Изучение организации, нормирования и оплаты труда предприятия
Трудовые отношения на предприятии регулируются нормативно-правовыми актами Республики Беларусь, Коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка.
На предприятии действуют повременно-премиальная и сдельно-премиальная системы оплаты труда. Премия работникам выплачивается по результатам выполнения основных производственных показателей прошлого месяца. Производственные показатели учитываются помесячно и нарастающим итогом с начала года.
Премия начисляется на должностной оклад, тарифную ставку (без учета доплат и надбавок) за фактически отработанное время. При невыполнении основного условия премирования премия не выплачивается всему коллективу управления. При невыполнении дополнительных условий и показателей премирования, премия не выплачивается коллективу структурного подразделения, допустившего эти невыполнения. Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерского учета, статистической отчетности или обоснованные претензии заказчика за качество выполненных работ. Информация о выполнении условий и показателей премирования предоставляется структурными подразделениями и службами в экономический отдел до 10 числа следующего за отчетным месяца. За нанесением ущерба предприятию; за упущения в работе; невыполнение мероприятий по охране окружающей среды, охраны труда и техники безопасности; нарушение трудовой и производственной дисциплины; другие нарушения и упущения, которые могут привести к авариям или другим негативным последствиям по представлению руководителей структурных подразделений и служб размер премии может быть снижен директором предприятия до 100%. Показатели и условия премирования приведены в приложении. Надбавки за высокие достижения в труде устанавливаются работникам на основании Положения об оплате труда работников РУП «Гомсельмаш» приказом директора предприятия.
Надбавки за профессиональное мастерство устанавливаются приказом директора предприятия по представлениям руководителей структурных подразделений. Надбавки выплачиваются за фактически отработанное время по основному месту работы. Премия на надбавки не начисляется. Затраты на выплату надбавок за высокие достижения в труде относятся на себестоимость продукции.
Для анализа трудовых ресурсов в отчете использовались:
- Отчет по труду (Приложение Д);
- Отчет по труду, в котором отражены данные о составе и структуре заработной платы;
-Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров (Приложение Е).
Проанализируем наличие, состав и структуру трудовых ресурсов промышленного предприятия в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Динамика численности работников РУП «Гомсельмаш»
Категория персонала | Годы | Темпы изменения численности, % | Отклонение по удельному весу, % | |||||||
количество, чел. | удельный вес, % | количество, чел. | удельный вес, % | количество, чел. | удельный вес, % | 2008/ | 2009/ | 2008/ | 2009/ | |
Промышленно-производственный персонал, всего | 92.81 | 93.36 | 99.32 | 106.97 | 106.39 | 0.55 | 5.96 | |||
в том числе: | ||||||||||
рабочие | 69.10 | 70.07 | 75.28 | 107.87 | 107.44 | 0.97 | 5.21 | |||
руководители | 11.46 | 11.12 | 11.50 | 103.19 | 103.45 | -0.34 | 0.38 | |||
специалисты | 12.43 | 12.00 | 12.33 | 102.77 | 102.69 | -0.42 | 0.32 | |||
другие служащие | 0.49 | 0.81 | 0.89 | 173.91 | 110.00 | 0.31 | 0.08 | |||
Персонал неосновной деятельности | 0.73 | 0.68 | 0.68 | 100.00 | 100.00 | -0.04 | 0.00 |
Проведенный в таблице анализ показывает, что на предприятии происходит увеличение численности работников, причем доля и численность руководителей и специалистов сокращается, а доля рабочих и других служащих увеличивается. Также в анализируемом периоде происходит сокращение численности персонала неосновной деятельности.
Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр):
(4.1)
коэффициент оборота по выбытию (Кв):
(4.2)
коэффициент текучести кадров (Km):
(4.3)
коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кп.с):
(4.4)
Проанализируем движение рабочей силы на предприятии в таблице 4.2.
