Методические приемы обучения письму

Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо оста­новиться на приемах, которыми пользуется учитель, обучая детей письму и чистописанию. Это:

— показ написания учителем;

— списывание с готового образца;

— копировальный метод;

— воображаемое письмо; .

— анализ формы букв;

— усвоение правил письма;

— письмо под счет (тактирование);

— анализ ошибочного написания.

Показ написания учителем. Основным приемом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровожда­емый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Написанное на доске можно еще раз обвести указкой. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением. Объяснение учителя должно сопровождать показ и ориентировать учащихся, где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Вначале объяснение дается учителем, а на этапе выработки навыка написания это могут делать уче­ники.

(см. распечатку стр.84-85)

Усвоение правил письма. Это способствует сознательному овла­дению навыком письма. Правила формулируются кратко, их должно быть немного. Правила складываются из тех задач, которые учитель ставит перед учащимися на данном этапе обучения. На­пример:

Iкласс — буквы надо писать с одинаковым наклоном;

— буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии;

— писать надо красиво.

IIкласс — буквы в словах надо писать одинаковой высоты;

— слог пишется безотрывно;

— писать надо быстро и красиво.

Чтобы учащиеся могли выполнить каждое из этих правил, учи­тель должен им объяснить, от чего зависит его выполнение. Не следует обращаться к правилам ежедневно, но и забывать о них нельзя.

Письмо под счет (тактирование). Письмо в такт счету спо­собствует выработке плавного, ритмичного письма определенного темпа. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно.

Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение ос­новное («на себя») сопровождается счетом «раз, два, три». Соеди­нительное движение («от себя») производится на счет «и». При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительнос­ти движения.

Поначалу учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся.

Тактирование используется и при письме соединений, слогов и коротких слов.

Анализ ошибочного написания. При таком анализе в I классе ошибочное написание не выносится на доску. Учащиеся рассматри­вают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы:

— Кто не довел палочку до верхней (до нижней) линии?

— Все ли элементы имеют одинаковый наклон?

— У кого элементы вышли за строку?

При этом учитель или учащиеся объясняют, что надо де­лать, чтобы ошибки не повторялись. Во II и III классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Дети находят ошибку, объясняют, как ее следует избежать. Для ис­правления ошибки прописывают букву, чередуя с написанием ее дополнительного элемента:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ПИСЬМА В I КЛАССЕ

Письмо проводится непосредственно за уроком обучения гра­моте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке пись­ма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чте­ний. В последнее время распространяется практика интегрирован­ных уроков обучения грамоте и письму.

Урок обучения письму проводится по следующей схеме.

Схема урока письма

1. Оргмомент. Упражнения для пальцев.

2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; зна­комство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зри­тельных элементов буквы.

4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ дви­гательных элементов.

5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по об­разцу.

6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).

7. Письмо соединений (слогов).

8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.

9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий. 10.- Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись. В течение урока нужно 2—3 раза проводить физпаузы как сидяза партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса).? Упраж­нения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы пре­дотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.

Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уро­ках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятель­ность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испы­тываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значе­ние приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого уче­ника к письму и оказывать Индивидуальную помощь тем, кто ис­пытывает наибольшие трудности.

Наши рекомендации