дифференциация магазинов по соответствующим ценовым уровням будет расширяться.

6. По размерам торговой площади магазины подразделяются на четыре основных группы:

¾ мелкие – до 250 м2;

¾ средние – от 251 до 1 000 м2;

¾ крупные – от 1 001 до 3 500 м2;

¾ крупнейшие – свыше 3 500 м2.

В практике организации торговой сети размеры магазинов, предназначенных для нового строительства, определенным образом стандартизируются. Так, с учётом принятого стандарта проектирования размеры городских магазинов, предназначенных для нового строительства, установлены со следующими параметрами торговой площади: 250; 400; 650; 1000; 1500; 2500; 3500; 4500; 6500; 8500; 11000; 15500 и 22000 кв.м.

Характеристика магазинов по перечисленным выше шести признакам определяет его тип. В рамках перечисленных характеристик каждое торговое предприятие формирует свои типы магазинов, отвечающих целям и особенностям их деятельности.

Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru Важным условием эффективности функционирования розничной торговой сети является рациональное размещения магазинов на территории города. Для многих розничных торговых предприятий правильное расположение является главным условием успеха или неудачи всего дела.

При размещении торгового предприятия необходимо знать: сколько людей живёт и работает в зоне расположения магазина, какая их часть будет проходить мимо магазина, достаточный ли у них уровень доходов, чтобы покупать выставленные на продажу товары; каков количественный и качественный состав населения.

При выборе места важное значение имеет фактор конкуренции. Действуют ли в этой зоне конкуренты, сколь их, на каком уровне они обслуживают своих клиентов, ожидаются ли новые конкуренты.

При размещении магазинов необходимо провести оценку месторасположения и вывить преимущества и недостатки в зонах размещения (табл. 2.1.1).

Таблица 2.1.1 – Оценка месторасположения магазина

Месторасположение Преимущества Недостатки
Деловой квартал · находится в центре; · большой поток посетителей; · офисный рынок; · большое количество культурно-массовых центров и предприятий обслуживания   · проблема парковки; · удалённость от пригородов; · большие различия в оценке месторасположения
Региональный торговый центр · интенсивный поток покупателей; · удобная парковка и доступ к магазину; · массовый рынок · может находиться слишком далеко для обычных покупателей; · высокая арендная плата
Торговый центр одного из районов · близость к рынку; · удобная парковка; · удобные транспортные коммуникации для продовольственных магазинов · ограниченные возможности специализации торговли; · неблагоприятное влияние конкуренции магазинов, находящихся в деловой части города и в региональных центрах
Улицы и торговые галереи · удобство; · низкая арендная плата; · возможность специализации · ограниченные транспортные возможности; · ограниченность географической базы покупателей; · транзитное сообщение, проблемы парковки
Промышленные районы и районы складов · низкая арендная плата; · скромный имидж · нетипичное расположение для торгового предприятия; · ограниченные транспортные возможности; · сложности в продвижении товаров и услуг

Для новичков в розничной торговле наиболее популярными являются киоски (торгующие сладостями, табачными изделиями), небольшие продовольственные магазины, предлагающие товары повседневного спроса. Если такой магазин выбирается тщательно и им правильно управлять, то риск неудачи относительно невелик.

Учитывая зарубежный опят, следует отметить, что за последние несколько лет количество киосков в таких странах, как Великобритания, Франция, Швейцария и др. несколько уменьшилось. Это происходит потому, что всё большее число покупателей отдаёт предпочтение супермаркетам и гипермаркетам, построенным за городом, в зонах отдыха, где цены на товары ниже и где можно совершить комплексную покупку необходимых на неделю товаров, чаще продуктов питания.

Поэтому при развитии материально-технической базы розничной торговой сети (строительство крупных современных магазинов) количество предприятий мелкорозничной торговли и мелких магазинов будет сокращаться.

Вторым фактором, оказывающим влияние на эффективность работы торгового предприятия и управления им является формирование ассортимента реализуемых товаров.

При его формировании необходимо учитывать:

¾ широту ассортимента;

¾ глубину ассортимента;

¾ устойчивость (стабильность) ассортимента;

¾ полноту ассортимента;

¾ структуру ассортимента;

¾ степень обновления.

При формировании ассортимента устанавливают или подбирают группы товаров в соответствии с предъявляемым спросом в целях наиболее полного его удовлетворения. Целью формирования ассортимента является достижение таких значений его отдельных характеристик, при котором достигаются наибольшие объёмы товарооборота, существенно повышается скорость при снижении времени товарного обращения, увеличиваются объёмы получаемой прибыли.