Таблица 4.2 – Показатели движения численности работников РУП «Гомсельмаш»
Показатель | Годы | ||
Численность работников, принятых на работу, чел. | |||
Численность уволенных работников, чел. всего |
Продолжение таблицы 4.2
в том числе: | |||
по причине сокращения численности или штата работников | |||
за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, по желанию работников и по соглашению сторон | |||
Среднесписочная численность работников, чел. | |||
Коэффициент оборота по приему | 0.150 | 0.249 | 0.160 |
Коэффициент оборота по увольнению | 0.160 | 0.185 | 0.166 |
Коэффициент текучести | 0.049 | 0.044 | 0.039 |
Коэффициент общего оборота рабочей силы | 0.309 | 0.434 | 0.326 |
В силу того, что предприятие активно увеличивает численность работников, коэффициент оборота по приему увеличился с 0,15 к 0,249 и до 0,16, т.е. около 30% коллектива – это вновь принятые работники. Однако при активном приеме персонала на предприятии не созданы условия для эффективной адаптации персонала, т.к. одновременно с вышеуказанным коэффициентом растет и коэффициент оборота по увольнению, а также на высоком уровне находится значение коэффициента текучести– это около 4% персонала в год.
По представленным данным кадровую политику предприятия можно охарактеризовать как не достаточно эффективную.
Оценим эффективность использования трудовых ресурсов в таблице 4.3.
Представленные данные свидетельствуют о повышении эффективности использования трудовых ресурсов предприятия: производительность труда в анализируемом периоде выросла как в действующих, так и в сопоставимых ценах.
Таблица 4.3 - Динамика производительности труда РУП «Гомсельмаш»
Показатель | Годы | Темпы изменения показателей, % | ||||
2008/ | 2009/ | 2009/ | ||||
Объем производства продукции всего, млн.р.: | ||||||
- в фактических ценах | 146.95 | 128.85 | 189.35 | |||
- в сопоставимых ценах | 126.25 | 115.98 | 146.42 | |||
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел. | 106.97 | 106.39 | 113.80 | |||
Производительность труда, тыс.р. | ||||||
- в фактических ценах | 137.38 | 121.12 | 166.39 | |||
- в сопоставимых ценах | 118.02 | 109.02 | 128.66 |
Проанализируем соотношение темпов роста средней заработной платы и производительности труда на предприятии в таблице 4.4.
Таблица 4.4 - Сравнительный анализ динамики средней заработной платы и производительности труда РУП «Гомсельмаш»
Показатель | Годы | Темпы изменения показателей, % | ||||
2008/ | 2009/ | 2009/ | ||||
Объем производства продукции, млн.р. | 146.95 | 128.85 | 189.35 | |||
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел. | 106.97 | 106.39 | 113.80 | |||
Фонд заработной платы промышленно-производственного персонала, млн.р. | 148.38 | 120.61 | 178.96 | |||
Производительность труда, тыс.р. | 137.38 | 121.12 | 166.39 | |||
Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс.р. | 138.72 | 113.37 | 157.26 | |||
Коэффициент опережения | 0.990 | 1.068 | 1.058 | |||
Сумма экономии или перерасхода фонда заработной платы, млн.р. | -4920 | -4178 | ||||
Среднемесячная заработная плата одного работника предприятия, р. | 138.72 | 113.37 | 157.26 | |||
Среднемесячная заработная плата одного работника в промышленности, р. | 128.45 | 109.54 | 140.71 | |||
Среднемесячная заработная плата одного работника в целом по республике, р. | 125.09 | 113.06 | 141.43 |
Проведенный анализ показывает, что в 2007 году фонд заработной платы использовался эффективно, стимулируя работников к высокопроизводительному труду, что дало экономию фонда оплаты труда в размере 148,41 млн.р. В 2008 году рост заработной платы не стимулировал работников к высокопроизводительному труду, что привело к перерасходу фонда заработной платы в размере 575,88 млн.р., тогда как в 2009 году размер экономии ФОТ составил 4 920 млн.р.
Сравнение среднемесячной заработной платы работников предприятия с общереспубликанскими данными свидетельствует о более высоком уровне оплаты труда на предприятии по отношению к промышленности и к данным в целом по республике.
Чтобы точнее охарактеризовать эффективность использования фонда заработной платы на предприятии, составим таблицу 4.5.
