Методические приемы обучения
Очень часто во время упражнений без патрона обучаемые не делают ошибок. Спуск курка производится плавно, не вызывая отклонений оружия от прицельного положения. Но совершенно иначе начинается обработка спуска стрелками с малым практическим опытом, лишь стоит приступить к стрельбе с патроном. Все, что было освоено ранее, забывается, а возникают лишь желание попасть "поточнее" в мишень и страх перед предстоящим грохотом выстрела и отдачей. Ошибки, приводящие в этом случае к плохим результатам, были подробно рассмотрены в разделе "3.5. Спуск курка". Промахи у начинающих и отрывы у стрелков с достаточным опытом - распространенное явление. Разница лишь в том, что последние отмечают плохой выстрел и стремятся не допустить повторения ошибок, а начинающие, наоборот, не замечают ошибок и уверены, что они делают все правильно, пеняя на плохой не пристреленный пистолет, и причины ищут не в своих неправильных действиях.
Для наглядного показа стрелку своих ошибок существует несколько приемов, общей задачей которых является "обман" обучаемого при стрельбе с патроном и наоборот. Когда обучаемый уверен, что сейчас будет выстрел (а преподаватель выполнил действия, при котором выстрел невозможен), то его работа будет как при реальной стрельбе с патроном. В этом случае проявятся все ошибки, а обучаемый должен наглядно уяснить причины плохой стрельбы.
Необходимо, чтобы сам стрелок определил причину ошибки, величину отклонения мушки при ударе курка и предположил вероятное попадание пули в мишень. Когда же стрелок не знает, что сейчас будет выстрел, то, выполняя действия как бы вхолостую, он получает отличный результат неожиданного выстрела.
Наиболее известный способ "обмана" - это подмешивание учебных патронов в магазин пистолета. Преподаватель снаряжает магазин, незаметно вкладывая учебный патрон, и ставит стрелку задачу на ведение прицельного огня. При спуске курка с учебным патроном будет хорошо заметное отклонение оружия.
Полезно, чтобы за этими действиями наблюдали и остальные участники занятия, которые воочию увидят отклонение оружия и извлекут из этого для себя урок.
Другой способ "обмана" основан на использовании особенностей взаимодействия частей ударно-спускового механизма с предохранителем (рис.32.).
Рис 32. Смещение предохранителя вверх (выстрел не происходит)
Дослав патрон в патронник на глазах обучаемых, преподаватель, отвлекая внимание рассказом о причинах плохой стрельбы, незаметно приподнимает флажок предохранителя большим пальцем правой руки на 1.5-2 мм. При таком положении предохранителя курок сорвется с боевого взвода, но выстрела не произойдет, так как курок ударит в предохранительный выступ предохранителя и опустит последний в нижнее положение.
Действия обучаемого в этом случае будут такими же, как при стрельбе с патроном. Все ошибки будут очевидны. При повторном взведении курка и нажатии на спуск выстрел произойдет. На первых занятиях многие начинающие стрелки жалуются на то, что рука с оружием сильно трясется и гуляет по мишени В этом случае преподавателю можно произвести несколько выстрелов, когда обучаемый будет трясти его за плечо. Рука преподавателя будет испытывать сильные видимые колебания, но при этом результаты стрельбы будут лучше, чем у обучаемого.
Чтобы убедить всех в малозначительности влияния прицеливания на результат попадания, можно провести следующий эксперимент.
Приняв изготовку, преподаватель поворачивает голову к обучаемым и производит выстрел, не глядя на мишень. Колебания оружия в этом случае обеспечат отличную оценку. Три выстрела дадут самые убедительные результаты, которые докажут, что основа меткого выстрела - это прежде всего спуск курка. После этого можно напомнить о максимальных колебаниях оружия, обеспечивающих выполнение упражнения на отличную оценку (см. раздел 3.1 "Прицеливание") и продолжить занятие, сосредоточив внимание на освоение спуска курка.
Качественный скачек в обучении происходит в случае, когда начинающий стрелок впервые ощутит, что такое неожиданный выстрел. Как помочь почувствовать это ощущение? Для этого, приняв изготовку, обучаемый должен медленно нажимать на спусковой крючок с закрытыми глазами. Увидев, что указательный палец начал нажим на спусковой крючок, преподаватель наносит интенсивный удар ладонью по дульному срезу пистолета (рис.33), имитируя отдачу. Такой удар по оружию будет полной неожиданностью для стрелка.
