Методические приемы игрового обучения общению

Лекция 8

Чтобы обучить человека анализу ситуаций общения в целом и особенностей своего общения в частности, научить его употреблять слова, выражения, интонации применительно к целям коммуникации, используют различные учебно-методические приемы. Одиниз таких приемов, позволяющих добиться хороших результатов в овладении видами речевойкоммуникации, – разыгрывание ситуаций в сфере деятельности конкретного специалиста,т. е. деловая игра.

Профессиональная цель достигается при имитационном моделировании определенных аспектов профессиональной деятельности. Здесь важно отметить тот факт, что обучаемый, оказываясь в условиях, которые близки к реальным, имеет возможность оценить свои силы и знания, убедиться в необходимости восполнять и совершенствовать их.

Имитационное моделирование, кроме того, способствует укреплению интереса обучаемых к своей будущей профессии.

Общая цель профессионального общения реализуется через различные образцы диалогической и монологической речи. Участники игры в каждой конкретной ситуации должнысоветоваться друг с другом, возражать, доказывать свою точку зрения, выслушивать собеседника и стараться его понять.

Основная функция диалогического общения в деловой игре – коммуникативная, ноданный вид общения, как отмечал известный психолингвист А.А. Леонтьев, выполняет и«диагностическую, имотивационнуюфункцию, побуждающуюобучаемых стремиться к более совершенному овладению общением на русском языке».

В ряде случаев, когда участники деловой игры отстаивают свою точку зрения иливыражают свою позицию и мотивируют ее, их речь приобретает монологическийхарактер. Поэтому в систему предваряющих деловую игру упражнений специалисты рекомендуют включать упражнения по обучению монологическим высказываниям, коммуникативная цель которых – убедить партнера по общению в своей правоте, согласиться либо несогласиться с ним, обосновав свою точку зрения.

Общение в ходе игры является в значительной степени неподготовленным и требуетбыстрой речевой реакции: включения в диалог или высказываний в монологической форме.Поэтому уже усвоенные ранее речевые образцы должны гибко использоваться в новой ситуации. Потребностью участников игры может быть вызвана и активизация пассивно усвоенной лексики или речевых образцов. Таким образом участники игры расширяют сферу своей речевой деятельности.В процессе деловой игры существенное значение приобретают следующие общеметодические положения.

1. Наличие модели социально-экономической системы. Принятое обучаемыми решение не воздействует на модель системы, не изменяет ее состояние, т. е. обучаемые не имеютсведений о последствиях принятых ими решений. Эти последствия рассматриваются гипотетически, умозрительно, как возможные.

2. Коллективная выработка решений. Решения принимаются, как правило, в условияхотсутствия конфликта, поскольку все обучаемые выступают как бы в одной, коллективной,групповой роли.

3. Многовариантность решений. Этот фактор может порождаться неодинаковой компетентностью обучаемых, различием их приоритетов.

4. Единая цель при выработке решений. Вся группа рассматривает одну ситуацию, покоторой в общем виде предстоит принять решение.

5. Групповое оценивание деятельности обучаемых. Обычно оцениванию подлежитконечный результат, т. е. само решение.

6. Наличие управляемой эмоциональной напряженности обучаемых. Она создаетсяследующими средствами:

• соревнованием групп по достижению цели;

• неполнотой информации об объекте;

• оцениванием деятельности обучаемых;

• несоответствием ресурсов и цели.

При этом несоответствие ресурсов и цели обусловлено недостаточным уровнем знаний, умений и опыта участников игры; неопределенностью (неполнотой) предоставляемой (получаемой) информации; ограниченностью времени, выделяемого участникам игры длявыработки и принятия решения.

Возникновению эмоциональной напряженности способствуют, в частности, неуправляемые факторы деловой игры как метода обучения:

• нетрадиционный для участников игры подход к обучению;

• коллективная форма выработки и принятия решений, при которой создаются условиядля воздействия группы на отдельного участника (и отдельных участников друг на друга);

• возможность наверстать упущенное на более ранних этапах, т. е. «исправиться» безморальных потерь для обучаемого;

• возможность конфликтов между речевыми целями и личными интересами участников.

К факторам управляемой эмоциональной напряженности относятся:

• возможность достаточно острого конфликта из-за несовпадения целей (функциональных и игровых) участников, исполняющих разные роли;

• обеспечение личной заинтересованности участников в определенных исходах игровой ситуации;

• выполнение психологических требований по подбору игровых групп, распределениюролей с учетом личностных особенностей участников и др.

Средствами, обеспечивающими управляемую эмоциональную напряженность, являются:

1) реализация ситуации выбора. Это средство предполагает три компонента:

• наличие более одного варианта;

• вера участника в возможность для него выбирать любой вариант;

• возможность для участника добавить вариант.