Таблица 4.5 - Показатели эффективности использования фонда заработной платы РУП «Гомсельмаш»
Показатель | Годы | Темпы изменения показателей, % | ||||
2008/ | 2009/ | 2009/ | ||||
Объем производства продукции на 1 р. оплаты труда | 4.747 | 4.701 | 5.022 | 99.04 | 106.84 | 105.80 |
Продолжение таблицы 4.5
Уровень фонда заработной платы, в % к объему производства | 21.068 | 21.273 | 19.912 | 100.97 | 93.60 | 94.51 |
Выручка от реализации на 1 р. средств на оплату труда | 6.537 | 5.030 | 4.993 | 76.95 | 99.26 | 76.38 |
Прибыль от реализации на 1 р. средств на оплату труда | 0.525 | 0.373 | 0.431 | 71.12 | 115.53 | 82.17 |
Прибыль отчетного периода на 1 р. средств на оплату труда | 0.435 | 0.298 | 0.454 | 68.40 | 152.37 | 104.21 |
Доля средств на оплату труда в затратах на производство продукции, % | 21.655 | 18.780 | 20.710 | 86.72 | 110.28 | 95.64 |
Проведенный анализ показывает, что в анализируемом периоде происходит снижение эффективности использования фонда заработной платы на предприятии. А сокращение доли средств на оплату труда в структуре затрат на производство связано со значительным ростом суммы и доли расходов на приобретение комплектующих и полуфабрикатов, что будет рассмотрено ниже.
В целом проведенный анализ показывает, что управление трудовыми ресурсами на предприятии осуществляется неэффективно, а рост заработной платы, не обоснованный опережающим ростом производительности труда, влечет за собой «проедание» средств предприятия.
Таким образом, предприятию необходимо кардинально пересматривать систему материального стимулирования и разрабатывать эффективную программу адаптации персонала с целью снижения текучести кадров, которая также негативно сказывается на эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
Анализируя в период практики системы премирования работников предприятия, автор выявил дублирование стимулирующих выплат: по различным системам премирования премии начислялись за одни и те же показатели.
Так, при изучении системы премирования руководителей, специалистов и служащих за общие результаты работы, выяснилось, что условия премирования данной системы идентичны с некоторыми условиями поощрения системы премирования за основные результаты хозяйственной деятельности (в рамках 3/7 от суммы последней). Кроме того, условия выплаты премии (в размере 10% от месячной тарифной ставки) для основной массы рабочих совпадают с условиями премирования (в размере 22,7 % месячной тарифной ставки) системы премирования за общие результаты работы.
Для устранения дублирования стимулирующих выплат необходимо исключить из системы стимулирования работников систему премирования за общие результаты работы. При этом сила мотива, побуждающего к активной работе, не уменьшится, так как стимул к достижению высоких общих результатов работы мы будем формировать через оставшиеся системы премирования. Для рабочих увеличим в основной системе премирования процент начисления премии с 10% до 32,7% от основного заработка. У работников заводоуправления, при проведении аналогичной операции новый процент начисления премии – 52,7% от основного заработка – слишком велик. Эффективней будет не увеличивать процент премии за основные результаты деятельности, а оставить его на уровне 30%. При этом снижение мотива к труду может наблюдаться только в том случае, если сумма дохода работников заводоуправления, полученного после снятия системы премирования за общие результаты работы, будет соответствовать первому уровню мотивационной пирамиды. В таком случае для поддержания силы мотива к труду необходимо поднять уровень основной заработной платы работников.