После этого обучаемый должен восстановить в памяти свои ощущения: как он нажимал на спуск, какие ощущения были в руках с появлением неожиданного удара и запомнить эти ощущения.
Рис. 33. Освоение понятия неожиданного выстрела
При повторном выполнении упражнения будет появляться желание встретить удар. Увеличивая паузы до удара, можно добиться выполнения неожиданного спуска до имитации отдачи. Задача обучаемого - запомнить ощущения и приступить к тренировке с открытыми глазами, стремясь повторить все движения при обработке спуска. Естественно, это упражнение необходимо выполнять с соблюдением мер безопасности и обязательно убедиться в отсутствии патрона в патроннике.
Каждый преподаватель должен помнить, что завоевать авторитет можно только личным показом, а не правильными бесконечными разговорами о стрельбе. Образцовый первоначальный показ возможностей оружия явится залогом успешного результата всего обучения. После этого тот, кто хочет действительно научиться владеть оружием, будет буквально впитывать каждое слово своего инструктора.
При стрельбе из револьвера можно варьировать заряжанием в случайной последовательности патронов в каморах барабана. Или, вложив один патрон, раскрутить барабан, взвести курок и произвести его спуск. Задача такого упражнения добиваться однообразного прицеливания и спуска курка, независимо от наличия патрона в каморе совмещенной со стволом.
Очень полезным будет использование в процессе обучения видеосъемки и зеркал, чтобы обучаемый мог наблюдать за своими действиями. Видеозапись выполнения отдельных элементов и всех приемов в целом наглядно укажет на ошибки и поможет их устранить в более короткие сроки. Сравнивая же видеозаписи первого и последнего занятия, можно будет хорошо проследить рост навыков владения оружием. Выполняя приемы стрельбы перед зеркалом, можно отработать правильную изготовку, траекторию выноса оружия и т.п. Со стороны свои ошибки видны гораздо лучше.
Тренировка без патрона
Тренировка без патрона должна занимать большую часть времени на занятии. Именно при такой тренировке формируются временные нервные связи, которые в дальнейшем определяют наличие устойчивого условного рефлекса на внешние раздражители (см. раздел 9.1.1). На начальном этапе обучения тренировке без патрона следует уделять особое внимание с целью выработки правильных первичных навыков стрельбы. Однако, тренировка вхолостую не теряет своего значения с ростом мастерства. Как показывает практика, стрелки более высокой квалификации большую часть времени на тренировке уделяют именно работе без патрона.
Такие занятия не обязательно проводить в тире, а следовательно, получать навыки стрельбы можно и между практическими занятиями. В тире же следует лишь отработать с патроном те действия и движения, которые освоил стрелок на тренировке вхолостую. В этом случае эффективность практических занятий будет гораздо выше, а результаты стрельб растут значительно быстрее. Выходя на огневой рубеж, стрелок должен быть подготовленным к выполнению задания, а не разучивать все заново. На занятиях без патронов отрабатываются как базовые составляющие производства выстрела (изготовка, прицеливание по белому экрану, спуск курка), так и приемы стрельбы в целом. Такие элементы как выхватывание оружия из кобуры, работа с предохранителем и затворной задержкой, смена магазина, принятие различных изготовок на месте и в движении в основном отрабатываются за пределами тира.
Освоить приемы интуитивной стрельбы можно только без патрона, поскольку необходимо выработать чувство направления ствола. Такое чувство появляется только после многократных упражнений (вынос оружия с контролем за мушкой в прорези) и наличия большого опыта общения с конкретным образцом оружия, когда все движения и ощущения заложены в подсознание. На промежуточном подготовительном этапе большую помощь окажут пневматический пистолет и лазерный тренажер, которые дают возможность получить определенный первоначальный "настрел". Только в том случае, когда значительное количество холостых выстрелов перейдет в определенное качество, есть смысл переходить к стрельбе с патроном. Если же приступить к стрельбе после короткого объяснения, как зачастую бывает при большой группе обучаемых и дефиците времени, то эффект от таких занятий будет минимальным, а затраты на обучение не будут оправданы. Тренировка без патрона призвана выработать "чувство оружия" и твердые навыки приведения в действие всех частей и механизмов.
