Вопрос 14: «Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Современные теории собственности»
Собственность – это отношение между людьми, выражающее определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форм присвоения средств производства.
Место и роль собственности в системе общественных отношений:
² Фундамент в системе общественных отношений;
² Определяет экономическое и социальное положение различных слоев общества;
² Имеет 2 пути смены своих форм: эволюционный, революционный;
² Предполагается переплетение всех форм собственности;
² Выступает результатом исторического развития.
Как экономическая категория, собственность – сложная совокупность отношений владения, распоряжения, которая реализуется через всю систему экономических отношений общества.
Собственность, как категория права – отношения между человеком или сообществом людей (субъектами) с одной стороны и любой субстанцией материального мира (объекта) с другой стороны, заключающиеся в постоянном или временном отчуждении, присвоении объекта субъектом, характеризующие принадлежность объекта субъекту.
Субъект собственности (собственник) – индивид, коллектив, государство, которые имеют право обладать объектом собственности, т.е. те, кто вступают в отношения собственности.
Объект собственности – предметы природы, вещества, имущество, информация, интеллект целиком или в какой-то степени, принадлежащих субъекту, т.е. по поводу чего осуществляется отношение собственности.
Основное в отношении собственности являются отношения собственности на средства производства.
Владение – фактическое обладание вещью, контроль над ней независимо от извлечения из нее полезного эффекта.
Пользование – это процесс извлечения полезных свойств из благ с целью удовлетворения потребностей или как средства создания других благ.
Распоряжение – дает право субъекту по своему усмотрению использовать его.
Ответственность (обратная сторона собственности) – означает как интерес к активному использованию объекта собственности, так и ответственность за его сохранность, эффективное функционирование, возмещение ущерба, причиненного объекту.
Перечни прав собственности:
1. право владения;
2. право использования;
3. управления;
4. на доход;
5. на продажу-изменение или уничтожение;
6. на безопасность собственности (иммунитет против экспроприации);
7. завещание;
8. на бессрочное обладание благом;
9. запрещающее использование объектов собственности во вред окружающим;
10. на взыскание (уплату долга);
11. на возврат полномочий собственности (по истечении срока договора об их передаче).
Частная собственность характеризует такой тип присвоения, при котором интересы индивида доминируют над интересами целого общества.
Государственная собственность выступает основой государственного сектора национальной экономики, обслуживает другие потребности государства.
Разновидностями форм собственности являются смешанные формы собственности (в образовании участвует частный и государственный капитал), к производным формам собственности относятся собственности церквей, товариществ, комбинированные – к ним могут быть отнесены совместные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты с концентрацией и спецификацией некоторых полномочий (управление, распределение дохода и распоряжение имуществом).
Вопрос 15: «Реформирование собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь»
Процесс реформирования собственности может осуществляться различным образом;
· эволюционно или революционно;
· со сменой формы собственности или в рамках существующей.
Трансформация отношений собственности возможна в результате:
· национализации или денанационализации;
· этатизации (огосударствления) или разгосударствления;
· приватизации или реприватизации.
Национализации – это процесс превращения частной собственности в государственную. Национализация может осуществляться различными путями:
· через безвозмездную конфискацию имущества;
· полный или частичный выкуп объекта.
Следствие неограниченной национализации может стать огосударствление или этатизация экономики. Огосударствление приводит к неэффективности экономической системы, ее бюрократизации, уничтожению конкуренции, нарастанию социальных противоречий. В результате этого возникает объективная необходимость в проведении денационализации.
Денационализация – процесс противоположный национализации, связан с преобразование объектов государственной собственности в другие формы, прежде всего на основе разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление (деэтатизация) – это передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики. Формально разгосударствление затрагивает не форму собственности, а механизм ее реализации.
Приватизация – это передача государственной собственности в частную, поэтому приватизацию можно рассматривать как продолжение процесса разгосударствления.
Методы приватизации:
· массовая бесплатная приватизация на основе выдачи чеков, ваучеров, купонов;
· передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий трудовому коллективу;
· приватизация методом прямых продаж государственных активов по рыночной стоимости.
Формы приватизации:
· акционирование;
· аренда с выкупом;
· инвестиционный конкурс;
· коммерческий конкурс;
· аукцион.
Реприватизация – возврат ранее конфискованной или национализированной собственности безвозмездно прежним собственникам.
На современном четвертом этапе Республика Беларусь проходит «точечное реформирование» объектов государственной собственности. Собственность передается, как правило, покупателю, выбранному на конкурентной основе и на условиях, согласовавшихся в ходе переговоров. Одновременный переход к новым отношениям собственности в Беларуси осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на сохранение стабильности социально-экономических условий. Беларусь, отказавшись от варианта «шоковой терапии», проводит эволюционное реформирование экономики. эволюционный подход позволяет сверить действия правительства с происходящими изменениями и не допускать потрясений в стране, поскольку конечной целью реформирования экономики является не скорость приватизации, а рост благосостояния населения.