После исключения из системы стимулирования системы премирования за общие результаты деятельности в распоряжении предприятия окажется сумма высвободившихся средств. Этой суммой предприятие может пользоваться более разумно – нет смысла вкладывать ее в систему стимулирования, не создающую мотивов к труду. Выплаты по системе премирования за общие результаты деятельности производились из чистой прибыли. А потому увеличится сумма чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
5 Общие вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии
Организация бухгалтерского учёта на РУП «Гомсельмаш» строится на общих принципах, основными из которых являются:
- ведение бухучёта с момента создания, образования предприятия до его реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- государственное регулирование бухучёта и отчётности;
- полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность;
- строгое документальное оформление и отражение в учёте каждой совершаемой операции;
- оценка и учёт имущества, финансовых вложений, требований, обязательств и других операций в белорусских рублях;
- систематизация, группировка полученной информации и отражение её методом двойной записи;
- обеспечение сопоставимости данных аналитического учёта с данными синтетического с целью формирования полной и оперативной информации, своевременного предупреждения негативных явлений, контроля за показателями деятельности предприятия и его конечными результатами;
- инвентаризация активов и пассивов с целью обеспечения достоверности данных бухучёта;
На предприятии разработан рабочий план счетов, отражающий особенности его деятельности, разработаны положения «По учетной политике для целей бухгалтерского учета» и «По учетной политике для целей налогового учета», которые не подлежат изменению в течение отчетного года. Однако при изменении в течение отчетного года действующего законодательства изменение учетной политики происходит автоматически.
Разработанная учетная политика организации обеспечивает:
- полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности на основе полного правильного документирования всех хозяйственных операций;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое числа каждого месяца;
- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам.
В отношении однозначно определенных нормативными актами способов ведения бухгалтерского учета и отчетности организация руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь.
Организационной формой бухгалтерского учета на РУП «Гомсельмаш» является децентрализованная бухгалтерия с выделением на оборотный баланс цехов, обособленных подразделений, филиалов всех видов деятельности, а также УСиН, УТиСОП ДРП, УТ ДРП, УРПТ ДРП, ООК, ИШУ, ЖБУ, консолидированный оборотный баланс УОСН.
Бухгалтерский учет осуществляется на основе журнально-ордерной формы с элементами автоматизации отдельных участков учетной работы.
Руководство бухгалтерским учетом осуществляется главным бухгалтером-начальником УБУОиК. В бухгалтерской службе работает 176 человек: с высшим специальным образованием – 38 чел., с высшим – 2 чел., средне-специальным – 106 чел., среднетехническим – 14 чел., с бухгалтерскими курсами – 15 чел. Средний уровень стажа работы на заводе более 12 лет.
Структура и штаты УБУОиК разрабатываются главным бухгалтером – начальником управления по согласованию с начальником управления организации труда и заработной платы (УОТиЗ) в соответствии с типовыми структурами аппарата управления предприятия, нормативами численности руководителей, специалистов и служащих, с учетом объемов работ и утверждается генеральным директором объединения.
В структуру УБУОиК входят:
- отдел механизации бухгалтерского учета, отчетности и методологии;
- отдел учета готовой продукции и реализации;
- отдел учета затрат на производство и учета основных фондов;
- отдел по учету товарно-материальных ценностей;
- отдел учета коммерческой деятельности;
- отдел учета расчетов и платежей;
- отдел учета зарплаты.
Обязанности между работниками бухгалтерии распределяются главным бухгалтером – начальником УБУОиК в соответствии с должностными инструкциями.
Работники бухгалтерских служб несут всю полноту ответственности по закрепленным за ними участкам работы в соответствии с законодательством.
Согласно Положению по учетной политике порядок создания, принятия, отражения в бухгалтерском учете и хранения первичных документов осуществляется согласно:
- Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденному Министерством финансов от 29.07.1983 № 105;
- Перечню типовых документов органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения, утвержденному постановлением Госкомархива от 06.08.2001 № 38 с учетом изменений и дополнений, утвержденных постановлением от 28.04.2004 № 4.
Срок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в архиве предприятия определяется согласно Перечню типовых документов с указанием сроков хранения и Положению о порядке его применения, утвержденному постановлением Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 06.08.2001 № 38.
Первичные документы являются основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета. Они фиксируют факт совершения хозяйственной операции и создаются, как правило, в момент совершения операции на бланках типовых форм, а также на бланках специализированных форм, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами.
На РУП «Гомсельмаш» разработан и утвержден рабочий альбом первичных учетных документов, в который включены первичные учетные документы, разработанные предприятием и утвержденные стандартами, положениями и инструкциями предприятия.
