Спрос и предложение на рынке ресурсов.

Спрос на рынке ресурсов создает бизнес и это - производный спрос. Этот термин характеризует следующее: а) предприниматель (фирма) рассчитывает на получение прибыли и предъявляет спрос на какой-либо ресурс; б) есть цель получения возможности производить товар, имеющий спрос у покупателя, сейчас или впоследствии. Значит, объем продукции, наиболее спрашиваемой, увеличит спрос на ресурс; он - вторичен, производен, т.к. проистекает из потребительского спроса.

Усилия факторов производства "сами по себе", как действия, обществу не интересны; они нужны только потому, что готовый товар, готовая услуга могут удовлетворить спрос покупателя. В том случае, если спрос на изготовленный продукт увеличивается, увеличивается и спрос на фактор производства, при помощи которого он создан. Сокращение товарного спроса уменьшит и факторный спрос.

Другая особенность спроса на факторы производства объективно вытекает из закономерностей технологического процесса: факторы производства не могут использоваться поодиночке. Они взаимосвязаны и взаимодействуют, а количество произведенного конечного продукта зависит от совокупности всех факторов производства.

Каждый фактор производства может усиливать эффективность остальных, а иногда они в большей степени соперничают между собой за роль в создании готового продукта (взаимодополняемость и взаимозаменяемость факторов производства).

Объем спроса на каждый фактор производства будет зависеть и от его собственной цены, и от цен других факторов. При прочих равных условиях, если цена какого-то ресурса возрастет, спрос на него будет снижаться, а на другой ресурс - повышаться. Например, высокая цена на фактор труда вызовет необходимость заменить его более дешевым механизмом. Следовательно, спрос на каждый фактор производства зависит от уровня цен на все факторы, а не только от цены данного факторы производства. Эта взаимная изменяемость (эластичность) спроса на различные факторы производства важна так же, как и мера реагирования спроса на данный фактор.

Величина и структура спроса на факторы производства зависит от правильного решения бизнесом главной задачи - выбора размеров производства, обеспечивающего максимизацию прибыли при универсальном рыночном правиле MR = MC. Какой из ряда допустимых вариантов создаст такую возможность? До какого момента целесообразно увеличивать спрос, приобретая дополнительные ресурсы, производящие оптимальный выпуск готовой продукции?

Поиск ответов на поставленные вопросы невозможен без использования следующих понятий:

· предельный продукт фактора МPf - прирост выпуска продукции в натуральном (физическом) выражении, полученный при введении одной дополнительной единицы фактора производства;

· предельный продукт фактора в денежном выражении или предельный денежный продукт фактора (предельная доходность) MRPf - прирост денежного дохода, полученный от продажи продукции, созданной дополнительной единицей фактора производства. Предельная доходность фактора может говорить о его качестве, конкурентоспособности. MRPf = P x MPf

· предельные издержки на фактор MRCf - прирост общих издержек производства из-за введения одной дополнительной единицы фактора производства MRCf = TCf - TCf-1.

Обеспечение наивысшей прибыли, ее максимизация предполагает равенство доходов от предельного продукта и цен на соответствующие факторы.

Зададимся вопросом: почему? Дело в том, что "…любой здравомыслящий предприниматель приостановит дальнейшие затраты на покупку каждого фактора производства в тот момент, когда рыночная цена указанного фактора станет превышать тот доход, который будет приносить его фирме производимый данным фактором предельный продукт…"1 , выражаемый величиной предельного дохода.

Пол Энтони Самуэльсон (1915-декабрь 2009) "строгий классик", лауреат Нобелевской премии 1970 г. за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках. Считал необходимым применение математических методов в экономических исследованиях. В 2008 г. выдвинул предпочтение, что дном современного мирового финансового кризиса станет 2012 год. Результаты своих научных изысканий публиковал, главным образом, в журналах.

Мы обратились к этой цитате, как безупречно раскрывающей суть экономического интереса бизнеса, в экономической теории нашедшего выражение в законе убывающей отдачи.

Предложение факторов производства осуществляют собственники или владельцы факторов производства. Оно зависит, в первую очередь, от специфики каждого факторного рынка и формируется под влиянием особенностей и характерных черт каждого предлагаемого фактора. Обеспечивается предложение ресурсов домашними хозяйствами (населением).

Величина предложения любого ресурса зависит от его цены, как основы дохода собственника, либо владельца ресурса; с другой стороны, цена ресурса - основа издержек бизнеса, оплатившего ее на факторном рынке.

На рынке труда ценой является ставка заработной платы (w), на рынке земли - рентная оценка земли (Rt), а на рынке капиталов - рентная оценка капитала (Rk).

Число занятых работников (L), количество земельного ресурса (Т) и объем капитала (К) количественно характеризуют соответствующие рынки.

Общим свойством для всех факторных рынков является ограниченность всех видов ресурсов, имеющихся в обществе в сравнении с динамикой его потребностей.

Предельная доходность ресурса и правило MRP = MRC.

Для более четкого восприятия и правильного понимания этой части темы целесообразно обратиться к условным цифровым примерам, наглядно демонстрирующим ситуации использования фирмой ресурса (несложные формулы определения предельных показателей помещены в предыдущем материале).

Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Объем фактора производства (f), ед. Выпуск продукции (Q), штук Предельный продукт фактора, физический (МР), штук Цена продукции (Р), ден. ед. Общий доход (ТR= РxQ), ден. ед. Предельная доходность фактора (MRPf), ден. ед. Цена продукции (Р), ден. ед. Общий доход (TR=PxQ), ден. ед. Предельная доходность фактора (MRPf), ден. ед.
- - - - - -
- - -
4.5
3.5
-8
2.5 77.5 -12.5

При совершенно конкурентном рынке уменьшение предельной доходности фактора MRPf (от 40 до 5 д.ед.) обусловлено снижением предельного продукта MPf (от 8 до 1 шт.), так как общий выпуск продукции Q растет, а его прирост - снижается, о чем и свидетельствует показатель MPf. Другими словами, если при введении дополнительной единицы фактора фирма создает меньше дополнительных единиц продукции, и приращение общего дохода (выручки) будет уменьшаться.

В этой связи вновь приходится возвратиться к поиску момента, когда предприниматель должен прекратить подключать в процесс производства дополнительную единицу ресурса - это становится все менее выгодно.

При этом - совершенная конкуренция - цена на готовую продукцию не изменится с ростом ее объема (в таблице - 5 д. ед.). И - тем не менее - необходимо сравнить MRPf с дополнительными затратами на каждую дополнительную единицу фактора производства.

Вовлечение дополнительного ресурса будет полезным и выгодным фирме до тех пор, пока не сравняются величины MRPf и MRСf.

Несовершенная конкуренция ставит "любого здравомыслящего предпринимателя" в значительно более жесткие рамки.

Здесь сокращение MRPf (

Спрос и предложение на рынке ресурсов. - student2.ru

и т.д. по таблице) усугубляется снижением цен на продукцию (от 6 до 2,5 д.ед.). Подобное типично для несовершенной конкуренции при том, что размеры продаж растут, то есть, сама возможность продать дополнительную единицу продукции отражается в снижении цены.

Несовершенная конкуренция создает и тенденцию роста предельных издержек по мере того, как увеличивается объем вовлекаемых ограниченных ресурсов. Именно эта ограниченность делает возможным "переманивание" факторов из других отраслей, предприятий. Поэтому правило равенства предельной доходности фактора производства и предельных издержек на него сохраняет здесь свою силу, оставаясь основой равновесия рынка ресурсов.

Наши рекомендации