Если хоть один из первых двух компонентов отсутствует, ситуации выбора нет и принятие решения невозможно. Наличие альтернативы сразу же переводит деловую игру в другое качество – тренинг.

Третий компонент позволяет принимающему решение проявить свои творческие способности;

2) несоответствие между ресурсами и целью;

3) соревновательный характер деятельности игровых групп;

4) противодействие руководства игры замыслам играющих;

5) информационная неопределенность и случайный характер воздействия на объектигрового моделирования в процессе игры;

6) процедурные средства воздействия на участников, если они в своей деятельностиотклоняются от предписанных им речевых целей (функциональных и игровых). Такимисредствами могут быть, в частности, оценки, выставляемые участникам в соответствии спринятой системой оценивания.

Роли в деловой игре.При обучении основам речевой коммуникации могут использоваться игры дискуссионного характера, интеллектуального поиска и моделирующие профессиональную деятельность. Применение того или иного вида игр зависит от целевой установки, контингента студентов, степени их языковой подготовки и ряда других факторов.

Во всех случаях эти игры носят, как правило, ролевой характер, а особенности взаимодействия участников обусловливаются:

• структурой игры;

• определенными функциональными обязанностями лиц, в роли которых выступаютучастники игры;

• установленными правилами игры и методикой ее проведения;

• принятой в данной игре системой оценивания деятельности участников.

Количество действующих лиц в деловой игре может быть различным. Следуетотметить, что введение большого количества ролей затрудняет как режиссуру игры, так иоценивание вклада (речи) каждого участника в конечный результат. Поэтому вопрос о количестве действующих лиц в игре должен быть тщательно продуман уже на этапе ее разработки, поскольку он оказывает непосредственное влияние на эффективность этого методаобучения.

Роли в игре определяются преподавателем – разработчиком игры в соответствии сееучебными целями. Кроме того, по мнению специалиста в этой области Л.Г. Вишняковой,в перечень ролей могут быть включены не только роли, необходимые для моделированияимитируемой трудовой деятельности обучаемых, но и роли, необходимые для организацииигры: роли арбитров, членов жюри (судей), оппонентов, в том числе тайных, и т. п.

Система оценивания игры.Необходимым компонентом всякой игры является система оценивания деятельностиучастников. Без этого невозможно достичь целей игры, поскольку эта система позволяетустановить определенный порядок взаимодействия участников игры и соревновательныйхарактер их деятельности. Подобная система должна позволять оценивать не только деятельность каждого участника и его вклад в выработанное группой решение, но и его личностные качества (деловые, моральные, психофизиологические).

В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действийучастников, включая четко мотивированные систему премирования (поощрения) и системуштрафов (наказаний) участников. При этом следует четко разграничить оценивание ходаделовой игры и оценивание (анализ) ее результатов.

Какие же стороны деятельности участников деловой игры необходимо оценивать? Заоснову можно взять методику, предложенную В.Я. Платоновым и В.В. Подиновским, в которой предлагается оценивать:

1. Эффективность сформированного участниками игры решения.

2. Межгрупповое взаимодействие участников деловых игр

3. Взаимодействие участников внутри игровых групп.

4. Личностные качества участников деловых игр

При оценивании личностных качеств в деловых играх в области речевой коммуникации следует учитывать культуру речи, коммуникабельность, соблюдение речевого этикета.

Лингвистическая деловая игра «переговоры»

Лингвистическая деловая игра (ЛДИ) «Переговоры» представляет собой учебнуюигру, имитирующую один из аспектов профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы. Это активная коллективно-личностная форма учебной работы, входе которой формируются или совершенствуются профессиональные речевые умения.

Ориентируясь на мотивы обучения, ЛДИ «Переговоры» позволяет максимально активизировать профессиональную заинтересованность студентов, удовлетворить их потребность в быстром овладении языком специальности.

Функциональная цель ЛДИ «Переговоры» – выработать у студентов социально-экономических специальностей устойчивые навыки владения профессиональной речью на основесымитированной игровой ситуации переговоров.

Независимо от видов ЛДИ имеют три основные педагогические цели:

1. Обучение русскому языку. Активизирует владение языком специальности: умения инавыки использования профессиональной лексики, грамматическую и синтаксическую правильность письменной речи.

2. Обучение речевому общению. Активизирует владение монологической и диалогической речью.

3. Профессиональная цель. Активизирует профессиональную заинтересованность.

Следует отметить, что учебная цель игры отличается от целей действий ее участников.Так, учебную цель игры ставит перед собой преподаватель. Участники же ставят перед собойцели исходя из своих «должностей» (ролей). Более того, участникам игры до момента ееразбора не следует знать учебных целей игры, так как это может повлиять на их действия.

Использование ЛДИ «Переговоры» предполагает включение в учебный процесс следующих этапов.