Третьим фактором, влияющим на эффективность управления торговым предприятием и объёмы продаж, является стимулирование сбыта товаров. Это создаёт более привлекательные условия для совершения покупок в розничных предприятиях.

Способы, используемые для стимулирования сбыта товаров, включают:

¾ демонстрацию товаров и рекламу;

¾ ценовые стимулы (скидки);

¾ премии;

¾ образцы (подарки).

Новые марки или продукты надо выставлять так, чтобы они привлекали внимание.

Ценовые стимулы (скидка, купон) способствуют росту продаж. Премии, в виде другого товара, можно вручать за приобретение необходимого продукта. Бесплатные образцы – есть неотъемлемая часть при покупке парфюмерно-косметических товаров.

За последние годы, в России, всё более распространённым становится эквайринга.

Эквайринг – это безналичные платежи за приобретённый товар с использованием пластиковых карт.

Это весьма удобно при приобретении крупных покупок и закупке товаров на неделю, так ускоряется процесс оплаты, а для работников магазинов снижается возможность хищения наличных денежных средств.

Перспективным направление в организации розничной торговли является размещение магазинов в составе торговых центров.

Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru Важную роль в сфере обращения товаров народного потребления играет оптовая торговля.

Торговые предприятия выступающие в качестве посредников в купле-продаже между предприятиями изготовителями и розничными торговыми предприятиями, получили название оптовых.

Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качеств посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны. Особенно её роль значима для огромной территории нашей страны с крайне неравномерным размещением производства.

Наиболее широкой является сеть оптовых баз. С ростом масштабов производства и углублением специализации предприятий промышленности, выпускающих потребительские товары, расширением ассортимента и насыщением рынка страны товарами значение оптовых предприятий как посредников будет повышаться.

Классификация оптовых предприятий (баз) имеет важное значение для рационального разграничения между ними деятельности по доведению товаров из районов производства в районы потребления от предприятий изготовителей до розничных торговых предприятий (рис. 2.1.1). Это особенно актуально для Российской Федерации, так как на весьма обширной территории предприятия промышленности, выпускающие потребительские товары, размещены крайне неравномерно.

               
  Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru   Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru   Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru   Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru
 
 

Рисунок 2.1.1 – Классификация оптовых предприятий (баз)

Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типового и видовою разнообразия оптовых структур на потребительском рынке. В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учётом чего следует выделять оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального (внутри регионального) уровней (табл. 2.1.1).

Таблица 2.1.1 – Классификация предприятий оптовой торговли, функционирующих на товарном рынке

Признаки классификации Содержание (классификационные группы)
1. Основная выполняемая функция 1.1. Закупка товаров у производителей одного района для продажи в различных районах
1.2. Продажа потребителям одного района товара, приобретённого в различных районах
2. Специализация предприятий 2.1. Универсальные
2.2. Смешанные
2.3. Специализированные
2.4. Мультитоварные
3. Район деятельности 3.1. Государство
3.2. Экономический район
3.3. Район
4. Ведомственная подчинённость 4.1. Министерство промышленности и торговли РФ
4.2. Министерство сельского хозяйства РФ
4.3. Другие министерства и ведомства РФ
5. Форма собственности оптового предприятия 5.1. Государственная (акционерная)
5.2. Кооперативная
5.3. Частная
6. Приобретение права собственности на продаваемый товар 6.1. Оптовые предприятия, приобретающие право собственности на товар (независимые)
6.2. Оптовые предприятия, не приобретающие право собственности на товар (зависимые)

Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня призваны стать стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли. Они должны гарантировать её устойчивость и стратегическую стабильность. Важнейшей их задачей является создание необходимой структуры каналов товародвижения, предназначенной для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.

Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории страны. Сюда включаются предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, а также оптовые структуры межрегионального характера, обслуживающие районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и местности досрочного завоза, а также оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства текстильных товаров, хрусталя, керамики, мебели и других товаров. С учётом этого и должен развиваться товарный ассортимент оптовых предприятий общенационального масштаба и межрегионального характера (табл. 2.1.2).

Таблица 2.1.2 – Типовое и видовое разнообразие оптовых организаций

Типы Виды
Независимые оптовые структуры
I. Федеральные (общенациональные) Оптовики Посредники Организаторы
60 – 65 %* 15 – 20 %* 25 %*
специализированные предприятия-агенты оптовые ярмарки
универсальные предприятия-брокеры выставки-ярмарки
товарные биржи
аукционы
оптовые продовольственные рынки
склады гарантированного хранения
склады-отели
транспортно-экспедиционные предприятия
II. Региональные (внутрирегиональные) сбытовые подразделения промышленных предприятий
Оптовые структуры розничных предприятий и объединений

* Доля соответствующей структуры в обеспечении оптового оборота товаров.

Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального уровня являются открытые акционерные общества открытого типа с заметной долей участия государства в их уставных капиталах. Это могут быть и государственные концерны.

Оптовые предприятия общенационального уровня в перспективе должны составить основу формирования торгово-финансово-промышленных, торгово-финансовых групп и транснациональных компаний.

Процесс оптовой реализации товаров завершают оптовые предприятия регионального уровня. Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и у оптовых предприятий федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.

Главной задачей их функционирования является обеспечение товарами региональных товарных рынков.

В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые структуры крупных розничных предприятий. Эти предприятия функционируют преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.

На региональном уровне должны получить распространение различного рода объединения. Они могут формироваться как в виде цепных оптовых торговых компаний, так и в виде добровольных оптово-розничных цепей.

Каждый тип оптовых предприятий может существовать в различных видах. При этом оптовые предприятия могут быть следующих видов:

¾ специализирующиеся на оптовой торговой деятельности предприятия, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Это так называемые независимые оптовые торговцы;

¾ посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности переход к ним права собственности на товар (дистрибьюторы); организаторы оптового оборота.

Специализирующиеся на оптовой торговле предприятия (независимые оптовые торговцы) должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их основной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных товаропроизводителей и розничных торговцев. Это могут быть как специализированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор оказываемых услуг.

Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве предприятий-брокеров, предприятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и в основном за его счёт. В качестве основного предмета их деятельности выступает информационное обеспечение.

Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru Организаторы оптового оборота – товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Они важный элемент оптовой инфраструктуры, и основной их задачей является создание условий для организации оптовой торговли. Но они не выступают в качестве субъектов оптовой торговой деятельности.

Товарные аукционы – специально организованные, периодически действующие в определённых системах рынки, на которых путём публичных торгов и в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену (товары должны обладать индивидуальными свойствами).

Торги – способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определённому, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков; заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов.

Виды торгов:

¾ открытые, когда в торгах участвуют все желающие фирмы;

¾ закрытые, когда к участию в торгах приглашаются лишь определённые фирмы.

В настоящее время широкое распространение при закупке товаров для государственных нужд получили тендерные торги на конкурсной основе.

Тендер – извещение о предстоящих торгах, комплект документации, или предложение принять участие в торгах.

Порядок закупки товаров на конкурсных торгах для государственных нужд за счёт средств федерального бюджета, а также без проведения конкурса устанавливается Правительством Российской Федерации.

Основная цель проведения конкурсных торгов – это предотвращение коррупции и сокращение бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд.

Ярмарки – это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте в определённое время года и на установленный срок.

Цель ярмарки – дать возможность её участникам продемонстрировать образцы своего производства, новые достижения и технические усовершенствования с целью заключения торговых сделок.

Дирекция ярмарки осуществляет обслуживание участников, руководит процессом согласования развернутого ассортимента, регулирует ход заключения договоров, осуществляет их учёт и регистрацию, ведёт оперативную отчётность, арендует помещение, оборудование, ведёт бухгалтерскую и оперативную отчётность.

Ярмарочный комитет (коллегиальный орган, состав которого избирается самими участниками ярмарки) осуществляет общее руководство деятельностью участников ярмарки (графики организационных мероприятий, состав участников, режим работы, порядок распределения площади помещений, графики встречи, порядок оформления документации); принятие решений по разногласиям, изысканию дополнительных источников товаров.

Биржи – регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, сырья, ценных бумаг, на котором осуществляются следующие операции:

¾ купля-продажа реального товара;

¾ хеджирование;

¾ котировка цен;

¾ установление стандартов на биржевые товары;

¾ разработка типовых контрактов;

¾ осуществление арбитражных функций;

¾ ведение расчётов;

¾ информационная деятельность.

Товарные биржи – это особый вид постоянно действующих рынков, на которых при определённых условиях совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие родовыми признаками, качественно однородными и взаимозаменяемыми (товар продаётся и покупается без его предъявления и осмотра).

Варрант – документ, подтверждающий право собственности на товар, который продавец на бирже продаст покупателю. Варрант удостоверяет сдачу продавцом товара на биржевой склад.

Виды биржевых сделок:

¾ сделки купли-продажи реального товара;

¾ форвардные сделки купли-продажи и реального товара с отсроченным сроком его поставки;

¾ фьючерсные сделки купли-продажи стандартных контрактов, т.е. сделки по продаже ещё не произведенного товара;

¾ опционные сделки – следки купли-продажи прав на будущую куплю или продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров.

