Особенности экономической стратегии фирмы на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Признаки совершенной конкуренции:

· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

· однородность и делимость продаваемой продукции;

· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

· высокая мобильность факторов производства;

· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);

· наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

· стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;

· отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции.

Формы несовершенной конкуренции.Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и олигопсония являются формами несовершенной конкуренции.

17. Картелеподобная структура рынка и поведение фирмы. Методы ценообразования.

Картель – это одна из возможностей поведения фирмы на олигополистическом рынке, это сговор фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие. Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Главная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом (монопольную прибыль). Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо путем географического закрепления рынков. Часто картели предпринимают меры и по выравниванию уровня издержек своих членов. Для этого они договариваются предлагать поставщикам за закупаемые ресурсы одинаковую цену. в целом:

Классический картель предполагает установление между фирмами соглашения:

1.о единых ценах.

2. о размерах (квотах производства или разделе рынков)

3. о единой политике по отношению к поставщикам ресурсов, чаще всего по отношению к профсоюзам)

Основное содержание «правил поведения» - порядок установления цен. Механизм координации действий олигополистов включает:

• Лидерство в ценах;

• Единую методику ценообразования («издержки плюс»);

• Фокальные точки;

Идея лидерства в ценах в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма («фирма-лидер»), а затем они повторяются в близких размерах остальными фирмами. Здесь возможны два варианта развития событий:

Последователи принимают предложенный уровень цен при этом ценовой лидер определяет цены во всей отрасли. В идеале, в таком случае можно достигнуть ситуации, схожей с картелем, однако цены редко идеально соответствуют друг другу.

Объявленные цены не будут выгодны конкурентам.

Различают три основных вида ценового лидерства:

1) барометрическое лидерство– фирма, первой устанавливающая цены, подобно барометру отслеживает развитие обстановки в отрасли. Такой лидер по своей сути оценивает состояние на рынке и принимает решение о изменении текущего уровня цен.

2) Лидерство на базе низких издержек – Фирма – ценовой лидер навязывает оптимальные для неё низкие цены фирмам с более высокими издержками, которые, не будь ее продукта на рынке, сочли бы для себя оптимальным более высокие цены.

3) Лидерство фирмы-доминанта. все конкурентные фирмы малы и слабы по сравнению с лидером. В конечном итоге остальные фирмы вынуждены принимать любую цену, которую остановить лидер,

Координация по схеме «издержки плюс»

Использование этой схемы предполагает, что фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам. В течении конкурентной борьбы каждый олигополист может узнать уровень цен свои конкурентов, а значит и их цены. Появляется чёткий критерии оценки агрессивности ценообразования. Как только процент прибыли какой-то фирмы снижается по сравнению спринятым в отрасли, фирмы-конкуренты воспринимают это как объявление войны и начинают ответные действия.

Фокальные точки – это психологически значимые уровни рыночных параметров (цен, скидок и др.) Установление цены в ряде случаев представляет собой не только экономический, но и информационный акт. В качестве фокальных точек чаще всего используются:

1) круглые цифры и производные от них

2) исторически обусловленные и(или) долго не менявшиеся показатели.

3) цены, на стандартную величину отличающиеся от цены самой известной фирмы, наиболее распространенного сорта и т.д.

В большинстве стран картели тогда же или чуть позже были законодательно запрещены. Не разрешено создание картелей и по современному российскому законодательству. В настоящее время картели существуют (и преследуются властями всех стран) как тайные сговоры. Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) и только под контролем государства.

Наши рекомендации