Первичные документы имеют следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Записи в первичных документах производятся чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку.
Правом подписи первичных документов обладает лишь утвержденный руководителем по согласованию с главным бухгалтером перечень лиц.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке, которая осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
На первичных документах, прошедших обработку, ставится отметка, исключающая возможность их повторного использования. Так, например, все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки «получено» или «оплачено» с указанием даты.
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах. В условиях автоматизации бухгалтерского учета результатная информация формируется в виде выходных документов на машиночитаемых носителях.
Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, принятие к учету, обработка, передача в архив – документооборот) регламентируется графиком документооборота. Работу по его составлению организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия.
На РУП «Гомсельмаш» график устанавливает рациональный документооборот, т.е. предусматривает оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом. Кроме этого, график документооборота способствует улучшению всей учетной работы на предприятии, усилению контрольных функций бухгалтерского учета.
Работники предприятия (начальники цехов, мастера, табельщики, работники планово-экономического, финансового отделов, отделов труда и заработной платы, снабжения, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и другие) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика, в выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы.
Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.
Первичные документы и учетные регистры подлежат обязательной передаче в архив. До передачи в архив предприятия они хранятся в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
Бланки строгой отчетности хранятся в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность. Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива. Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами сортируются в хронологическом порядке и переплетаются. Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) хранятся непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.
Выдача первичных документов и учетных регистров из бухгалтерии и из архива предприятия работникам других структурных подразделений предприятия, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению главного бухгалтера.
Как отмечалось выше, первичные документы являются основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета – журналах-ордерах.
Журналы-ордера на РУП «Гомсельмаш» составляются на машинных носителях. При этом предусмотрена возможность вывода информации на бумажные носители, что и производится по окончании каждого месяца. Регистры бухгалтерского учета составляются по рекомендуемым Министерством промышленности Инструкцией с адаптацией к сложившимся условиям.
Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета (т.е. в соответствующих журналах-ордерах). Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Записи в регистрах учета по кредиту каждого счета (субсчета) производятся полностью в одном журнале-ордере. Дебетовые обороты по соответствующему счету (субсчету) отражаются в различных журналах-ордерах.
Постепенно, по мере внесения записей в электронные журналы-ордера формируются данные Главной книги.
На предприятии используются следующие регистры учета:
1) Журнал-ордер №1. Предназначен для учета кассовых операций, отражаемых на счете 50 «Касса». Записи в этом журнале-ордере производятся на основании отчетов кассира. Итоги за день в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в отчете кассира.
Остаток средств в кассе на начало и конец месяца сверяют с остатком кассы, отраженным в последнем отчете кассира.
Для учета денежных документов используется отдельный подраздел журнала-ордера.
2) Журнал-ордер №1в. Предназначен для учета кассовых операций в иностранной валюте. Записи в нем производятся на основании отчетов кассира в иностранной валюте и рублевом эквиваленте по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату совершения хозяйственной операции.
3) Журнал-ордер №2. Предназначен для учета операций, отражаемых на счете 51 «Расчетный счет». Записи производятся по корреспондирующим счетам на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним документов.
4) Журнал-ордер №2в. Предназначен для учета операций, отражаемых на счете 52 «Валютные счета». Записи производят по корреспондирующим счетам на основании выписок банка и приложенных к ним документов.
Остатки средств на валютных счетах в банках приводятся в ведомости на начало и конец месяца.
5) Журнал-ордер №3. предназначен для учета операций, отражаемых по кредиту счетов 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» и 58 «Финансовые вложения».
Записи по кредиту счетов 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» производят по корреспондирующим счетам на основании выписок банка.
По счету 58 «Финансовые вложения» учет ведется в разрезе каждого вида вложений.
6) Журнал-ордер №4. Предназначен для учета операций, отражаемых на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». В нем отражаются кредитовые обороты по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в разрезе корреспондирующих счетов.
7) Журнал-ордер №6. Предназначен для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет ведут по каждому отдельному документу (ТТН-1, ТН-2 и др.).