Сделки на реальный товар завершаются действительным переходом товара от продавца к покупателю. В зависимости от срока поставки они делятся на сделки с немедленной поставкой и сделки с поставкой в будущем.

Срочные (фьючерсные) сделки предполагают куплю и продажу права на товар. Результат таких сделок – уплата или получение разницы между ценой контракта и день его заключения и ценой в день исполнения. Фьючерсные сделки заключаются на определённое число контрактов, а не на количество товара. Количество товара определяется числом заключенных контрактов. При заключении фьючерсного контракта согласовываются только цена и срок поставки (позиция).

Хеджирование продажей – это продажа на срочной бирже фьючерсных контрактов при закупках равного количества реального товара с целью страхования от риска падения цен к моменту поставки реального товара.

Торгово-промышленные выставки – периодически действующий рынок, opганизованный с целью показать научно-технические достижения, где разрешается совершение коммерческих сделок по выставленным образцам.

Виды торгово-промышленных выставок:

¾ краткосрочные;

¾ передвижные;

¾ постоянные выставки образцов.

Органическое условие нормального функционирования торговли – тесное взаимодействие оптовых и розничных торговых структур. Мелкие и средние торговые предприятия экономически не в состоянии осуществить закупки товаров у непосредственных изготовителей. Крупных торговых систем (торги, тресты, конторы) сейчас в России практически нет, и все розничные звенья работают с оптовиками.

Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций) - student2.ru Создание конкурентной среды на оптовом рынке делает требование розницы наиболее весомым фактором. Структура ассортимента, реализуемою в розничных торговых предприятиях, с одной стороны, отражает действительные изменения платежеспособного покупательского спроса основной массы потребителей, а с другой стороны, резкое увеличение доли импортных товаров с более высокими ценами, доступными лишь узкому слою покупателей. При этом наблюдается выраженная разнонаправленность интересов оптовых и розничных организаций, которая вредит как тем, так и другим, а в итоге –конечному потребителю.

Большим тормозом в реализации отечественных товаров является неразвитость оптовой инфраструктуры потребительского рынка, логистических потоков, сервисного и информационного обеспечения субъектов рынка.

Структурная реорганизация оптового звена должна разрабатываться с учётом необходимости углубления наметившейся в последние годы дифференциации оптовых структур и предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. Среди них могут быть оптовики как специализированные на отдельных группах товаров, так и мультитоварного профиля.

Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота: оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки, которые составили мощную конкуренцию традиционным госснабовским, минторговским и недейственным предприятиям оптовой торговли. В государственной собственности осталось только 5 % предприятий оптовой торговли.

Всё больше будет возрастать роль таких важных элементов, как оптовые ярмарки-выставки на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях. Будут функционировать постоянно действующие ярмарочно-выставочные и техноторговые центры. Прогнозируется создание благоприятной экономической среды для развития региональных рынков промышленных товаров.

В числе организаторов оптового оборота выступают склады гарантированного хранения, обеспечивающие срочное ответственное хранение различных товаровладельцев; склады-отели, обеспечивающие срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев; транспортно-экспедиционные предприятия, создаваемые преимущественно, на узловых станциях крупных магистралей.

Новое явление на потребительском рынке – оптовые продовольственные рынки.

Оптовый продовольственный рынок – это коммерческая хозяйственная структура, осуществляющая организацию операций по купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров в определённых местах и по установленным правилам.

Цель создания системы оптовых продовольственных рынков – стимулирование производства на основе формирования эффективного рыночного механизма взаимной заинтересованности производителя, оптового продавца и потребителя. Это прежде всего гарантирует сбыт производственной продукции за счёт длительных хозяйственных связей.

Основные задачи создаваемой в стране системы оптовых продовольственных рынков следующие:

• восстановление межрегиональных хозяйственных связей, что позволяет осуществить информационное взаимодействие всех рынков;

• формирование ценовой политики, заключающейся в определении и установлении такой цены, которая, с одной стороны, достаточна для покрытия производственных расходов, а с другой – приемлема для потребителя;

• противодействие проникновению криминальных структур.

В таких странах, как Германия. Голландия, Испания, Италия, Франция, США, Япония и других странах, такие рынки существуют уже много лет и стали распространённой торговой структурой. Они представляют собой огромные базы, где товаропроизводители, фермеры и внешние оптовики напрямую торгуют своей продукцией с предприятиями сферы переработки и хозяевами различных магазинов. Несомненно, что продукты, поставляемые через такие рынки, обходятся покупателю значительно дешевле, чем по сложившейся схеме снабжения продовольствием через посредников.