Каждый стрелок должен помнить о том, что навыки не могут постоянно находиться на одном уровне. С течением времени они будут угасать и через какое-то время их можно вообще утратить. Поэтому работа с оружием без патрона поможет не растерять имеющиеся навыки и поддерживать себя в форме даже в том случае, когда занятия со стрельбой проводятся редко.
11. Учебная программа по огневой подготовке
Огневая подготовка является неотъемлемой частью служебной подготовки и представляет собой систему занятий (мероприятий), направленных на подготовку сотрудников охранных предприятий к выполнению служебных обязанностей с огнестрельным оружием в реальных условиях. Как было выяснено ранее, система занятий должна включать в себя техническую, правовую и психологическую подготовку. Представленная программа включает в себя весь комплекс мероприятий, позволяющих в кратчайшие сроки с достаточным качеством подготовить охранника к самостоятельной работе с огнестрельным оружием. Программа рассчитана на три уровня подготовки и подразумевает отсутствие первичных навыков. При наличии у обучаемого определенного опыта общения с оружием данную программу можно трансформировать, сокращая как количество часов, так и количество выстрелов. Увеличение часов занятий и количества боеприпасов приведет только к формированию более прочных навыков.
В любом случае при желании иметь высокие навыки стрельбы обучаемый не должен ограничиваться занятиями только в тире. Основной упор надо делать на самостоятельные тренировки с оружием без патронов, а в тире под руководством преподавателя лишь проверять правильность отработанных движений и основное внимание уделять психологической подготовке и решению правовых задач.
Второму и третьему уровню обучения должно предшествовать психологическое тестирование, по результатам которого можно дать заключение о целесообразности дальнейшего обучения данного человека вообще. Если по своим качествам охранник не может работать с оружием, то лучше ограничиться занятиями первого уровня и плановыми стрельбами в соответствии с нормами положенности.
Все уровни обучения предусматривают стрельбу из малокалиберного оружия. Такая методика позволяет привить базовые навыки и получить определенный "настрел'' с патроном при значительном снижении стоимости обучения. Качество обучения при этом только возрастает. Содержание представленной программы и распределение времени носит базовый характер и не является догмой. Она дает полную свободу действий при планировании занятий по огневой подготовке на предприятии с учетом научных разработок в данной области, а также личного опыта преподавателя и его видения предмета обучения.
П/п | Тема занятия | Уровень подготовки (часов) | Количество выстрелов | |||
I | II | III | 5.6 мм | 9 мм | ||
1. | Т-1. Психологическое тестирование на пригодность к работе с оружием. | - | - | - | ||
2. | Т-2. Основы стрельбы из короткоствольного оружия. Материальная часть пистолета (револьвера). Взаимодействие частей и механизмов оружия при выстреле. Меры безопасности. (Лекция). | |||||
3. | Т-3. Медленная стрельба с двух рук. Определение личных возможностей. | |||||
4. | Т-4. Медленная стрельба с правой руки. Медленная стрельба с левой руки на малой дальности. | - | ||||
5. | Т-5. Стрельба с двух рук с выносом оружия в район прицеливания в ограниченное время. Стрельба после физической нагрузки. | 2 | 4 | 140 100 100 | 10 20 30 | |
6. | Т-6. Правовая подготовка. Алгоритм принятия решения на применение оружия. (Лекция). | - | - | |||
7. | Т-7. Стрельба с выносом оружия в район в прицеливания ограниченное время и с перемещением стрелка по фронту (1.5 - 2 сек.). | - | 2 | 3 | - 50 100 | - 10 20 |
8. | Т-8. Стрельба с разворотом по указанным целям. | - | 1 | 1 | - 20 30 | - 6 10 |
9. | Т-9. Парная стрельба ("ФЛЭШ"), решение тактических задач. | - | 2 | 2 | - 20 30 | - 10 10 |
10. | Т-10. Вытаскивание пистолета из кобуры, заряжание, производство выстрела (2-2.5 сек.). Стрельба со сменой магазина. | - | 1 | 2 | - 20 30 | - 10 16 |
11. | Т-11. Вытаскивание пистолета из кобуры, заряжание, производство выстрела с перемещением (с разворотом) (до 2 сек.). | - | 2 | 2 | - 15 25 | - 10 16 |
12. | Т-12. Комбинированная стрельба с психологической нагрузкой и перемещениями. | - | 1 | 2 | - 15 26 | - 10 16 |
13. | Т-13. Основы интуитивной стрельбы. | - | 2 | 4 | - 50 100 | - 10 20 |
14. | Т-14. Стрельба из-за укрытий. Стрельба с перебежками. | - | 25 50 | 6 10 | ||
15. | Т-15. Основы стрельбы лежа (на животе, на боку, на спине). Перемена позиции. | - | 25 50 | 10 16 | ||
16. | Т-16. Итоговое занятие. Выполнение контрольных упражнений. | 2 | 2 | 10 10 10 | 6 10 16 | |
ИТОГО: | 24 | 34 | 200 300 600 | 42 138 210 |
12. Рекомендуемые упражнения
Упражнение ПМ-1. Стрельба по неподвижной цели днем.