8) Журнал-ордер №7. Предназначен для учета расчетов с подотчетными лицами, отражаемых на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Учет ведется в разрезе подотчетных лиц по выданным в подотчет суммам. По каждому подотчетному лицу отражают выданный аванс, суммы расхода на основе утвержденного авансового отчета, а также возвращенная сумма неиспользованного аванса или возмещенная сумма перерасхода.
9) Журнал-ордер №8. Предназначен для учета расчетов, отражаемых на счетах 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам», 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Учет по каждому счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» ведется в разрезе его субсчетов.
Учет расчетов по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, осуществляется в разрезе субсчетов, открываемых в соответствии с планом счетов.
10) Журнал-ордер №9. Предназначен для учета расчетов по счетам 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» в разрезе открытых в организации субсчетов.
11) Журнал-ордер №10. Предназначен для учета оборотов по кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 15 «Изготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 20 «Основное производство», «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 40 «Выпуск продукции, работ, услуг», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов».
12) Журнал-ордер №11. Предназначен для учета оборотов по кредиту счетов 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на реализацию», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Реализация» в разрезе корреспондирующих счетов.
13) Журнал-ордер №12. Предназначен для учета операций, отражаемых на счетах 80 «Уставный фонд», 82 «Резервный фонд», 83 «Добавочный фонд», 86 «Целевое финансирование».
14) Журнал-ордер №13. Предназначен для учета операций, отражаемых на счетах 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы». Записи производят в хронологической последовательности совершения операций на основании первичных документов по движению основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов.
Аналитический учет по счетам осуществляется в инвентарных карточках.
15) Журнал-ордер №14. Предназначен для учета операций по кредиту счетов 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам». Кредитовые обороты отражаются по каждому виду резервов.
16) Журнал-ордер №15. Предназначен для учета операций, отражаемых по кредиту счетов 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы», 98 «Доходы будущих периодов», 99 «Прибыли и убытки».
17) Журнал-ордер №16. Предназначен для учета оборотов по кредиту счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 11 «Животные на выращивании и откорме».
Записи по кредиту счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 11 «Животные на выращивании и откорме» производят на основании соответствующих первичных документов.
18) Главная книга используется для обобщения данных из журналов-ордеров, и для составления отчетного баланса.
В Главной книге автоматически обобщается информация по всем журналам-ордерам. Это позволяет получить информацию об остатках на начало месяца, текущих оборотов и остатков на конец месяца по каждому счету.
Как видно из вышеописанного, в ведении учета и подготовке отчетности важную роль играют средства вычислительной техники. При этом обеспеченность бухгалтерской службы средствами автоматизации составляет 61%. Компьютерные программы, используемые в работе бухгалтерии, разработаны инженерным центром автоматизированных информационных систем и технологий РУП «Гомсельмаш». Автоматизированы такие участки как: расчет заработной платы, расчеты с поставщиками, учет расчетов с подотчетными лицами, банковские расчеты, валютный банк, касса, книга покупок, учет предметов в эксплуатации, оборотная ведомость по готовой продукции, отгрузка готовой продукции в реализации, выписка товарно-транспортных накладных и счет фактур, расчет отклонений по готовой продукции, учет основных средств и нематериальных активов, журналы-ордера, главная книга, актив и пассив баланса.
В целях улучшения методологической работы по бухгалтерскому учету на предприятии организовано обучение руководителей и специалистов, резерва на руководящие должности в учебном центре при управлении кадров. Работники бухгалтерских служб принимают участие в семинарах, проводимых Институтом повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии», ОДО «Консальт», Центром социально-правовой информации и обучения «Белорусского Республиканского союза юристов» и других. Объединение является пользователем информационных программ: «ГЛАВБУХ-ИНФО»; «ЭксПерт центр». Организована подписка на журналы: Главный бухгалтер (ГБ), Ревизор, ГБ Торговля, ГБ Транспорт, ГБ Строительство, ГБ Сельское хозяйство, ГБ Учетная и отчетная документация; газеты: Экономическая газета, Республика и другие.