1. Предыгровое обучение. Этап подготовки участников к ЛДИ «Переговоры» подразумевает реализацию системы практических заданий, включающей три основные группы:

1) задания, развивающие навыки грамматики и синтаксиса; обработка деловой, этикетной и профессиональной лексики; обработка соответствующих грамматических и синтаксических конструкций;

2) задания, развивающие коммуникативную компетентность: умение подготовить и произнести монологическое высказывание; навыки участия в диалогической речевой коммуникации; умение составлять деловые документы;

3) задания, развивающие умения и навыки общения в профессиональной сфере: подбор либо составление текстов по специальности с заданиями к ним.

2. Определение темы игры. Тема игры вытекает из содержания учебного материала,предусмотренного программой, и определяется преподавателем на основе критерия ее значимости и актуальности для подготовки специалиста.

Определение темы ЛДИ конкретизирует функциональную (учебную) цель. Переговоры представляют собой, как уже отмечалось выше, процесс целенаправленного и ориентированного на достижение необходимых результатов делового общения в форме диалога.

Сложность проведения переговоров зависит от таких субъективных факторов, как коммуникативные способности, навыки, умение деловых партнеров, от опыта в этой области, темперамента участников, их специальности и др. Поэтому форма переговоров весьмаудобна для разыгрывания, таит в себе большие возможности для активного изучения видовречевой деятельности.

3. Формирование учебной цели. Имитируемая профессиональная ситуация переговоров, по условиям проведения лингвистической деловой игры, является вторым планом, своеобразным фоном, на котором осуществляется основная учебная цель: обучение языку специальности.

Нельзя не согласиться с Ю.Д. Красовским, который утверждает, что если проигрывается только профессиональная деятельность и не обращается внимание на формы профессионального общения, то деловая игра воспроизводит лишь модели экономического поведения; если же главное внимание обращается на профессиональное общение и недооцениваетсяпрофессиональная деятельность, то в деловой игре воспроизводятся те или иные моделисоциального поведения.И в том и в другом случае деловая игра оказывается методологически неполной: она разрывает единство делового поведения личности, либо превращая его вузкоэкономический феномен, либо излишне психологизируя его.

Конкретные же учебные цели ЛДИ можно определить следующим образом:

• ускорить и сделать более направленным процесс обучения основам речевой коммуникации;

• обучить умению быстро и правильно принимать решения профессионального характера;

• поставить участников игры в условия, в которых они должны в процессе принятиярешений учитывать их эффективность и влияние на конечные результаты деловой игры;

• обучить участников игры четкому взаимодействию в процессе подготовки и реализации решений, эффективному распределению прав и обязанностей между ними;

• обеспечить понимание взаимодействия устной и письменной речи в процессе реальной деловой коммуникации;

• проверить умение пользоваться материалом по курсу лекций и практических занятий.

4. Выбор объекта имитации. Переговоры нужны прежде всего для того, чтобысовместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять совместное решение.

Американский исследователь в этой области Ч. Икле выделяет следующие цели, покоторым могут проводиться переговоры:

1) продолжение существующих соглашений. Часто можно встретить в торговой сфере,когда стороны, например, заключив ранее соглашение, после истечения указанного срокавносят незначительные изменения и уточнения в новый договор с учетом сложившейсяконъюнктуры;

2) нормализация отношений. Предполагается переход от конфликтных к иным типамотношений между сторонами. В мировой практике такого рода переговоры ведутся, например, после окончания войн. Но такие переговоры есть и в области социальных, экономических и других отношений. Примером могут служить переговоры по улаживанию конфликтамежду двумя фирмами, возникшего по поводу распределения рынков сбыта продукции;

3) достижение перераспределительного соглашения. Смысл таких переговоров заключается в том, что одна из сторон, занимая наступательную позицию, требует изменений условий договора в свою сторону за счет интересов других сторон.

Перераспределительные переговоры также можно встретить в любой сфере. Например, в сфере деловых отношений, когда одна из сторон выступает с инициативой проведения переговоров по подписанию нового соглашения, предусматривающего увеличение еепроцента от прибыли;

4) достижение нового соглашения. Такие переговоры направлены на установлениеновых отношений и обязательств между участвующими в них сторонами. Один из примеров– переговоры с новым партнером о взаимных поставках;

5) получение косвенных результатов, которые не отражаются в соглашении (еслисоглашение вообще достигнуто). Такими результатами могут быть установление контактов,выявление точек зрения партнеров, оказание влияния на общественное мнение и др. В этомслучае главным становится то, что как бы остается за кадром.

Таким образом, выбор объекта зависит от конкретной функциональной (учебной) цели,которая будет заложена при имитации ситуации переговоров.