Цель - грудная фигура с кругами (мишень №4).
Расстояние до цели - 25 м.
Количество патронов - 3 шт.
Время на выполнение упражнения не ограничено.
Положение для стрельбы - стоя с одной руки.
Оценки: "Отлично" - 25 очков, "Хорошо" - 21 очко, "Удовлетворительно" - 18 очков.
Упражнение № 2. Стрельба по неподвижной цели днем после передвижения.
Цель - грудная фигура с кругами (мишень №4).
Исходный рубеж - 25 м.
Расстояние до цели - 15 м.
Количество патронов - 3 шт.
Время на выполнение упражнения - 12 сек.
Положение для стрельбы - произвольное, после перебежки на рубеж 15 м.
Оценки: " Отлично" - 25 очков, "Хорошо"- 20 очков, "Удовлетворительно"- 15 очков, при условии выполнения трех выстрелов в отведенное время.
Упражнение № 3. Стрельба по неподвижной цели днем после передвижения с переносом огня по фронту.
Цель - три грудных фигуры с кругами (мишень №4), расположенные на разных уровнях с интервалом не менее 1 м.
Исходный рубеж - 25 м.
Расстояние до цели - 15 м.
Количество патронов - 3(6) шт.
Время на выполнение упражнения - 12(15) сек.
Положение для стрельбы - произвольное, после перебежки на рубеж 15м.
Оценки: "Отлично"- 27(52) очков, "Хорошо"- 21(42) очко, "Удовлетворительно"- 16(32) очков, при условии выполнения трех (шести) выстрелов по трем мишеням в отведенное время.
Упражнение № 4. Стрельба из различных положений по неподвижной цели днем после бокового смещения на огневом рубеже с переносом огня по фронту.
Цель - три поясных фигуры 0.5х1 м, расположенные на высоте 0.75 м от пола с интервалом по фронту не менее 3 м.
Дальность до цели - 10 м.
Количество патронов - 6 шт.
Время на выполнение упражнения - 10 сек.
Положение для стрельбы - лежа, стоя, с колена.
Хватка оружия - произвольная.
Упражнение выполняется из исходного положения стоя напротив крайней мишени. По команде "ОГОНЬ" стрелок извлекает пистолет и досылает патрон в патронник, принимает изготовку для стрельбы лежа и производит выстрел в крайнюю мишень. Последующие выстрелы производятся после смещения на огневом рубеже и остановки напротив очередной мишени..
Оценка: "Отлично"- поразить три мишени 6-ю пулями, "Хорошо"- поразить три мишени 5-ю пулями, "Удовлетворительно"- поразить три мишени 3-мя пулями, при условии выполнения трех выстрелов в отведенное время.
Упражнение № 5. Стрельба по неподвижной цели днем со сменой магазина.
Цель - поясная фигура 0.5х1 м, расположенная на высоте 0.75 м от пола.
Дальность до цели - 10 м.
Количество патронов - 6 шт.(два магазина - 4+2 патрона, второй магазин укладывается в карман кобуры).
Время на выполнение упражнения - 12 сек.
Положение для стрельбы - произвольное.
