Экономическое равновесие фирмы на рынках монополии и несовершенной конкуренции

При изучении данной темы следует выяснить, как устанавливается экономическое равновесие на рынках монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Начать необходимо с изучения допущений перечисленных моделей рыночных структур, то есть ответить на следующие вопросы: сколько фирм в отрасли; контроль отдельной фирмы над ценами; свобода вхождения в отрасль и выхода из нее; характер продукта; характер кривой спроса на продукт фирмы.

Следует помнить, что рыночная структура оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ее рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью.

Современная западная экономическая теория трактует монополию как ситуацию, при которой на рынке существует только одна фирма. Таким образом, понятия «фирма» и «отрасль» становятся тождественными.

Важно помнить, что монопольные образования в различных экономических системах формируются по-разному. Для плановой экономики характерно создание монополий «сверху», что обусловлено необходимостью обеспечить эффективное управление (чем меньше объектов управления, тем точнее и быстрее перерабатывается информация и принимаются решения). В рыночной экономике монопольные образования возникали естественным путем, как следствие развития конкуренции, требовавшей концентрации и централизации капитала.

Необходимо отметить, что монополия в чистом виде – явление редкое. Однако некоторые фирмы могут влиять на цену, то есть у таких фирм есть монопольная власть. Для оценки степени монополизации рынка или степени монопольной власти используется индекс Лернера.

Монопольные образования делятся на два основных типа: предпринимательские монополии и естественные монополии.

Обратите внимание на то, что для монополии ситуация убытков нехарактерна, - только в краткосрочном периоде может возникнуть ситуация с превышением затрат над доходом. В долгосрочном периоде, благодаря ценовой дискриминации и контролю над ценами монополист имеет прибыль. Ценовая дискриминация свойственная всем рынкам несовершенной конкуренции. Выясните ее условия и экономический смысл.

Экономисты считают, что монополии снижают экономическую эффективность. Поэтому в странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства. Следовательно, необходимо определить причины неэффективности монополий и охарактеризовать антимонопольную политику.

Олигопольные рынки составляют основу экономики любой индустриально развитой страны, поскольку присущи отраслям с максимальным инновационным и инвестиционным потенциалом: автомобилестроению, самолетостроению, химической промышленности и т.п.

Следует отметить, что количество фирм в отрасли и степень конкуренции в ней напрямую не связаны. Например, учет международной или межотраслевой конкуренции фирм, производящих товары-заменители, значительно корректирует масштабы власти отдельной фирмы на олигопольном рынке в сторону ее уменьшения. Если же брать местные рынки, то возможны ситуации, когда олигопольный рынок из-за значительных транспортных издержек превращается в монопольный.

Из немногочисленности фирм в условиях олигополии вытекает проблема взаимного влияния фирм друг на друга. Ожидания того, что фирма-конкурент изменит свое поведение в ответ на действия данной фирмы, делают неопределенными как цены, так и количество покупаемого товара на рынке, т.е. для олигополии функция спроса не задана заранее, как это присуще для других моделей рынка, она формируется в процессе принятия решений. Для определения поведения фирм в таких условиях применяется теоретико-игровой подход к анализу рынка на основе математической теории игр, которая позволяет определить поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений.

Олигополии, проводящие самостоятельную ценовую и производственную политику, не вступающие в сговор друг с другом, называются некооперированными. Поведение таких олигополий при изменении ситуации на рынке может заключаться как в изменении объемов производства, так и в изменении отпускных цен на продукцию.

Некооперированные количественные олигополии реагируют на изменение конъюнктуры и поведение конкурентов только изменением количества продукции. Описывается поведение таких олигополий, например, с помощью моделей А.Курно, и Э.Чемберлина.

Некооперированные ценовые олигополии реагируют на рыночную конъюнктуру изменением цен. При этом рассматриваются, например, модель ломанной кривой спроса, ценообразования посредством наценки.

Кооперированные олигополии появляются при согласованном поведении фирм на олигопольном рынке.

Мягкий вариант соглашения - лидерство в ценах, при котором достигается молчаливое тайное соглашение, координирующее поведение фирм на олигопольном рынке. Лидером в изменении цен выступает наиболее крупное и эффективное предприятие в отрасли, все остальные фирмы следуют за ним.

При картельном соглашении олигопольный рынок становится монопольным и процессы ценообразования и определения объемов производства на нем полностью совпадают с правилами, действующими на рынке чистой монополии. В современной экономике картельные соглашения распространены незначительно, поскольку, с одной стороны, являются законодательно запрещенными, с другой - приводят к столкновению интересов фирм-участников.

Рынок монополистической конкуренции - более реальная модель, чем рынки совершенной конкуренции и чистой монополии, - большинство рынков услуг и розничной торговли описываются именно моделью монополистической конкуренции.

Следует обратить внимание на то, что отличительной чертой рынка монополистической конкуренции выступает дифференциация продукта, так как благодаря ей фирма получает возможность привязать к себе покупателей, сделать спрос на свою продукцию менее эластичным и создать условия для извлечения монопольной прибыли.

Выделяют две формы дифференциации продукта:

1) реальная, действительная дифференциация, основанная на изменении качества продукта или изменении услуг и условий продажи товара;

2) искусственная дифференциация, предполагающая изменения в упаковке, в размещении и доступности продукта, в стимулировании сбыта.

Большую роль на рынке монополистической конкуренции играет неценовая конкуренция, основой которой является реклама. Поэтому следует выяснить последствия рекламы и неценовой конкуренции, которые в целом могут порождать как положительные, так и отрицательные эффекты. Обратите внимание, что вероятность того или иного результата определяется целым набором конкретных факторов: времени, места, соотношения сил на рынке, характером государственной политики, социо-культурными факторами и т.п.

В краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции может иметь как экономическую прибыль, так и убытки. В долгосрочном периоде она ведет себя, в основном, как в условиях совершенной конкуренции и тяготеет к нулевой экономической прибыли. Но если учитывать последствия неценовой конкуренции, т.е. те затраты и доходы, которые фирма имеет при улучшении качества товара и при продвижении его на рынок, то картина издержек и прибылей фирмы значительно меняется.

Наши рекомендации