Объект имитации ЛДИ «Переговоры» может быть выбран, например, в зависимостиот:

• уровня владения студентами группы видами речевой деятельности;

• интересов участников игры, их ожиданий, личного опыта;

• интересов преподавателя, его личного опыта;

• потребностей учебного плана обучения специалистов, увязанных с дисциплинами,уже изученными либо изучаемыми параллельно;

• наличия у студентов и преподавателя массива информации (газетно-журнальныепубликации, биржевые сводки, рекламные проспекты с описанием товаров и ценами на нихи др.) по конкретному виду экономической деятельности.

5.Состав участников и их роли.Каждый участник ЛДИ «Переговоры», как, впрочем,и участник любой деловой игры, имеет свою роль. Разыгрывание происходит в ситуации,которая сопровождается возникновением эмоциональной напряженности у каждого участника игры и требует от него мобилизации коммуникативных, интеллектуальных и психофизиологических способностей.

Следовательно, каждая роль приобретает, кроме того, и определенную личностнуюокраску.

Распределение ролей является важным моментом, от которого во многом зависит успехигры. Здесь должны учитываться и степень коммуникабельности, и уровень знаний, и личностные качества.

При распределении ролей в ЛДИ «Переговоры» возможны следующие варианты:

1) распределение ролей преподавателем. В методической литературе излагаются различные подходы к этому варианту. Так, Л.Г. Вишнякова считает, что в студенческой группецелесообразно, правда, в случае, когда игра проводится впервые, распределить роли порешению преподавателя, на основе его представлений о деловых и личностных качествахобучаемых. В процессе же игры часто раскрываются незнакомые преподавателю деловыеи личностные качества обучаемых, которых он не считал сильными, их профессиональныеспособности, глубина знаний, качества лидера и бойца, до сих пор не проявлявшиеся из-за отсутствия соответствующих условий. Однако недостаток этого варианта в том, что онограничивает свободу выбора. Поэтому в последующем при распределении ролей можноучитывать и свое мнение о возможностях игрока, и мнение коллектива. В некоторых зарубежныхисточниках, напротив, рекомендуется распределять роли преимущественно самимистудентами;

2) распределение ролей студентами. Такое распределение более эффективно в сильной, хорошо организованной группе. При других особенностях группы распределение ролейсамими студентами может отрицательно повлиять на развитие игры;

3) случайное распределение ролей. Под случайным распределением ролей понимаетсяв данном случае распределение с помощью жребия, «считалочки», в форме лотереи и др.

6. Оценка действий участников игры. Система оценивания действий участниковЛДИ «Переговоры» относится к балльным. Она учитывает рекомендации литературныхисточников, приведенных выше. Вместе с тем она имеет и принципиальные отличия.

Во-первых, поскольку основной целью лингвистических деловых игр является активное обучение общению, большинство аспектов оценивания, имеющих ярко выраженныйхарактер профессиональной деятельности, оценке не подлежит.

Во-вторых, присуждение и снятие баллов за приведение участниками игры образцовречи, языковых моделей, профессиональной, этикетной и иной лексики и т. п. имеет четковыраженный лингвистический характер.

В-третьих, оцениваются только те невербальные средства общения, которые обычносопровождают речь, а не поведение.

В-четвертых, оценка личностных качеств участников игры носит в основном закрытый характер. То есть преподаватель, который проводит игру, не знакомит их со всеми сделанными в процессе игры выводами о проявлении личностных качеств, учитывая субъективный характер этих выводов.

В-пятых, используется не ранжированная (2, 3, 4, 5 баллов или от 1 до 10 баллов ит. п.) система баллов, а фиксированная. То есть за тот или иной эпизод речевого поведенияприсуждается фиксированное количество баллов.

В ЛДИ «Переговоры» может быть использована следующая система поощрительныхи штрафных баллов.

Поощрительные баллы:

за каждую использованную этикетную форму +1 балл;

за каждый использованный профессиональный термин +1 балл;

за каждый использованный синоним +2 балла;

за использование речевой тактики +3 балла;

за использование сравнительного оборота +3 балла;

за четкость мотивации при общении +3 балла.

Количество присуждаемых баллов объясняется степенью сложности каждого из приведенных случаев. При этом степень сложности определялась экспериментально.В качестве речевых тактик могут использоваться, например, приведение примераиз информационного издания либо литературного источника, приведение высказыванийизвестных людей (социологов, политиков, бизнесменов, экономистов и т. д.), пословиц,поговорок.

По усмотрению преподавателя или арбитражной группы студентов баллы могут присуждаться и за иные речевые действия.

Штрафные баллы:

несоблюдение речевого этикета —1 балл;

грамматические ошибки —1 балл;

речевые ошибки —1 балл;

неправильное использование профессиональноготермина —3 балла

неубедительное высказывание —3 балла;

некорректный вопрос или реплика —3 балла.

По усмотрению арбитров игры штрафные баллы могут начислиться и за иные речевыенеточности.

Наши рекомендации