Оценка: "Отлично"- поразить мишень 6 пулями, "Хорошо"- поразить мишень 5 пулями, "Удовлетворительно"- поразить мишень 4 пулями, при условии выполнения упражнения в отведенное время.
Упражнение № 6. Стрельба с места по неподвижной цели с разворотом на 180 градусов с заданной последовательностью поражения.
Цель - три поясных фигуры 0.5х1 м, расположенные на разных дальностях и обозначенные номерами (1,2,3) в произвольном порядке, расстояние между мишенями 2-3 м.
Дальность до цели - 5-7м.
Количество патронов - 3 (6) шт.
Время на выполнение упражнения - 4 (6) сек.
Исходное положение - стоя спиной к цели, нумерация мишеней стрелку не известна.
Положение для стрельбы - произвольное.
Оценка: "Отлично"- поразить все мишени тремя (шестью) пулями, "Хорошо"- поразить цель двумя (пятью) пулями, "Удовлетворительно"- поразить цель одной (тремя), при условии выполнения упражнения в отведенное время и поражения мишений в последовательности, определенной номерами или инструктором перед командой "ОГОНЬ".
Упражнение №7. Стрельба по неподвижной цели в движении.
Цель - поясная фигура 0.5х1 м, расположенная на высоте 0.75 м от пола.
Количество патронов -3 шт.
Исходное положение -15м.
Рубеж открытия огня -12м.
Рубеж прекращения огня -7 м.
Время на выполнение упражнения - 6 сек.
Огонь открывается по достижению рубежа 12 м в движении под углом не менее 20 градусов от направления стрельбы.
Оценки: "Отлично"- поразить мишень тремя пулями, "Хорошо"- поразить мишень двумя пулями, "Удовлетворительно"- поразить мишень одной пулей, при условии выполнения упражнения в отведенное время.
Упражнение № 8. Стрельба по неподвижной цели 9 ограниченное время.
Цель - поясная фигура 0.5х1 м, расположенная на высоте 0.75 м от пола.
Дальность до цели -5м.
Количество патронов -2 шт.
Время на выполнение упражнения -3 сек.
Оценка: "Удовлетворительно"- поразить мишень хотя бы одной пулей.
Упражнение выполняется с заряжанием и с исходным положением оружия в кобуре.
Упражнение № 9. Стрельба по появляющейся цели с заменой и снаряжением магазина.
Цель - поясная фигура 0.5х1 м.
Дальность до цели -5м.
Количество патронов - 5 шт.
Время на выполнение упражнения - 5 показов мишени по 3 секунды.
Исходное положение - пистолет с присоединенным магазином без патронов находится в кобуре, пять патронов находятся на столике перед стрелком, мишень на силуэте открыта.
Упражнение выполняется по силуэтной установке с программой 7+3+7+3+7+3+7+3+7+3 сек. (7 сек. - мишень на ребре, 3 сек. мишень открыта для выстрела). По докладу стрелка к выполнению упражнения нажимается кнопка "Пуск программы". С началом закрытия силуэта стрелок выхватывает оружие из кобуры, извлекает магазин, кладет пистолет на столик, снаряжает магазин одним патроном, заряжает оружие и при показе мишени производит выстрел. Далее перед каждым показом мишени стрелок снаряжает магазин одним патроном, перезаряжает оружие и производит по одному выстрелу При снаряжении магазина пистолет кладется на столик перед стрелком.
Оценка: "Отлично"- мишень поражена пятью пулями, "Хорошо"- мишень поражена четырьмя пулями, "Удовлетворительно"- мишень поражена тремя пулями.
Упражнение № 10. Стрельба по групповой цели с перемещением по фронту.
Цель - три ростовых фигуры, расположенные на различных дальностях с расстоянием не менее трех метров по фронту.
Дальность до цели - 5-7 м.
Количество патронов - 6 шт.
Время на выполнение упражнения - б сек.
По команде "ОГОНЬ" (или при развороте силуэтов) стрелок смещается в сторону не менее 1м (с извлечением и заряжанием оружия) и производит два выстрела (парный выстрел) в крайнюю мишень. Последующие серии по два выстрела производятся по оставшимся мишеням после смещения по фронту на расстояние не менее 1.5м.
Все упражнения выполняются с исходным положением оружия в кобуре и использованием страховочного ремешка, магазин с патронами вставлен в рукоятку, патрон в патронник не дослан, предохранитель включен, кобура застегнута.