Для нашей страны развитие данной формы оптовой торговли особенно актуально, так как снижение жизненного уровня населении отражается на структуре потребления, где наибольший удельный вес занимают продукты питания.

Создание условий продвижения товаров через оптовые рынки, как показывает зарубежный опыт, значительно сокращает звенность товародвижения и снижает цену товара для конечного потребителя.

По свидетельству специалистов, в целом во Франции, например, доля оптовых продовольственных рынков в оптовом товарообороте овощей и фруктов доходит до 50 %. В Японии через оптовые рынки реализуется около 85 % овощей, 80 % фруктов, 75 % морепродуктов, 38 % говядины и 17 % свинины.

В Японии распространена практика образования центральных (в городах с численностью более 200 тыс. человек) и провинциальных оптовых рынков.

В 56 городах Японии работает 88 центральных оптовых рынка, а в префектуpax функционировало 1 652 провинциальных оптовых рынка.

В качестве продавцов на западных оптовых рынках чаще всего выступают непосредственные производители продуктов питания. Мелкие производители, которые не имеют возможности содержать торговую точку на оптовом рынке, пользуются услугами оптовиков.

В нашей стране начали создаваться региональные и межрегиональные оптовые рынки. В настоящее время они действуют в Волгограде, Калуге, Кемерове, Самаре, Тольятти, Туле, Рязани и других городах. Девствуют оптовые рынки в Москве, где организовано открытое акционерное общество «Оптовые продовольственные рынки Москвы». Сегодня при ограниченных инвестиционных возможностях они организуются преимущественно на основе существующих предприятий оптовой торговли, плодоовощных баз, распределительных холодильников. С развитием рыночных отношений в России оптовые рынки будут также развиваться и будут приобретать новые функции.

За рубежом основными функциями оптового рынка по отношению к покупателям (предприятиям розничной торговли и мелкооптовой торговли, общественного питания, перерабатывающей промышленности, частым лицам) считаются:

¾ определение спроса;

¾ концентрация в соответствии с ним товарной массы;

¾ предпродажная подготовка и комплектование поступающих от промышленных и сельскохозяйственных предприятий продуктов;

¾ хранение товарных запасов;

¾ организация доставки товаров;

¾ кредитование;

¾ осуществление сертификации и экспертизы товаров;

¾ информационное и консалтинговое обслуживание.

По отношению к поставщикам (предприятиям сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, оптовым фирмам, фермерам) оптовый рынок выполняет следующие функции:

¾ концентрация закупочной деятельности;

¾ маркетинговое, инвестиционное и правовое обеспечение продвижения товаров от изготовителя к потребителям.

В городе Хабаровске и в крае, давно назрела необходимость создания оптовых продовольственных рынков, соответствующих зарубежным аналогам. Функционирующие в настоящее время оптовые рынки на проспекте 60-летия Октября и на ул. Карла-Маркса на месте бывших овощных баз решают не все задачи, которые должны выполнять структуры этого типа. Товарный ассортимент этих оптовых рынков почти на 70 % формируется за счёт импортных поступлений и недостаточно продукции дальневосточных производителей, и здесь оптовые рынки должны стать координатором товарных потоков молочной, мясной, овощной и другой продукции.

Правительство России планирует рассмотреть Федеральную программу развития оптовых продовольственных рынков до 2005 года и внести в Государственную думу Федеральный закон «Об оптовых продовольственных ринках».

Развитие системы оптовых рынков продовольствия в России должно обеспечить удовлетворение спроса населения качественными продуктами питания от российских производителей, а также облегчить отечественным предприятиям проблему сбыта своей продукции.

Большое значение в организации оптово-розничной торговли играют торговые дома.

Торговый дом – это свободный ассоциативный союз единомышленников на добровольной основе с вхождением в его состав торговых, производственных, транспортных, строительных предприятий, а также банков и страховых компаний.

Торговые дома не являются выражением только торговых функций по купле-продаже. Они являются многоцелевыми и на ряду с коммерческой осуществляют производственную, научно-исследовательскую и финансово-кредитную деятельность, а также направляют свои усилия на привлечение иностранных инвестиций.

На российском рынке диапазон деятельности ТД достаточно разнообразен от узкоспециализированных до универсальных.

По их построению и функционированию следует выделить две группы:

1. По степени интеграции в производстве:

¾ торговые дома со слабой связью с

Наши рекомендации