Методические приемы обучения видам чтения

Обучение изучающему чтению

Работа над текстом для чтения (предтекстовый этап)

Цель этого этапа – создание мотива чтения и развитие такого важнейшего читательского умения, как прогнозирование, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста, используя заголовок, подзаголовки, иллюстрации к тексту и тому подобное. Этот этап работы можно назвать стадией вызова, так как он ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний и умений на присущем им уровне. Возможны задания этого типа:

- Учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему (если таковые есть) и высказывают свои предположения по теме и содержании текста.

- Учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст, и спросить себя: «Что я знаю по этой теме? Что я видел, слышал, читал об этом?»

- Учащиеся записывают ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составляют ассоциограмму (кластер, схему), заполняя ее ассоциациями, возникающими у них еще до прочтения текста.

Работа с текстом во время чтения

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. Этот этап работы можно назвать стадией осмысления, на котором учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные мета-когнитивные методы понимания текста: чтение с карандашом в руках, метод помет, с помощью которого читающий осмысливает воспринимаемую информацию, помечая знаками «+» (это мне известно) и «-» (этого я не знаю), метод «двойного дневника», в который выписываются факты из текста и их личностная интерпретация («Это очень интересно!», «Почему?», «Не согласен!» и тому подобное). Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно по схеме «проникновения» в иноязычный текст.

Учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предложения, сделанные до чтения текста.

При повторном чтении текста учащиеся решают различные контрольные задания:

- выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сказал);

- делят текст на смысловые куски;

- определяют основную мысль каждой части текста;

- выделяют ключевые слова в каждой части текста;

- особо отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных лексических единиц, необходимых для точного понимания информации;

- устанавливают связи между частями текста;

- перечитывают важные места текста, задавая себе вопрос: «Что хотел сказать автор?»

- ведут «двойной дневник», выписывая из текста факты, цитаты, характеристики героев и интерпретируют их;

- пересматривают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации и тому подобное.

- Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение вслух. Ответ на вопрос, в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме, содержании текста, о развитии событий, героях.

Работа с текстом после чтения

Цель – достижение понимания на уровне смысла (то есть основной мысли) и контроль понимания прочитанного. Это – стадия рефлексии. Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путем они к нему пришли, и анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.

В качестве заданий на контроль понимания прочитанного могут быть предложены задания, вовлекающие учащихся в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:

- нарисуйте, начертите…; - перескажите, расскажите, спишите, докажите…; - напишете, продолжите, закончите, дополните…; - найдите эквиваленты, переведите…

Наши рекомендации