Упражнения из служебных револьверов выполняются по тем же условиям, за исключением упражнения № 5, в котором для шестизарядного револьвера время увеличивается до 15 секунд. Из пятизарядного револьвера за то же время выполняются пять выстрелов (3+2) с выставлением оценок из расчета пяти, четырех и трех пробоин.
13. Меры безопасности
Главной задачей соблюдения мер безопасности является выполнение действующих в стране соответствующих правовых норм и различных подзаконных актов. Отсюда вытекают требования к организации и безопасному проведению любых видов стрельб с целью исключения нанесения материального и физического ущерба организациям и людям.
Понятие мер безопасности включает в себя организационные и технические мероприятия. Под организационными мероприятиями понимают проведение подготовительных занятий, инструктажей, допуск к стрельбам, оформление документации, оборудование тиров и стрельбищ, организация безопасной мишенной обстановки, учебных мест, медицинского обеспечения, выставление оцепления и т.п.
Под техническими мероприятиями понимают использование средств защиты, своевременное обслуживание и ремонт тиров (стрельбищ) и вооружения, выбраковка боеприпасов, приемы безопасного обращения с оружием и т.п.
Исходя из правил и техники безопасности, составляющих в комплексе меры безопасности, можно выделить основные требования к организации и проведению стрельб.
А. При организации стрельб.
1. Любые занятия со стрельбой проводить только в специально предназначенных для этого местах (стрельбищах и тирах);
2. Руководитель занятия должен иметь соответствующее образование и опыт занятия стрельбой и обладать определенными навыками в проведении занятий по огневой подготовке;
3. Началу занятия с выполнением практических стрельб должны предшествовать занятия по изучению материальной части оружия, приемов и правил стрельбы и проведен первичный инструктаж по мерам безопасности;
4. Оружие должно быть исправным и почищенным (ствол протерт насухо), а боеприпасы не иметь помятостей, ржавчины и зеленого налета. Запрещается ведение огня из неисправного оружия!
5. Личный состав необходимо проинструктировать с росписью в журнале или ведомости инструктажа по мерам безопасности при проведении стрельб и обращении с оружием.
6. При выполнении упражнений с малыми дальностями устройство пулеприемника и организация мишенной обстановки должны исключать обратный рикошет пуль.
Б. При проведении стрельб.
1. Руководитель занятия обязан требовать неукоснительного соблюдения мер безопасности всеми участниками стрельб и постоянно контролировать их выполнение.
2. Все действия выполняются обучаемыми только по команде старшего руководителя стрельб или руководителя занятия на учебном месте.
3. Заряжание оружия производится только на огневом рубеже по команде руководителя.
4. Оружие постоянно находится в плоскости стрельбы, направлено на мишени или расположено под углом не более 45 градусов к горизонтали.
5. Палец на спусковой крючок накладывается после наведения оружия на цель. В остальных случаях указательный палец должен находится на спусковой скобе.
6. Оставлять заряженное оружие без присмотра категорически запрещено. Все оружие и боеприпасы должны находиться под постоянным контролем инструктора, исключающим возможность хищения.
7. В случае возникновения задержки при стрельбе стрелок докладывает руководителю, не поворачивая головы.
8. При стрельбе двойным хватом обращать внимание на то, чтобы большой палец левой руки не находился за тыльной частью затвора на траектории его движения. При несоблюдении этого требования острыми краями затвора во время выстрела руке может быть нанесена серьезная травма.
9. Осмотр оружия производится лично руководителем занятия перед началом и по окончании стрельб, а также после каждой серии выстрелов перед осмотром мишеней.
10. По команде "СТОЙ", поданной любым участником стрельб, стрельба прекращается, и оружие ставится на предохранитель. Стрельба возобновляется только после выяснения причины остановки по команде руководителя занятий. А по команде "РАЗРЯЖАЙ" - стрельба прекращается, и оружие немедленно разряжается.
11. Наличие и расход боеприпасов должен находится под постоянным контролем руководителя занятий и начальника пункта боепитания.
12. При появлении людей, животных или птиц в зоне стрельбы немедленно подается команда "СТОЙ" и включается предохранитель.
13. Переносить оружие по тиру разрешается только разряженным и в зачехленном виде.
14. При осмотре мишеней брать в руки оставленное на огневом рубеже оружие запрещается.
В. По окончании стрельб.
1. Проверить, чтобы все оружие было разряжено, зачехлено и убрано.
2. Проверить расход боеприпасов, собрать стрелянные гильзы.
3. Заполнить документацию. Сделать итоговые записи в раздаточно-сдаточной ведомости, проверить соответствие расхода боеприпасов записям в учетной документации.
4. Собрать и сдать на утилизацию стрелянные гильзы, навести порядок на учебных местах.
5. Провести общий разбор занятия со всеми участниками.
Неукоснительное соблюдение мер безопасности при проведении занятий по огневой подготовке исключит травматизм личного состава, порчу оборудования тиров и стрельбищ и возникновение различных не желательных ситуаций.
14. Поражающие действия боеприпасов короткоствольного стрелкового оружия.
Несмотря на упорное умалчивание в печати о предназначении стрелкового оружия, необходимо признать, что основной задачей его применения все-таки является эффективное поражение конкретных целей, большинство из которых это человеческое тело. По поводу критериев оценки эффективности боеприпаса и механизма воздействия пуль на различные ткани ведутся постоянные споры.
Тем не менее, для короткоствольного оружия очевидным является критерий останавливающего действия, поскольку основная стрельба ведется на самых коротких расстояниях. Следовательно, при попадании пули в тело она должна сразу "вырубить машину", т.е. противник должен мгновенно быть лишен способности оказать любое сопротивление. В отличии от винтовочных и автоматных пуль, предназначенных для поражения целей на значительных дальностях, пистолетные и револьверные пули имеют всегда больший калибр, затупленную носовую часть и меньшие начальные скорости. Поэтому при попадании происходит быстрое торможение пули в тканях и большая часть ее кинетической энергии передается телу, чем и достигается эффект останавливающего действия.
Результатом взаимодействия пули с тканями является образование разрушений в теле, структура и размеры которых зависят от области попадания, вида снаряда (пули), наличия предварительных преград и прочих факторов. При рассмотрении этих разрушений используют такое понятие как "раневой канал" или "профиль раны".
В зависимости от общей картины, рассматривают следующие виды ран:
· полное разрушение и отрывы частей тела;
· сквозные;
· слепые;
· частично сквозные и частично слепые;
· касательные;
· касательно-слепые;
· ушибленные раны.
Полное разрушение и отрывы частей тела при стрельбе из короткоствольного оружия встречаются крайне редко и относятся в основном при попадании в пальцы рук и ног. При сквозном ранении пуля проделывает раневой канал и, не разрушаясь, покидает тело, оставляя входное и выходное отверстия. Слепое ранение начинается от входного отверстия и заканчивается в глубине тела, а пуля, как правило, находится в конце раневого канала. Частично сквозные и частично слепые представляют собой одно входное отверстие с разветвляющимися в глубине тела раневыми каналами как сквозными, так и слепыми. Это возможно в случае разрушения пули и деления ее на фрагменты.
Касательно-слепые ранения имеют открытую касательную рану в сочетании со слепыми каналами в случае разрушения пули. Ушибленные огнестрельные раны получаются от пуль, потерявших на излете большую часть кинетической энергии, либо после прохождения через преграду.
Если пуля проникает в тело, то такие ранения называются проникающими. Остальные ранения являются непроникающими. Но оба вида ранений могут сопровождаться повреждениями внутренних органов, открытыми и закрытыми, с кровотечениями, разрывом сосудов и нервов, переломами костей.
Непосредственно процесс образования огнестрельного повреждения сложен и неоднозначен. В основе повреждающих факторов выстрела лежит многообразие физических и химических процессов, имеющих существенные различия по своим поражающим действиям. Кроме того, при преодолении пулей различных преград перед проникновением в тело (бронежилет, предметы в карманах, в разгрузочных жилетах и т.п.), а так же при дроблении костей, могут образоваться дополнительные механические элементы, способные вызвать дополнительные повреждения. Такие поражающие элементы называются вторичными снарядами.
Механизм повреждающего действия пули уже изучен достаточно хорошо. Попавшая в тело пуля оказывает в основном механические повреждения. Окончательный характер повреждений и их объем зависит от множества факторов, таких как калибр, скорость встречи, конструкция пули и ее устойчивость, наличие предварительных преград и многое другое.
Взаимодействие пули с различными областями тела определяется рядом взаимосвязанных между собой перечисленных ниже динамических характеристик:
· поглощенная энергия;
· время контакта;
· форма и протяженность раневого канала;
· временная пульсирующая полость;
· устойчивость или неустойчивость движения пули по телу;
· экспансивность пули;
· образование вторичных снарядов.
Совокупность данных факторов будет представлять собой общую картину поражения (пробивное действие пули, мощность ударного воздействия, останавливающее действие и т.п.).
Примерно через 0.0005 с после начального соприкасания пули с телом возникает временная пульсирующая полость, которая продолжает формироваться по мере прохождения поражающего элемента. Наибольших размеров полость достигает через 0.005 с, после чего с затухающей амплитудой уменьшается к 0.08 с. Первичный подъем давления называют ударной волной, движение которой во многом определяет характер повреждения мягких тканей. Во время пульсации временной полости происходит волнообразное изменение давления с чередующимися фазами сжатия и разряжения, в результате чего область раневого канала испытывает положительное и отрицательное давление. То есть полость сначала расширяется, а потом быстро охлопывается. Весь цикл перепада давления в пределах ста атмосфер занимает всего лишь несколько миллисекунд.
Отрицательное давление в биологических мягких тканях богатых жидкостью вызывает явление кавитации. Это вредное явление в технических устройствах способно разрушать даже стальные конструкции. Именно взрывоподобный эффект кавитации в тканях богатых жидкостью образует очаг поражения вокруг раневого канала, вызывая дополнительное разрушение прилежащих органов, кровеносных сосудов, нервных окончаний и т.п.
В пистолетах и револьверах в настоящее время применяются тупоконечные пули для достижения так называемого останавливающего эффекта, конструкция которых обеспечивает это быстрым их торможением и смятием в биологических тканях. Винтовочные и автоматные пули имеют остроконечную форму и обладают большой кинетической энергией. Применяемые для поражения целей на значительном удалении от стрелка, они отличаются высоким пробивным действием. Поэтому, совершая работу по преодолению биологической цели, такая остроконечная пуля теряет лишь до 10% своей энергии, которая передается поражаемым тканям. Пули же короткоствольного оружия, имея гораздо меньшую энергию по сравнению с винтовочными, при попадании в тело отдают ему большую часть кинетической энергии. А при слепом ранении вся энергия пули передается пораженной цели. Кроме того, пули служебного оружия имеют более высокую пластичность, и, проникая в тело, они сминаются. На деформацию пули тратится некоторое количество ее собственной кинетической энергии. Это позволяет увеличить время передачи энергии тканям и тем самым увеличить мощность удара, а следовательно, и получить более высокий останавливающий эффект, что необходимо для мгновенного выведения противника из строя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенно очевидно, что подготовка сотрудников охранных предприятий должна проводится постоянно, чтобы поддерживать их профессиональные навыки и умения на высоком уровне. Качество подготовки охранников во многом будет определять статус предприятия, что играет немаловажную роль в достижении успеха на рынке частной охраны.
Очень важно создать на предприятии условия для возникновения самостоятельного стремления сотрудников к повышению своей профессиональной подготовки. Это прежде всего значит, что они должны иметь положительную мотивацию к занятиям, а именно, когда заработанная плата зависит от квалификации охранника. Для этого на предприятии рекомендуется проводить периодическую аттестацию, прием всесторонних зачетов, победителям спортивных соревнований вручать денежные премии и т.п. При таком подходе охранники, как показывает практика, стремятся уже за счет собственных средств пройти определенное обучение, в свободное от работы время попасть в спортивный зал или пойти в тир. Выиграют при такой организации служебной подготовки все.
Охранники, имея перспективу и зарплату более высокую относительно других предприятий, будут стремиться к повышению своего уровня профессионализма и "держаться" за рабочее место, что сократит текучесть кадров. Руководители предприятия смогут сократить расходы из прибыли на обучение своих сотрудников, повысить им денежные выплаты и иметь профессиональные кадры, за работу которых можно быть уверенным. Плох